Технология бетонирования в зимних условиях
При приготовлении подогретой бетонной смеси применяют иной порядок загрузки составляющих в бетоносмеситель. Зимой во избежание «заваривания» цемента в барабан смесителя вначале заливают воду и загружают крупный заполнитель, а затем после нескольких оборотов барабана - песок и цемент. Общую продолжительность перемешивания в зимних условиях увеличивают в 1,2... 1,5 раза. Бетонную смесь транспортируют в закрытой утепленной и прогретой перед началом работы таре (бадьи, кузова машин). Автомашины имеют двойное днище, в полость которого поступают отработанные газы мотора, что предотвращает теплопотери. Бетонную смесь следует транспортировать от места приготовления до места укладки по возможности быстрее и без перегрузок. Места погрузки и выгрузки должны быть защищены от ветра, а средства подачи бетонной смеси в конструкции (хоботы, виброхоботы и др.) утеплены.
Состояние основания, на котором укладывают бетонную смесь, а также способ укладки должны исключать возможность ее замерзания в стыке с основанием и деформации основания при укладке бетона на пучинистые фунты. Для этого основание отогревают до положительных температур и предохраняют от замерзания до приобретения вновь уложенным бетоном требуемой прочности.
Опалубку и арматуру до бетонирования очищают от снега и наледи, арматуру диаметром более 25 мм, а также арматуру из жестких прокатных профилей и крупные металлические закладные детали при температуре ниже - 10°С отогревают до положительной температуры.
Бетонирование следует вести непрерывно и высокими темпами, при этом ранее уложенный слой бетона должен быть перекрыт до того, как в нем температура будет ниже предусмотренной
Метод «термоса»
Технологическая сущность метода «термоса» заключается в том, что имеющая положительную температуру (обычно в пределах 15... 30°С) бетонная смесь укладывается в утепленную опалубку. В результате этого бетон конструкции набирает заданную прочность за счет начального теплосодержания и экзотермического тепловыделения цемента за время остывания до 0°С. В процессе твердений бетона выделяется экзотермическая теплота, количественно зависящая от вида применяемого цемента и температуры выдерживания.
Искусственный прогрев и нагрев бетона
Сущность метода искусственного прогрева и нагрева заключается в повышении температуры уложенного бетона до максимально допустимой и поддержании ее в течение времени, за которое бетон набирает критическую или заданную прочность. Искусственный прогрев и нагрев бетона применяют при бетонировании конструкций с Мп > 10, а также и более массивных, если в последних невозможно получить в установленные сроки заданную прочность при выдерживании только способом термоса.
Контроль качества железобетонных изделий
Отдел технического контроля предприятий сборного железобетона осуществляет пооперационный (на всех этапах производства), текущий и приемный (качества готовой продукции) контроль.
При пооперационном контроле проверяют качество составляющих, состав бетона, режимы приготовления и тепловой обработки, качество уплотнения, качество арматурной стали и соответствие арматурных каркасов проектным значениям, проектное положение закладных деталей, расстояние между стержнями, защитный слой бетона. При изготовлении предварительно напряженных конструкций определяют качество и степень натяжения арматуры.
Для оценки соответствия данного состава бетонной смеси проектному производят механические испытания образцов и дефектоскопию готового изделия, чтобы установить фактическую прочность бетона. При текущем контроле проверяют качество поверхности форм, их геометрические размеры, состояние замковых соединений, расстояние между упорами, параметры и режимы вибрационного воздействия, работу гидродомкратов и др. Особое внимание уделяют контролю режима тепловой обработки. Цель текущего контроля — проверить выполнение всех технологических операций, предусмотренных проектом производства работ. Он позволяет выявить и ликвидировать отклонения от проекта и исключить возможность появления брака.