Меры по обеспечению исправной работы тормозного оборудования локомотивов в зимних условиях
14.1.1 Для обеспечения исправности тормозного оборудования в зимних условиях локомотивная бригада обязана:
- на локомотивах, находящихся в отстое при температуре воздуха ниже 30 градусов не допускать пуска компрессоров без предварительного разогрева масла в картерах, а при отсутствии устройства обогрева в картер долить разогретое масло с температурой 60-70 градусов Цельсия;
- при длительных стоянках поезда компрессора не отключать и не допускать снижения давления в главных резервуарах менее установленной величины;
14.1.2 По прибытию локомотива в депо локомотивная бригада должна выпустить конденсат из главных резервуаров и сборников, продуть тормозную магистраль при I положении ручки крана машиниста путем последовательного открытия с двух сторон концевых кранов, питательную магистраль с разъединением межсекционных рукавов, открыть краны главных резервуаров и сборников, затормозить локомотив ручными тормозными башмаками. При выезде из депо после пуска компрессора необходимо тщательно продуть главный резервуар, влагосборник, тормозную магистраль, питательную магистраль и другие.
14.1.3 Локомотивная бригада обязана в процессе эксплуатации локомотива не допускать обледенения деталей тормоза.
14.1.4 Образовавшийся на деталях тормоза и рычажной передачи локомотива лед локомотивная бригада должна удалять при первой возможности (при остановке на станции, при приемке смены и т.д.).
14.1.5 Своевременно удалять влагу из главных резервуаров и маслоотделителей. Во время эксплуатации продувку главного резервуара и влагосборников производить не реже одного раза в 40-60 минут. Продувку тормозной магистрали локомотива с целью проверки проходимости воздуха и удаления влаги производить путем разъединения рукавов между моторным думпкаром и первым прицепным думпкаром с удалением льда из концевых головок:
- во время приема-сдачи смены;
- после каждой выгрузки вертушки;
- во время стоянок на станции.
14.1.6 Один раз в смену разъединять рукава пневматических магистралей между электровозом управления и первым моторным думпкаром (дизельной секцией) и вторым моторным думпкаром и производить продувку их не менее чем трехкратным открытием концевых кранов и удалять лед, снег из головок.
14.1.7 Во избежание замораживания тормозных приборов, не менее чем за 6-10 дней до наступления низких температур (ниже 0 градусов Цельсия) на электровозах произвести заправку спиртораспылителей спиртом. В дальнейшем заправку спиртораспылителей производить через каждые 10-15 дней.
14.1.8 Порядок продувки после выхода из депо, после отстоя, после всякой интенсивной работы компрессоров: сначала производится продувка главного резервуара (первым продувать ближний к компрессору и начинать продувку с малым открытием крана, т.к. в нем больше всего конденсата), потом питательную магистраль, тормозную магистраль с обеих сторон локомотива и межсекционных соединений. Последним продувают кран машиниста неоднократным переводом его ручки из I положения в VI . Если изменить порядок продувки, то больше влаги попадет в тормозную магистраль.
14.1.9 Проходимость воздуха через питательную и тормозную магистрали и блокировочное устройство №367 производить порядком, изложенным в п.3.2.18. Увеличение времени падения давления в главном резервуаре указывает на вероятность замерзания каналов блокировки №367, тормозной и питательной магистралей. Уменьшение времени указывает на сокращение объема главного резервуара из-за их частичного замерзания.
Существует и другой способ проверки проходимости тормозной и питательной магистралей. При нахождении ручки крана машиниста в положении 1 в течение 5 секунд при открытом концевом кране в тормозной магистрали и работающих компрессорах давление должно поддерживаться в пределах 2,0-3,0 кгс/см2. Если оно будет в пределах 4,0-5,0 кгс/см2, то это указывает на вероятность образования в тормозной магистрали ледяной пробки, а в пределах 0,5-1,0 кгс/см2 на зауживание в питательной магистрали.
14.1.10 При работе компрессоров с нормальной производительностью меньше выделяется конденсата. При проверке производительности компрессора, одновременно контролируется проходимость воздуха по перепускной и нагнетательным трубам, разобщительным кранам на этих трубах, изгибам труб. При зауживании воздухопроводов из-за скопления льда, инея или загустевшей смазки, производительность компрессора, определяемая по манометру главного резервуара, будет ниже нормы. В результате может произойти срабатывание предохранительных клапанов на нагнетательной трубе. После отключения проверяемого компрессора, давление в напорной магистрали будет повышаться в зависимости от величины зауживания воздухопроводов и времени работы компрессоров.
14.1.11 При приемке локомотива без отцепки от состава продувать последовательно холодильник компрессора (при пуске) в маслоотстойники и маслоотделители главного резервуара. Проверить проходимость соединительного рукава тормозной магистрали, расположенного с противоположной стороны состава, путем двух-трех кратного открытия концевого крана, а со стороны состава перекрыть концевые краны, рассоединить рукава и продуть тормозную магистраль состава и локомотива. Резкое снижение напора воздуха может быть результатом зауживания трубопроводов между краном машиниста и концевым краном. Одновременно с этой проверкой удалить лед в головках рукавов.
14.1.12 После прицепки локомотива к составу и зарядки тормозов, на ПТО при ежесуточном осмотре после зарядки тормозной магистрали, после разгрузки вертушки и при других случаях после интенсивной работы компрессоров удалить конденсат из главного резервуара.
14.1.13 Во время работы проверить плотность тормозной сети поезда по утечке воздуха из главного резервуара. Если она по времени увеличилась больше чем на 20%, то это может быть вызвано уменьшением длины поезда из-за замерзания. Замерзание тормозной магистрали поезда можно определять по характеру работы крана машиниста:
- быстрый выпуск при торможении и сброс давления в тормозной магистрали после перевода ручки крана машиниста из положения I во II свидетельствует об уменьшении длины тормозной магистрали поезда.
14.1.14 Обогрев кранов продувки включить на 30-40 минут, после чего выключить и произвести продувку. Не включать обогрев при температуре окружающей среды выше - 5 градусов Цельсия.
14.1.15 При постановке электровоза на отстой во избежание примерзания тормозных колодок к бандажам колес, примерзания манжет тормозных цилиндров, тормоза оставляют отпущенными, для торможения использовать тормозные башмаки. Воздух выпускать через краны продувки, которые оставлять открытыми.
14.1.16 Запрещается производить продувку тормозной и свалочной магистралей в зимнее время через концевые краны хвостового вагона во избежание образования ледяных пробок в этих магистралях.
14.1.17 После приемки отставленного состава, вагона помощник машиниста (кондуктор грузовых поездов) должен отойти от состава на 5 метров и во время движения состава со скоростью 2-3 км/час убедиться, что все колесные пары вращаются.
14.1.18 В аварийных случаях для доставки груженых думпкаров на ПТО, разрешается установка воздухораспределителей на груженый режим.