Транспортное обслуживание туристов

Транспортное обслуживание туристов

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Беляев В.М., Миротин Л.Б., Покровский А.К. Основы менеджмента на транспорте. Учебник. Высшее профессиональное образование. 1-е изд. М., Академия 2010, 320 стр.

2. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов. Учебное пособие. Высшее профессиональное образование. 5-е изд., стер. М., Академия. 2010, 384 стр.

3. Павлова, Н. В. Транспортное обеспечение в туризме [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. В. Павлова; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 1 CD-ROM

б) дополнительная литература

1. Буралев Ю.В., Громов Н.Н., Персианов В.А., Усков Н.С.

Менеджмент на транспорте. Учебное пособие. Под ред. Громова Н.Н., Персианова В.А. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия. 5-е изд., испр. М., Академия. 2010, 528 стр.

2. Темный, Ю. В. Экономика туризма: учебник для вузов/ Ю. В. Темный, Л. Р. Темная. - М.: Финансы и статистика; М.: ИНФРА-М , 2010. - 448 с.: ил.. - Библиогр.: с. 441. - Приложения: с. 425.

Вопросы к зачёту

1.Правовые и договорные основы регулирования международных и внутренних авиаперевозок пассажиров воздушным железнодорожным, автобусным, водным транспортом. Отличительные особенности договоров.

2.Системы интернет-бронирования билетов в различных типах транспортных средств.

3.Формирование каналов продажи продукта транспортных перевозчиков.

4.Виды перевозочных документов авиаперевозчика.

5.Виды перевозочных документов РЖД.

6.Виды перевозочных документов автотранспортных предприятий.

7.Виды перевозочных документов городского пассажирского транспорта.

8.Виды перевозочных документов судовладельцев.

9.Тарифы, Правила применения тарифов. Сборы.

10.Поощрительные программы для пассажиров.

11.Особенности обслуживания туристов при организации автобусных туров.

12.Требования к безопасности автобусных путешествий во внутреннем сообщении и на международных линиях.

13.Организация проката автомобилей. Разновидности « караванинга». Путешествие автостопом.

14.Морской и речной пассажирский транспорт. Типы и категории круизных судов. Классификация кают.

15.Сервисное обслуживание туристов на морских круизных судах.

16.Мировые и отечественные круизные морские компании.

17.Характеристика морского порта и речного вокзала Санкт-Петербурга.

18.Технология организации речных круизов. Речной круиз в Санкт-Петербурге.

19.Виды городского пассажирского транспорта и организация перевозки туристов.

20.Сервисное обслуживание туристов РЖД.

Темы контрольных работ

Темы контрольных работ

1. Глобальные системы бронирования авиа и железнодорожных билетов.

2. Роль современных информационных технологий в транспортном обслуживании туристов.

3. Развитие организационных структур транспортных предприятий, обслуживающих туристов.

4. Технические и социальные составляющие сервиса обслуживания туристов авиаперевозчиком.

5. Технические и социальные составляющие сервиса обслуживания туристов РЖД.

6. Технические и социальные составляющие сервиса обслуживания туристов автобусными предприятиями.

7. Технические и социальные составляющие сервиса обслуживания туристов круизными компаниями.

8. Технические и социальные составляющие сервиса обслуживания туристов на речных трамвайчиках.

9. Международные и российские управляющие транспортные компании. Их место и роль в совершенствовании обслуживания туристов на современном этапе.

10. Организация продажи транспортного продукта туристам.

11. Организация продвижения транспортного продукта на рынок.

12. Транспортно-туристский комплекс Санкт-Петербурга.

13. Перевозка туристов на внутренних водных артериях.

14. «Отели на колесах» отечественные и зарубежные.

15. Развитие общественного городского транспорта и его роль в обслуживании туристов.

Методические указания к контрольным работам.

Структура работы.

Контрольная работа состоит из Введения, Основной части и Заключения.

Первый и второй вопросы носят теоретический характер. Ответы на них предполагают не просто реферативное изложение соответствующей темы, но и проведение аналитических сравнений и оценок, что потребует проведение определённой самостоятельной работы с литературой, Интернет – ресурсами.

Во введении обосновывается выбор темы, определяется цель, формируются задачи работы, определяется объект, предмет и метод исследования. Дается краткий обзор используемых источников и библиографии. Объём введения для контрольных работ составляет около 1,5 страниц.

Тема 6. Обслуживание туристов водным транспортом. Заключение

Правовые основы регулирования перевозок пассажиров транспортом морским и речным в территориальных водах Российской Федерации, в международных водах. Права и обязанности перевозчика и туриста. Правила перевозки пассажирами и багажа во внутренних водах. Схема взаимодействия туроператоров и судовладельцев. Классификация водного транспорта. Типы и категории круизных судов Морской регистр. Типы кают. Их классификация. Паромы. Класс кают на паромах. Характеристика морских и речных портов. Круизные морские компании отечественные и зарубежные. Паромное сообщение на Балтике. Услуги круизных компаний. Развитие речного круиза в Санкт -Петербурге. Круизные компании Санкт - Петербурга.

Категории транспорта

В зависимости от среды в которой этот транспорт выполняет свои функции он может быть:

· -атмосферным или воздушным (Самолеты, вертолеты, воздушные шары, дирижабли и т.д.),

· наземным в том числе подземный (метро и т.п.): рельсовый (железная дорога, трамвай и т.п.) и безрельсовый (автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы и др.),

· водный (суда, катера, лодки, яхты и т.п.), в том числе подводный (подводные лодки)

· космическим (ракеты, спутники}.

· совмещение сред - амфибии, летающие лодки, экранопланы, суда на воздушной подушке и др.

По обслуживаемой сфере транспорт делится на три категории:

- транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население (общественный транспорт является подкатегорией транспорта общего пользования),

-транспорт необщего (специального) пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.),

- транспорт личного пользования».

Вьючный

Средство перевозки грузов в горах, пустынях, лесисто-болотистой и таёжной местности с помощью вьючных животных. Применяется там, где из-за бездорожья, характера местности или состояния погоды невозможно пользоваться гужевым, автомобильным транспортом или вертолётами. Для закрепления и удержания грузов на спине животного применяются вьюки или вьючные сёдла.

Гужевой

Гужевой транспорт — вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги применяется сила животных (лошадей, волов, слонов, ослов, верблюдов, оленей, лам,собак и др.)

Использование животных для перевозки людей и грузов известно с древних времён. Люди могут ездить на некоторых животных верхом или запрягать поодиночке или группами в повозки (телеги, обозы) или сани для перевозки грузов или пассажиров, либо навьючивать их.

На протяжении многих веков гужевой транспорт был основным видом сухопутного транспорта. С развитием сети железных дорог (со 2-ой четверти 19 века) он утрачивает своё значение для перевозок на дальние расстояния, за исключением горных районов и пустынь и районов Крайнего Севера. В 20 веке применение гужевого транспорта было ограничено районами, не имевшими железных дорог; ещё сохранялось важное значение гужевого транспорта для сельскохозяйственного производства и для внутригородских и местных перевозок; для подвоза к ж/д станциям и портам и доставки от них. Но с развитием автотранспорта и тракторного парка значение гужевого транспорта резко сократилось и в этих областях

Автомобильный

Автомобиль — «средство безрельсового транспорта с собственным двигателем» Он моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. Несмотря на это, грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, и особенно автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп), успешно конкурируют с другими видами транспорта. Автотранспорт превосходит другие виды транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки.

Главные сферы применения. В основном автотранспорт эффективен при перевозке людей и грузов на короткие расстояния, в том числе:

· развоз и подвоз людей и грузов к магистральным видам транспорта,

· внутригородские перевозки,

· перевозки грузов для торговли и строительства.

Абсолютное большинство ныне существующих автомобилей — автомобили индивидуального пользования (легковые).

В общественном автомобильном транспорте используются автобусы (многоместные пассажирские автомобили с вместимостью свыше 8 пассажиров). Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок — междугородные и туристические лайнеры.

В связи с повышением в конце XX века комфортности туристических автобусов, они вполне успешно конкурируют в области перевозки туристов с железными дорогами.

В крупных городах распространён автомобильный общественный транспорт с электрическим приводом — троллейбус.

Недостатки.

- Автомобильный транспорт требует хороших дорог.

- На всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры наносится значительный экологический ущерб. В частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди.

- Легковые автомобили — самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира.

· Транспортные средства: различные типы автомобилей — легковые, автобусы, грузовые;

· Пути сообщения: автомобильные дороги, мосты, тоннели, путепроводы, эстакады;

· Сигнализация и управление: правила дорожного движения, светофоры, дорожные знаки, автотранспортные инспекции;

· Транспортные узлы: автостанции, автовокзалы, автостоянки,

перекрёстки;

· Энергетическое обеспечение: автомобильные заправочные станции, контактная сеть;

· Техническое обеспечение: станция технического обслуживания автомобилей (СТОА), парки (автобусный, троллейбусный), автодорожные службы.

Железнодорожный

Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города. Однако после Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение. На грузовых перевозках она не выдерживала конкуренции автомобильного транспорта, на пассажирских — самолётов (на больших расстояниях) и личного автомобиля (на коротких расстояниях.

Воздушный

Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно ухудшает качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

· Транспортные средства: самолёты и вертолёты

· Пути сообщения: воздушные коридоры

· Сигнализация и управление: авиамаяки, диспетчерская служба

· Транспортные узлы: аэропорты

Воздухоплавание

Дирижабль В-6 «Осоавиахим» (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) 30-е годы, СССР

В настоящее время понятия авиация и воздушный транспорт фактически стали синонимами, так как воздушные перевозки осуществляются исключительно воздушными судами тяжелее воздуха. Однако первые воздушные суда были легче воздуха. В 1709 году был запущен первый воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были неуправляемы.

Дирижабль — управляемый летательный аппарат легче воздуха[12]. 13 ноября 1899 французский воздухоплаватель А. Сантос-Дюмон совершил первый успешный полёт дирижабля, облетев вокруг Эйфелевой башни в Париже со скоростью 22—25 км/ч. В период между мировыми войнами дирижабли широко использовались в военных, гражданских, научных, и спортивных целях. Пассажирские дирижабли даже совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой.

В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода или дорогого инертного гелия применяется их смесь. Дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Сфера их применения: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам.

· Транспортные средства: аэростаты и дирижабли

Развитие транспорта в РФ

Морской транспорт.

Важнейшую роль в обеспечении внешнеторговых связей играют морские порты России. На данный момент в ведении Минтранса находится 44 морских порта. Строительство, реконструкция и модернизация портов осуществляется на средства морских администраций портов, операторов морских портов, привлекаемых средств инвесторов и за счет средств федерального бюджета. Общий запланированный объём финансирования развития инфраструктуры морского транспорта на 2002-2010 годы в соответствии с ФЦП "Модернизация транспортной системы" составляет 365,6 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета - 32,4 млрд. руб., внебюджетных средств - 324,2 млрд. руб.

На сегодняшний день доля российской инфраструктуры в обслуживании морского внешнего экспорта превысила 75%.

Основная часть объектов морской инфраструктуры сконцентрирована в Западно-Европейской части России - на Черном и Балтийском море. Одной из важнейшихгеостратегических задач России является наращивание транспортного потенциала на северном, дальневосточном и каспийском направлении. Этому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы - 42 тыс. км. Основные порты: на Чёрном море — Новороссийск, Таганрог, Туапсе; на Балтийском — Калининград, Балтийск, Санкт-Петербург, Выборг; на Баренцевом — Мурманск; на Белом — Архангельск; на Японском — Ванино, Владивосток, Находка, Порт Восточный

Внутренний водный транспорт

Общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 101,7 тысяч километров, из них путей с гарантированными габаритами - 46,2 тысячи километров, с освещаемыми и светоотражательными знаками - 30,5 тысяч километров. На них расположено около 700 судоходных гидротехнических сооружений, эксплуатируется около 2000 судов технического флота.

Приоритетными направлениями развития внутренних водных путей являются:

Транспортное обслуживание туристов - student2.ru развитие и увеличение пропускной способности опорной сети внутренних водных путей;

Транспортное обслуживание туристов - student2.ru подготовка внутренних водных путей на участках транспортного коридора "Север-Юг" для интеграции их в систему международных транспортных сообщений;

Транспортное обслуживание туристов - student2.ru обеспечение стабильных условий для завоза грузов на Крайний Север и освоение новых грузопотоков по малым рекам;

Транспортное обслуживание туристов - student2.ru достижение проектных эксплуатационных параметров судоходных гидротехнических сооружений и водных путей;

Транспортное обслуживание туристов - student2.ru внедрение современных информационных систем для обеспечения безопасности судоходства.

Далее бумажный вариант и презентации

Транспортное обслуживание туристов

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Беляев В.М., Миротин Л.Б., Покровский А.К. Основы менеджмента на транспорте. Учебник. Высшее профессиональное образование. 1-е изд. М., Академия 2010, 320 стр.

2. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов. Учебное пособие. Высшее профессиональное образование. 5-е изд., стер. М., Академия. 2010, 384 стр.

3. Павлова, Н. В. Транспортное обеспечение в туризме [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. В. Павлова; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 1 CD-ROM

б) дополнительная литература

1. Буралев Ю.В., Громов Н.Н., Персианов В.А., Усков Н.С.

Менеджмент на транспорте. Учебное пособие. Под ред. Громова Н.Н., Персианова В.А. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия. 5-е изд., испр. М., Академия. 2010, 528 стр.

2. Темный, Ю. В. Экономика туризма: учебник для вузов/ Ю. В. Темный, Л. Р. Темная. - М.: Финансы и статистика; М.: ИНФРА-М , 2010. - 448 с.: ил.. - Библиогр.: с. 441. - Приложения: с. 425.

Вопросы к зачёту

1.Правовые и договорные основы регулирования международных и внутренних авиаперевозок пассажиров воздушным железнодорожным, автобусным, водным транспортом. Отличительные особенности договоров.

2.Системы интернет-бронирования билетов в различных типах транспортных средств.

3.Формирование каналов продажи продукта транспортных перевозчиков.

4.Виды перевозочных документов авиаперевозчика.

5.Виды перевозочных документов РЖД.

6.Виды перевозочных документов автотранспортных предприятий.

7.Виды перевозочных документов городского пассажирского транспорта.

8.Виды перевозочных документов судовладельцев.

9.Тарифы, Правила применения тарифов. Сборы.

10.Поощрительные программы для пассажиров.

11.Особенности обслуживания туристов при организации автобусных туров.

12.Требования к безопасности автобусных путешествий во внутреннем сообщении и на международных линиях.

13.Организация проката автомобилей. Разновидности « караванинга». Путешествие автостопом.

14.Морской и речной пассажирский транспорт. Типы и категории круизных судов. Классификация кают.

15.Сервисное обслуживание туристов на морских круизных судах.

16.Мировые и отечественные круизные морские компании.

17.Характеристика морского порта и речного вокзала Санкт-Петербурга.

18.Технология организации речных круизов. Речной круиз в Санкт-Петербурге.

19.Виды городского пассажирского транспорта и организация перевозки туристов.

20.Сервисное обслуживание туристов РЖД.

Темы контрольных работ

Темы контрольных работ

1. Глобальные системы бронирования авиа и железнодорожных билетов.

2. Роль современных информационных технологий в транспортном обслуживании туристов.

3. Развитие организационных структур транспортных предприятий, обслуживающих туристов.

4. Технические и социальные составляющие сервиса обслуживания туристов авиаперевозчиком.

5. Технические и социальные составляющие сервиса обслуживания туристов РЖД.

6. Технические и социальные составляющие сервиса обслуживания туристов автобусными предприятиями.

7. Технические и социальные составляющие сервиса обслуживания туристов круизными компаниями.

8. Технические и социальные составляющие сервиса обслуживания туристов на речных трамвайчиках.

9. Международные и российские управляющие транспортные компании. Их место и роль в совершенствовании обслуживания туристов на современном этапе.

10. Организация продажи транспортного продукта туристам.

11. Организация продвижения транспортного продукта на рынок.

12. Транспортно-туристский комплекс Санкт-Петербурга.

13. Перевозка туристов на внутренних водных артериях.

14. «Отели на колесах» отечественные и зарубежные.

15. Развитие общественного городского транспорта и его роль в обслуживании туристов.

Наши рекомендации