Особенности управления тормозами зимой
14.4.1 В зимний период при низкой температуре работа автотормозов происходит в более тяжелых условиях. Основными причинами неудовлетворительной работы тормозов являются:
- потеря эластичности (затвердевание) и плотности манжет, прокладок, диафрагмы и т.д. в тормозных приборах;
- загустевание смазки при выделении из нее эмульсии, которая, замерзая, препятствует нормальной работе прибора;
- образование зауженных сечений в тормозной магистрали и в другом тормозном оборудовании из-за отложения льда или ледяных пробок;
- ухудшается подвижность тормозной рычажной передачи (из-за образования льда и т.д.);
- образование ледяных корок, пленок на поверхности трения тормозных колодок, особенно на композиционных (из-за чего возрастает длина тормозного пути);
- ухудшается сцепление колес с рельсами.
14.4.2 Для поддержания автотормозов в рабочем состоянии чаще проверять их работу в пути следования, а торможение производить заблаговременно и с большим снижением давления в тормозной магистрали, т.к. из-за снега и образования льда на тормозных колодках резко снижается коэффициент трения в начальный период торможения до удаления ледяной корки, что приводит к увеличению тормозного расстояния (время удаления ледяной корки при давлении в тормозном цилиндре 2кгс/см2 составляет 20-25 секунд).
14.4.3 Время с момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска до приведения поезда в движение после его остановки должно быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с величинами, указанными в п.10.2.7 настоящей Инструкции.
14.4.4 На стоянке не рекомендуется без необходимости держать поезд в заторможенном состоянии, так как это может привести к примерзанию колодок к поверхности катания колес и вызвать юз при трогании с места.
14.4.5 При опробовании автотормозов на стоянке первую ступень торможения выполнить снижением давления в уравнительном резервуаре в соответствии с п.9.2.3., т.е. на 0,6-0,7 кгс/см2, а при температуре ниже - 30 градусов Цельсия на 0,8-0,9 кгс/см2.
14.4.6 В пути следования приводить в действие автотормоза при скоростях на 5-10км/час ниже установленной со снижением давления в тормозной магистрали в груженых поездах на 0,8-0,9кгс/см2, в порожних на 0,5-0,6кгс/см2. При температуре воздуха ниже - 30 градусов Цельсия, а также при более высоких температурах, но в условиях снегопадов, снежных заносов первую ступень в порожних поездах производить снижением давления на 0,6-0,7 кгс/см2
14.4.7 На крутых затяжных спусках при снегопадах, снежных заносах первую ступень торможения в груженых и в порожних поездах (если воздухораспределители установлены на порожний режим) в начале спуска выполнять снижением давления в тормозной магистрали на 1,0-1,2кгс/см2. В порожних поездах, где воздухораспределитель установлении на средний или груженый режим, первую ступень торможения выполнить на 0,6-0,7кгс/см2. В случае необходимости увеличить разрядку тормозной магистрали до полного служебного торможения.
14.4.8 На участках с затяжным спуском при снежных заносах, свежевыпавшем снеге, уровень которого превышает уровень головок рельс, пурге разрешается включать воздухораспределители у груженых вагонов, оборудованных с композиционными колодками, на груженый режим, при загрузке нетто более 10т на ось. (После выгрузки вагонов воздухораспределитель установить на нормальный режим).
14.4.9 Чаще проверять работу тормозов в пути следования и на станции. При температуре окружающего воздуха ниже -5 градусов Цельсия, снегопаде, снежных заносах, превышающих уровень головок рельс, если время следования или стоянки поезда без торможения превышает 20 минут, выполнять торможение для проверки работы автотормозов. Производить проверку тормозов поезда перед входом на станцию и перед следованием по спуску.
14.4.10 При ступени торможения более 1,0 кгс/см2, при инее, гололеде, когда сила сцепления колес с рельсами снижается, необходимо предварительно за 50-100 метров до начала торможения приводить в действие песочницу и подавать на рельсы песок до остановки поезда или окончания торможения.
14.4.11 При подходе к станциям и запрещающим сигналам, если после первой ступени торможения не получен достаточный тормозной эффект в поезде, произвести экстренное торможение.
14.4.12 При появлении признаков перемерзания тормозной магистрали (по произвольному срабатыванию некоторых воздухораспределителей на самоторможение, длительный отпуск тормозов или отпуск тормозов у некоторых вагонов, малый расход воздуха при зарядке и отпуске тормозов) немедленно остановить поезд, выяснить причину и устранить ее.
14.4.13 Если уровень снежного покрова равен или превышает уровень головок рельса на крутых спусках и тупиках РУ, то поезда на такие пути должны отправляться после очистки железнодорожного их от снега.
14.4.14 После приемки отставленного состава, перед выездом поезда на перегон, машинист локомотива при скорости движения 7-10 км/час по станционному пути отправления, должен опробовать тормоза поезда, удалить тем самым ледяные корки, снег с тормозных колодок и колесных пар. Такая предварительная проверка тормозов поезда обязательна при отправлении его на уклон.