Результаты измерений уровней шума
№ п/п | Место проведения измерений | Интенсивность автотранспортного потока Nдн. в дневной час пик | Уровни шума | ||
LAэкв. | LAмакс | LAмин | |||
1. | В 7,5 м от оси первой полосы движения транспорта (т. 1 на рис. 1) | 76,7 | 88,9 | 52,7 | |
2. | В 12 м от фасада жилого дома (т. 2 на рис. 1) | 57,3 | 66,2 | 38,5 | |
3. | В 12 м от фасада жилого дома (т. 3 на рис. 1) | 58,1 | 67,5 | 39,4 | |
4. | В 15 м от фасада жилого дома (т. 4 на рис. 1) | 60,0 | 70,8 | 46,2 | |
5. | В 15 м от фасада жилого дома (т. 5 на рис. 1) | 61,4 | 76,8 | 41,2 |
В строке 1 табл. 1 содержится шумовая характеристика транспортного потока в час пик [1], равная: = 76,7 дБА, LAмакс = 88,9 дБА.
Таблица 2
Замеренные уровни шума на прилегающей
территории, дБА
Источник шума | Расчетные точки | |||
Автомагистраль, Lэкв. | 57,3 | 58,1 | 60,0 | 61,4 |
Значения превышений замеренных уровней шума над допускаемыми санитарными нормами на прилегающей территории приведены в табл. 3
Таблица 3
Превышение расчетных уровней звука над допустимыми
санитарными нормами
Источник шума | Расчетные точки | |||
Автомагистраль, Lэкв. | 2,3 | 3,1 | 5,0 | 6,4 |
Анализ полученных данных указывает на наличие превышений уровней шума над допустимыми санитарными нормами на территории нас. п. Мушковичи. Для улучшения акустической обстановки и удовлетворения санитарных требований необходимо проведение акустическо-строительных мероприятий по снижению уровня шума на территории. Наиболее эффективным мероприятием является установка шумозащитного экрана.
В ночной период суток интенсивность автотранспортного движения (Nн) по данным многочисленных натурных измерений, проводившихся ранее на различных дорогах и по данным института "Союздорпроект", составляет не более 10% от дневной интенсивности в час пик при тех же значениях соотношения количества грузовых автомобилей и автобусов к общему количеству автомобилей в транспортном потоке (Р) и средней скорости потока (V).
При этих условиях ожидаемая шумовая характеристика автотранспортного потока на рассматриваемом участке автодороги Москва-Смоленск в ночное время будет равна в соответствии с [2]:
= 10×lgNн + 13,3×lgV + 4×lg(1 + P) + 17,9 = 10×lg(0,1э×Nдн) + 13,3×lgV + 4×lg(1 + P) + 17,9 = . - 10, дБА. (1)
Так как разность между шумовой характеристикой автотранспортного потока в дневное и ночное время, согласно формуле (1), равна 10 дБА, а разность между допустимым уровнем звука в жилой застройке и на селитебных территориях в дневное и ночное время также равна 10 дБА [3], то достаточно рассмотреть данные только для дневного периода суток. Полученные выводы и рекомендации относительно ожидаемых уровней автотранспортного шума и мероприятий по его снижению будут справедливы и для ночного периода суток.
Так как разница между допустимыми максимальным и эквивалентным уровнями шума по санитарным нормам [3] составляет 15 дБА, а по результатам натурных измерений она составила ∆L = LAмакс - LАэкв. = 88,9-76,7 = 12,2 дБА < 15 дБА, то достаточно рассмотреть только эквивалентные уровни шума; рассмотрение максимальных уровней шума для данной ситуации не внесло бы никаких корректив в оценку шумовой ситуации и в намечаемые шумозащитные мероприятия.
С учетом того, что все дома первого эшелона застройки расположены на одинаковом расстоянии от дороги, достаточно выбрать одну расчетную точку для оценки ожидаемого шумового режима на фасадах жилых домов в 2 м от фасадов домов, обращенных к дороге, и на уровне середины окон 1-го этажа. Высота этой расчетной точки над уровнем территории составляет Нр.т.фас. = 2 м. Для оценки ожидаемого шумового режима внутри жилых помещений домов расчетная точка выбиралась в центре помещения на высоте Нр.т. = 1,5 м над уровнем пола [4].
В соответствии с [5], ожидаемый уровень шума в расчетной точке составляет
LAр.т. = LAэкв.авт. - ∆LApac. - ∆LAвоз. - ∆LAпок. - ∆LAзел. - ∆LAэкр. - ∆LAα, дБА, (2)
где LAэкв.авт. - шумовая характеристика транспортного потока на рассматриваемом участке автодороги;
∆LApac. - снижение уровня шума с расстоянием;
R - расстояние от оси ближней полосы движения транспорта до расчетной точки, м;
∆LAвоз. - снижение уровня шума вследствие затухания звука в воздухе (∆LAвоз. = 0,005R);
∆LAпок. - снижение уровня шума вследствие его поглощения поверхностью территории (трава, кустарник - летом, снег - зимой);
∆LAзел. - снижение уровня шума из-за поглощения его полосами зеленых насаждений на пути звуковых лучей;
∆LAэкр. - снижение уровня шума экраном или экранирующими элементами местности;
∆LAα - снижение уровня шума в случае ограничения угла видимости дороги из расчетной точки.
Для рассматриваемого населенного пункта величина ∆LAзел. = 0 (нет специальных шумозащитных полос зеленых насаждений).
∆LAэкр. = 0 (первоначально нет экранов).
∆LAα = 0 (обзор дороги из расчетной точки неограничен, α = 180°). °
Величина ∆LAпок., в соответствии с [5], равна:
(3)
где
(4)
R - то же, что и в формуле (2), м.;
Ни.ш. - высота акустического центра транспортного потока над проезжей частью, м, (согласно [5], принято Ни.ш. = 1 м.);
Нрт. - высота расчетной точки над уровнем территории, м.
Так как шумовая характеристика транспортного потока при прочих равных условиях пропорциональна 10×lgN (см. формулу 1), то для случаев 2-5 по табл. 1 можно найти:
1. = 76,7 дБА, LAмакс = 88,9 дБА;
2. = 76,3 дБА, LAмакс = 88,5 дБА;
3. = 77,2 дБА, LAмакс = 89,4 дБА;
4. = 76,9 дБА, LAмакс = 89,1 дБА;
5. = 76,7 дБА, LAмакс = 88,9 дБА.
Разброс значений не превышает 0,9 дБА.
Поэтому для расчетов принимаем наибольшее экспериментальное значение = 77,2 дБА (LAмакс = 89,4 дБА).
Из анализа рис. 1, 2, 3 следует, что расстояние (R) равно 63,5 м (R = 63,5 м).
Тогда ∆LAвоз. = 0,005×R = 0,005×63,5 = 0,3 дБА.
На основании формул (4) и (3)
Запишем в виде
∆LAрас. = К×lg .
Тогда формулу (2) можно переписать в виде:
дБА. (5)
Для определения коэффициента (К) поступим следующим образом. Подставим в формулу (5) вместо значения LAэкв. по табл. 1, а вместо R - значения, определенные в соответствии с табл. 1 и рис. 3. Тогда на основании (5) можно получить
= 69,6 - LAэкв.
Отсюда для позиций 2-5 табл. 1 получим
Поз. 2: К×lg = 69,6-57,3 = 12,3; К = 14,4.
Поз. 3: К×lg = 69,6-58,1 = 11,5; К = 13,5.
Поз. 4: К×lg = 69,6-60 = 9,6; К = 11,6.
Поз. 5: К·lg = 69,6-61,4 = 8,2; К = 9,9.
Кср. = = 12,3.
Из рис. 3 следует, что расстояние от оси первой полосы движения транспорта до расчетной точки в 2 м от фасада дома составляет 63,5 м. С учетом Кср. из формулы (5) получим
= 69,6-12,3×lg = 58,2 дБА.
Так как, согласно [3], допустимый уровень шума для территорий, непосредственно прилегающих к жилым домам, составляет в дневное время = 55 дБА, то превышения фактических уровней шума у фасадов жилых домов населенного пункта Мушковичи составляют
= 58,2-55 = 3,2 дБА
Согласно [6], ожидаемые уровни шума в расчетной точке внутри жилых помещений домов первого эшелона застройки составляют
- ∆LAок, дБА, (6)
где ∆LAок - снижение шума окном с открытой для вентиляции форточкой (узкой створкой, фрамугой). Согласно [6], ∆LAок = 10 дБА. Тогда
= 58,2-10 = 48,2 дБА.
Согласно [3], допустимый уровень шума в жилых помещениях домов в дневное время составляет = 40 дБА. Поэтому ожидаемые превышения уровней шума внутри жилых помещений домов составят
= 48,2-40 = 8,2 дБА.
Таким образом, результаты измерений и расчетов говорят о необходимости осуществления шумозащитных мероприятий.
Для выполнения санитарных норм по шуму в помещениях жилых домов населенного пункта Мушковичи и на прилегающей к ним территории необходимо соорудить вдоль рассматриваемого участка автодороги Москва-Смоленск шумозащитный экран, снижающий шум от транспортного потока на автодороге не менее чем на 9 дБА.
Расчет акустической эффективности шумозащитного экрана, выполненный в соответствии с методикой раздела 4 из [5], приведен ниже.
Перед расчетом акустической эффективности экрана необходимо было выбрать его месторасположение. Известно, что чем ближе расположен экран к источнику шума, тем выше его эффективность и ниже требуемая высота. Исходя из этого, а также из анализа профиля территории, рекомендуется расположить шумозащитный экран на расстоянии 2 м от границы полосы движения, ближайшей к защищаемой застройке. Схема расположения экрана с указанием необходимых расстояний приведена на рис. 4.
Рис. 4. Расчетная схема оценки эффективности
шумозащитного экрана
Вначале были рассчитаны вспомогательные расстояния А, В и С:
, м (7)
, м (8)
, м (9)
где R1 - расстояние по горизонтали от акустического центра транспортного потока (по оси дальней полосы движения транспорта и на высоте 1 м над уровнем проезжей части) до экрана, м,
R2 - расстояние по горизонтали от экрана до расчетной точки, м,
Нэ - высота экрана, м,
Ни.ш. - высота акустического центра транспортного потока, м,
Нр.т. - высота расчетной точки, м.
Далее определялась разность длин путей звуковых лучей δ:
δ = А + В - С, м, (10)
и по ней с помощью графика на рис. 6 из [5] определялось искомое снижение шума экраном.
При расчетах высота экрана (Нэ) задавалась в пределах от 3 до 6 м.
Нэ = 3 м:
А = = 17,91 м;
В = = 59,61 м;
С = = 77,41 м;
δ = А + В - С = 17,91+59,61-77,41 = 0,11 м;
∆LАэкв. = 8 дБА.
Нэ = 4 м:
А = = 18,05 м;
В = = 59,63 м;
С = = 77,41 м;
δ = А + В - С = 18,05+59,63-77,41 = 0,27 м;
∆LАэкв. = 10,5 дБА.
Нэ = 5 м:
А = =18,324 м;
В = = 59,67 м;
С = = 77,41 м;
δ = А + В - С = 18,24+59,67-77,41 = 0,5 м;
∆LАэкв. = 12 дБА.
Нэ = 6 м:
А = = 18,49 м;
В = = 59,73 м;
С = = 77,41 м;
δ = А + В - С = 18,49+59,73-77,41 = 0,81 м;
∆LАэкв. = 18,5 дБА.
Из анализа расчетов следует, что необходимое снижение шума обеспечивается уже при высоте экрана, равной Нэ = 4 м (∆LАэкр. = 10,5 дБА > 9 дБА = ∆LАэкр.тер.).
Однако следует учесть, что вышеприведенные результаты измерений шума получены в марте. В летний период года интенсивность автомобильного потока может значительно возрасти (приблизительно вдвое). Тогда требуемое снижение шума экраном составит: 8,2 дБА + 10×lg2 = 11,2 Н ≈ 12 дБА. В этом случае потребуется экран высотой Нэ = 5 м.
При экране высотой Нэ = 6 м снижение шума экраном составит 18,5 дБА, что значительно больше требуемого по расчету снижения.
Таким образом, с экономической точки зрения наиболее целесообразным, а с акустической точки зрения вполне достаточным является сооружение экрана высотой 5 м, расположенного на расстоянии 2 м от границы полосы движения, наиболее близкой к защищаемым от шума домам.
Длина экрана должна составлять L = 348 м (параллельно дороге). Для защиты от шума крайних домов первого эшелона застройки по краям указанного участка экрана должны быть установлены боковые отгоны (тот же экран, но расположенный под углом к дороге).
Правый отгон должен быть расположен под углом примерно 45° к оси основной части экрана и иметь длину Lбок.пр. = 100 м.
Левый отгон должен быть расположен под углом примерно 50° к оси основной части экрана так, чтобы не пересекать трассы прохождения силового электрического кабеля, и иметь длину Lбок.лев. = 100 м.
Боковые отгоны возможно выполнить с "изломом" в плане (варианты I и II на рис. 5).
На рисунке синим цветом обозначена трасса прохождения шумозащитного экрана (вариант I). Синим пунктиром обозначен вариант прохождения боковых отгонов с "заломом" (вариант II).
Таким образом, общая длина экрана должна составлять
Lэ.общ. = 348+100+100 = 548 м, при I -м варианте (боковые отгоны прямые), или
Lэ.общ. = 348+85+85 = 518 м, при II -м варианте (боковые отгоны с "изломом").
Рис. 5. Рекомендуемая схема размещения
шумозащитного экрана