Время и путь разгона автомобиля
Время tp и путь Sp разгона автомобиля определим при его движении с места до максимальной скорости с переключением передач в следующей последовательности.
Определяем время, за которое автомобиль разгоняется до скорости Vа, соответствующей определенной частоте вращения коленчатого вала двигателя из выражения (5.4)
Подсчитаем путь разгона Sp до максимальной скорости по формуле(5.5).
Определяем скорости, при которых будет происходить переключение передач по выражению
В момент переключения передач, соответствующей скорости nднк времени разгона прибавляем время переключения передач tп = 0,5 с, принимая допущение, что снижение скорости и путь, проходимый автомобилем за время переключения незначительны.
Данные, полученные при расчете tp и Sp заносим в таблицу табл. 4 и строим по ним графики времени и пути разгона автомобиля в зависимости от скорости по передачам. Полное время разгона от t0 до конечного времени разгона tmопределяют как сумму времени разгона нарастающим итогом по всемучасткам.
Таблица 4 – Данные для построения графиков ускорение автомобиля по передачам, времени и пути разгон
nдв | va | jp | tp | Sp | |||||||
1-я передача | |||||||||||
11,33 | 1,7 | 1,9 | 21,4 | ||||||||
12,95 | 1,8 | 2,1 | 26,6 | ||||||||
14,57 | 1,8 | 2,2 | 32,4 | ||||||||
16,19 | 1,9 | 2,4 | 38,7 | ||||||||
17,81 | 1,9 | 2,6 | 45,7 | ||||||||
19,43 | 2,0 | 2,7 | 53,4 | ||||||||
21,05 | 2,0 | 2,9 | 61,9 | ||||||||
22,66 | 2,0 | 3,1 | 71,3 | ||||||||
24,28 | 2,0 | 3,4 | 81,7 | ||||||||
25,90 | 2,0 | 3,6 | 93,3 | ||||||||
27,52 | 2,0 | 3,9 | 106,4 | ||||||||
29,14 | 1,9 | 4,2 | 121,1 | ||||||||
30,76 | 1,9 | 4,5 | 137,9 | ||||||||
32,38 | 1,9 | 4,9 | 157,2 | ||||||||
34,00 | 1,8 | 5,3 | 179,5 | ||||||||
2-я передача | |||||||||||
14,63 | 1,4 | 3,0 | 44,0 | ||||||||
16,72 | 1,4 | 3,3 | 54,6 | ||||||||
18,81 | 1,5 | 3,5 | 66,4 | ||||||||
20,90 | 1,5 | 3,8 | 79,3 | ||||||||
22,99 | 1,6 | 4,1 | 93,6 | ||||||||
25,08 | 1,6 | 4,4 | 109,3 | ||||||||
27,17 | 1,6 | 4,7 | 126,7 | ||||||||
29,26 | 1,6 | 5,0 | 146,1 | ||||||||
31,35 | 1,6 | 5,4 | 167,8 | ||||||||
33,44 | 1,6 | 5,7 | 192,1 | ||||||||
35,53 | 1,6 | 6,2 | 219,6 | ||||||||
37,62 | 1,6 | 6,7 | 250,9 | ||||||||
39,71 | 1,5 | 7,2 | 286,9 | ||||||||
41,80 | 1,5 | 7,9 | 328,7 | ||||||||
43,89 | 1,4 | 8,6 | 377,7 | ||||||||
3-я передача | |||||||||||
18,90 | 1,0 | 5,2 | 98,2 | ||||||||
21,60 | 1,1 | 5,6 | 121,7 | ||||||||
24,30 | 1,1 | 6,1 | 147,6 | ||||||||
27,00 | 1,1 | 6,5 | 176,3 | ||||||||
29,71 | 1,2 | 7,0 | 208,0 | ||||||||
32,41 | 1,2 | 7,5 | 243,4 | ||||||||
35,11 | 1,2 | 8,1 | 282,8 | ||||||||
37,81 | 1,2 | 8,7 | 327,2 | ||||||||
40,51 | 1,2 | 9,3 | 377,3 | ||||||||
43,21 | 1,2 | 10,1 | 434,4 | ||||||||
45,91 | 1,2 | 10,9 | 499,9 | ||||||||
48,61 | 1,1 | 11,8 | 575,8 | ||||||||
51,31 | 1,1 | 13,0 | 664,9 | ||||||||
54,01 | 1,1 | 14,3 | 770,9 | ||||||||
56,71 | 1,0 | 15,9 | 898,9 | ||||||||
4-я передача | |||||||||||
24,41 | 0,7 | 9,7 | 237,3 | ||||||||
27,90 | 0,7 | 10,5 | 293,1 | ||||||||
31,38 | 0,8 | 11,3 | 355,4 | ||||||||
34,87 | 0,8 | 12,2 | 425,1 | ||||||||
38,36 | 0,8 | 13,1 | 503,5 | ||||||||
41,84 | 0,8 | 14,2 | 592,4 | ||||||||
45,33 | 0,8 | 15,3 | 693,8 | ||||||||
48,82 | 0,8 | 16,6 | 810,4 | ||||||||
52,30 | 0,8 | 18,1 | 946,1 | ||||||||
55,79 | 0,8 | 19,8 | 1105,8 | ||||||||
59,28 | 0,8 | 21,9 | 1296,3 | ||||||||
62,76 | 0,7 | 24,3 | 1527,5 | ||||||||
66,25 | 0,7 | 27,4 | 1814,1 | ||||||||
69,74 | 0,6 | 31,2 | 2178,5 | ||||||||
73,23 | 0,6 | 36,3 | 2657,2 | ||||||||
5-я передача | |||||||||||
31,73 | 0,4 | 21,7 | 687,5 | ||||||||
36,26 | 0,4 | 23,4 | 849,3 | ||||||||
40,80 | 0,4 | 25,4 | 1036,0 | ||||||||
45,33 | 0,5 | 27,7 | 1253,7 | ||||||||
49,86 | 0,5 | 30,3 | 1511,0 | ||||||||
54,40 | 0,5 | 33,4 | 1819,5 | ||||||||
58,93 | 0,4 | 37,3 | 2196,3 | ||||||||
63,46 | 0,4 | 42,0 | 2666,8 | ||||||||
67,99 | 0,4 | 48,1 | 3270,8 | ||||||||
72,53 | 0,4 | 56,2 | 4074,7 | ||||||||
77,06 | 0,3 | 67,4 | 5197,1 | ||||||||
81,59 | 0,3 | 84,2 | 6874,2 | ||||||||
86,13 | 0,2 | 112,1 | 9651,9 | ||||||||
90,66 | 0,2 | 167,0 | 15143,1 | ||||||||
95,19 | 0,1 | 326,9 | 31119,0 | ||||||||
Рисунок 5.1 – График ускорения автомобиля по передачам
Рисунок 5.2 – Время разгона автомобиля
Рисунок 5.3 – Путь разгона автомобиля
Тормозные свойства автомобиля
Графики тормозного пути автомобиля в зависимости от скорости начала торможения построим для двух типов дорожных покрытий: для сухого асфальтобетона и снега рыхлого.
Выбираем для данного типа автомобиля, оборудованного гидравлическим приводом тормозов, недостающие данные для расчета тормозного пути:
- коэффициент сцепления шин с дорогой – асфальтобетон ;
- коэффициент эффективности торможения – асфальтобетон ,;
- время срабатывания тормозного привода – .
- время нарастания замедления – на асфальтобетоне
- коэффициент сцепления шин с дорогой – мокрый асфальтобетон ;
- коэффициент эффективности торможения – асфальтобетон ,;
- время срабатывания тормозного привода – .
- время нарастания замедления – на мокром асфальтобетоне
Вначале подсчитаем установившееся замедление
Тормозной путь автомобиля для различных скоростей начала торможения находим с использованием выражения
Данные расчетов заносим в табл.5 и строим график тормозного пути в зависимости от скорости начала торможения Sт=f(vн)
Таблица 5 – данные для построения тормозного пути в зависимости от скорости начала торможения
Va | Sт (сухое) | Sт (мокрое) |
1,483489 | 1,755382 | |
3,211733 | 4,299306 | |
5,184732 | 7,631772 | |
7,402486 | 11,75278 | |
9,864996 | 16,66233 | |
12,57226 | 22,36042 | |
15,52428 | 28,84706 | |
18,72106 | 36,12223 | |
22,16259 | 44,18595 | |
25,84887 | 53,03821 | |
29,77991 | 62,67901 | |
33,95571 | 73,10836 | |
38,37626 | 84,32624 | |
41,01218 | 91,0905 |
Рисунок 6.1 – Тормозной путь автомобиля
Топливная экономичность
Расчет топливно-экономической характеристики автомобиля следует проводить для автомобиля, двигающегося по дороге, характеризуемой суммарным коэффициентом дорожного сопротивления φ с полной нагрузкой на прямой передаче в следующей последовательности.
С учетом данных внешней скоростной характеристики двигателя определяем скорости движения автомобиля на прямой передаче для разных частот вращения коленчатого вала двигателя.
Определяем мощность двигателя, требуемую для движения автомобиля при заданной скорости на одной из заданных дорог до полной загрузки двигателя по формуле 2.1
Зная частоту вращения коленчатого вала двигателя для разных скоростей движения автомобиля, определяем отношениеnдi/nдmax, используя которое, вычисляем значения коэффициента Кn
По графику внешней скоростной характеристики двигателя, для принятых частот вращения коленчатого вала двигателя находим значение эффективной мощности Nе(вн) и по отношению Nе/Nе(вн) устанавливаем согласно типу двигателя значения коэффициента КN.
Подсчитываем удельный расход топлива для разных скоростей движения автомобиля
Согласно полученным значениям gе и Ne для разных скоростей движения на прямой передаче автомобиля определяем расход топлива на 100 км пути по формуле (7.2)
На основании полученных расчетных данных строятся графики Qs= f(V).
Таблица 6 – данные для построения топливной экономичности автомобиля
V1 | QS1 | V2 | QS2 | V3 | QS3 | V4 | QS4 | V5 | QS5 |
11,33 | 993,40 | 14,63 | 769,55 | 18,90 | 587,70 | 24,41 | 455,15 | 31,73 | 350,12 |
12,95 | 1037,00 | 16,72 | 803,32 | 21,60 | 613,49 | 27,90 | 475,13 | 36,26 | 365,48 |
14,57 | 1080,96 | 18,81 | 837,37 | 24,30 | 639,50 | 31,38 | 495,27 | 40,80 | 380,98 |
16,19 | 1125,67 | 20,90 | 872,01 | 27,00 | 665,95 | 34,87 | 515,76 | 45,33 | 396,74 |
17,81 | 1171,37 | 22,99 | 907,42 | 29,71 | 692,99 | 38,36 | 536,70 | 49,86 | 412,84 |
19,43 | 1218,12 | 25,08 | 943,63 | 32,41 | 720,64 | 41,84 | 558,11 | 54,40 | 429,32 |
21,05 | 1265,81 | 27,17 | 980,57 | 35,11 | 748,86 | 45,33 | 579,97 | 58,93 | 446,13 |
22,66 | 1314,20 | 29,26 | 1018,06 | 37,81 | 777,48 | 48,82 | 602,13 | 63,46 | 463,18 |
24,28 | 1362,86 | 31,35 | 1055,75 | 40,51 | 806,27 | 52,30 | 624,43 | 67,99 | 480,33 |
25,90 | 1411,22 | 33,44 | 1093,21 | 43,21 | 834,88 | 55,79 | 646,59 | 72,53 | 497,37 |
27,52 | 1458,54 | 35,53 | 1129,87 | 45,91 | 862,87 | 59,28 | 668,27 | 77,06 | 514,05 |
29,14 | 1503,92 | 37,62 | 1165,02 | 48,61 | 889,72 | 62,76 | 689,06 | 81,59 | 530,05 |
30,76 | 1546,29 | 39,71 | 1197,85 | 51,31 | 914,79 | 66,25 | 708,48 | 86,13 | 544,98 |
32,38 | 1584,45 | 41,80 | 1227,41 | 54,01 | 937,37 | 69,74 | 725,96 | 90,66 | 558,43 |
34,00 | 1617,02 | 43,89 | 1252,64 | 56,71 | 956,63 | 73,23 | 740,88 | 95,19 | 569,91 |
Рисунок 7.1 – Графики топливной экономичности автомобиля
Заключение
В процессе выполнения курсовогопроекта закреплены знания по аналитическому расчета эксплуатационных свойств автомобиля.
Полученные результаты: подобран двигатель, построена внешняя скоростная характеристика, определены передаточные числа главной передачи и ступеней трансмиссии, построена динамическая характеристика, построен график ускорении автомобиля по передачам, построен график времени и пути разгона, построен график тормозного пути, построена топливно-экономическая характеристика.