Выбор группы мтм для расчёта компоновки
Выбор одной из вышеназванных групп МТМ предваряет определение (расчёт) кратности размеров в плоскости размещения грузов на грузоносителях, иными словами, проверяются на кратность соотношения размеры основания сторон упаковки или ГП с размерами сторон рабочей (горизонтальной) плоскости соответствующего грузоносителя (поддона, площади контейнера или грузового отсека ТС).
При этом, если эти соотношения кратны, то для расчёта используется первая группа МТМ (модели типа МР), в противном случае - вторая (модели типа MV).
Например:
· если рассматривается модель компоновки "l-L&b-B" , то проверяются на кратность соотношения размеры "l" и "L", подробнее, см. [1];
· если рассматривается модель компоновки "b-L&l-B" , то проверяются на кратность соотношения размеры "b" и "L".
Алгоритм определения кратности размеров (АКР) площади груза и площади размеров грузоносителя для этих грузов приведен ниже (рис. 3).
Если после проверки на кратность результат показателя "целочисленность соотношений" как по модели МР-1, так и по МР-2 будет: "применить модель МР", то следует использовать ту компоновочную модель типа МР, которая имеет лучшее сопряжение в системе "материальный поток – грузоноситель" при поступлении груза к месту компоновки.
Для освоения информационной технологии проверки на кратность, используя АКР посредством электронной таблицы Microsoft Office Excel, рекомендуется составить таблицы по представленным образцам (рис. 4 и 5) или по оригинальным для составителя формам.
2.4. Алгоритм определения кратности размеров "груз-грузоноситель" (АКР)
2.5. Описание алгоритма определения кратности размеров в системе "груз - грузоноситель"
Рассматриваемый алгоритм разработан для определения кратности размеров груза, в плане, с размерами грузоносителя (ГН). Решение задачи начинается со сбора исходных данных (блок 2).
Затем последовательно производится расчёт на кратность размеров в подсистеме "груз - ГН" по соотношениям "L-l" (блок 3), "B-b" (блок 4), "L-b" (блок 5), "B-l" (блок 6).
Затем осуществляется результирующая проверка на кратность – определение наличие остатка, соответственно, по моделям "l-L&b-B", и "b-L &l -B", то есть:
· определение остатка в результате расчёта полученного по формуле[7]
nlb = [nLl nBb ] - nLl nBb (блок 7);
· определение остатка в результате расчёта полученного по формуле
nbl = [nLb nBl ] - nLb nBl (блок 8).
Суть расчёта - определить значение результата на предмет "целое число или дробное". Если результат nlb или nbl равен 0 (блок 9, 10), то есть результат - целое число, то рекомендуется применить расчёты по моделям MP (блоки: 11, 13), иначе - по моделям MV (блоки: 12, 14÷16).
2.6. Расчёт на кратность в системе "груз - грузоноситель" посредством пакета MS Excel
Первый этап базового алгоритма расчёта оптимальной компоновки (разд. 2.4), см. также [2], посредством рассматриваемых моделей предваряет расчёт на кратность размеров упаковки с грузом и грузоносителя (в плане), на котором размещается этот груз.
Ниже приведены формы окон и методика расчёта по базовому алгоритму с использованием пакета электронных таблиц Microsoft Office Excel.
Вначале создаются поля для окна "Исходные данные", модель № 0 (рис.4), затем - формируются поля для окна "Решение" (рис. 5).
В таблице "Решение" выдаётся рекомендация по выбору типа одной из групп моделей для расчёта оптимальной компоновки сообщением в полях "Применить 1" и "Применить 2".
Условные обозначения:
Lуп - длина грузового пакета;
Lкв - длина (внутренняя) грузового отсека ТС;
Bуп - ширина грузового пакета;
Bкв - ширина (внутренняя) грузового отсека ТС;
l - длина упаковки или грузового пакета;
b - ширина упаковки или грузового пакета;
MP - модель "l-L&b-B" или "b-L&l-B";
MV - модель с использованием коэффициента вариации;
ГН - грузоноситель;
ТС - транспортное средство.
Ниже, в табл. 1, приведен блок строк в поле "Вставка функции" для электронной таблицы (рис. 5).
Таблица 1
Блок строк записи в поле "Вставка функции"
(по модели №0 - расчёт на кратность):
Ячейка | Подтекст к ячейке |
nlb | =ОКРУГЛВНИЗ(B14;0)*ОКРУГЛВНИЗ(C14;0) - B14*C14 |
nbl | =ОКРУГЛВНИЗ(B16;0)*ОКРУГЛВНИЗ(C16;0) - B16*C16 |
Применить 1 | =ЕСЛИ(D14<0; "МV";"MP") |
Применить 2 | =ЕСЛИ(D16<0; "МV";"MP") |
Практическое применение предлагаемых моделей позволяет повысить эффективность погрузочно-разгрузочных, транспортных работ и работ по складированию, как в сфере общетранспортных операций, так, в частности, и в логистических системах.
Во всех рассматриваемых способах компоновки следует учитывать грузоподъёмность грузоносителя (ГН) и соизмерять её с массой загружаемого на него груза.
Поэтому, вначале, следует определить наилучший вариант компоновки грузов на ГН в одном слое и проверить выполнение условия:
mc ≤ Gn ,
где mc - масса слоя;
Gn - грузоподъёмность грузоносителя.
Иначе эта задача не имеет решения.
Затем, наращивая слой за слоем в штабеле, и, проверяя выполнение условия
mш ≤ Gn ,
где mш - масса штабеля на грузоносителе. Следует установить возможное максимальное количество слоёв в пакете.