Задачи маршрутизации на транспорте
Маршрутизация транспортных потоков – это совокупность процедур по выбору характеристик пути следования транспортных средств, при которых будут выполняться логистические правила доставки грузов.
Задача маршрутизации становится особенно актуальной при многовариантности распределения грузовых потоков. Ее постановка необходима, в первую очередь, при использовании автомобильного транспорта ввиду того, что сеть автомобильных дорог достаточно широка и позволяет достигать пункта назначения разными путями в зависимости от условий движения. В значительно меньшей степени задача актуальна для воздушного или морского транспорта, поскольку в мире существует система сформировавшихся устойчивых линий (так называемых торговых путей, или транспортных коридоров), которыми пользуются в практике грузоперевозок чаще всего. И совсем в малой степени она имеет значение для речного, железнодорожного и трубопроводного транспорта, где выбор маршрута ограничен наличием и протяженностью путей сообщения на данной территории.
При организации доставки грузов необходимо предварительно определиться с выбором в решении следующих ключевых вопросов:
− маршрут движения;
− вид транспорта;
− перевозчик;
− технология транспортировки.
Маршрут – путь следования транспортных средств.
Маршрутам присущи следующие характеристики: узловые точки (начальная, конечная, промежуточные), направление (сообщение) движения, траектория, дальность, сложность (рискованность), устойчивость, гибкость.
В узловых точках транспортные потоки формируются, преобразовываются и погашаются. К узловым точкам относят:
− склады, терминалы;
− остановки, станции, порты и т.д.;
− грузовые территории (дворы, площадки, пункты);
− места промысла, добычи, переработки, накопления и распределения, производства, торговли и т.д.
Направление движения – это перемещение относительно определенных ориентиров (сторон света, географических, административных, инфраструктурных объектов и т.д.). Например, перевозки по маршрутам Азия – Европа, Санкт-Петербург – Москва и т.д.
Траектория – это линия или фигура, которую описывает транспортное средство при движении (прямая, дуга, ломаная, многоугольник, эллипс и др.).
Дальность – это длина пути следования транспортного средства.
Принято выделять: короткие (до 100 км или в пределах населенных пунктов, районов и между ними), средние (от 100 до 1000 км или в пределах областей, краев, республик, округов и между ними) и дальние (свыше 1000 км или в пределах стран и между ними) расстояния.
Сложность (рискованность) – это совокупность условий движения, к которым относятся:
− рельеф местности;
− климат;
− состояние инфраструктуры;
− необходимость смены вида транспорта;
− таможенные, пограничные, административные режимы;
− экономическая, техногенная, природно-экологическая, политическая, военная, криминальная обстановка и т.д.
Устойчивость – это наличие налаженных в организационно-экономическом, социально-политическом, нормативно-правовом, коммерческом, технико-технологическом смысле способов движения. Например, наличие современных востребованных международных железнодорожных, воздушных, морских, автомобильных и трубопроводных линий, соединяющих между собой страны и континенты и обеспечивающих огромный мировой пассажиро- и товарооборот, а также местных, локальных, городских, пригородных и междугородных линий (автотранспорт различной грузоподъемности, малая авиация, речные маршруты, каботаж, метрополитен, электротранспорт, автобус, такси и т.д.).
Гибкость – это возможность выбора из нескольких вариантов маршрутов, возможность смены направления, траектории движения.
Основные виды маршрутов, применяемые на любых видах транспорта, представлены в Приложении Е.
Выбор маршрута движения транспортных потоков в цепях поставок сопряжен с выбором вида транспорта и транспортных средств. Альтернативы выбора определяет наличие взаимозаменяемых видов транспорта, что позволяет недостатки одного вида компенсировать достоинствами других.
Сравнение отдельных видов транспорта проводится в разрезе нескольких критериев, отраженных в Приложении Ж.
Назначение видов транспорта приведено в Приложении З.
Тенденции регионализации и интернационализации бизнеса приводят к усложнению цепей поставок, расширению географии перевозок и увеличению дальности маршрутов. Сообразно этому в организации транспортировки совершается переход от простых прямых перевозок к смешанным, возникает необходимость перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, например, с морского или железнодорожного на автомобильный.
Выбор видов транспорта сопровождается выбором перевозчика, для чего существует ряд отработанных методик: экспертные оценки, сравнительный анализ, выбор по рекомендациям и т.п. В основу всех методов положен анализ соответствия потенциальных перевозчиков значимым для грузовладельца критериям оценки. По результатам исследования рынка перевозчиков отбираются субъекты, наиболее соответствующие требованиям заказчика
Выбор технологии транспортировки – заключительный этап маршрутизации транспортных потоков, который предполагает обоснование комплекса операций транспортировки и обслуживания транспортных потоков на маршруте следования.
Комплексным решением в маршрутизации транспортных потоков является формирование так называемых транспортных коридоров. В логистике транспортный коридор служит для обеспечения связности и непрерывности транспортного потока, а также его беспрепятственного прохождения на определенном направлении, поэтому он играет важную роль в формировании канала товародвижения и построения цепей поставок.
В целом с учетом сложности задачи маршрутизации, сопряженной с выбором, в решении ее применяются методы экономико-математического моделирования.