Общестроительные и специальные машины
В первую группу входят специальные погрузочно-разгрузочные и обычные-монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй группе относятся автомобили - самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами и автономными средствами разгрузки и т.д.
12 Складирование материальных элементов (виды производственных запасов, виды приобъектных складов)Доставленные на строительную площадку материальные элементы складируют на приобъектных складах, предназначенных для их временного хранения - создания производственного запаса. Различают два основных вида производственного запаса - текущий и страховой. Текущий запас составляет материальный ресурс между двумя смежными поставками. В идеальном случае текущий запас должен быть достаточным для обеспечения непрерывного производства работ. Однако, учитывая возможные срывы в поставках материалов и конструкций, создают страховой запас, который должен сгладить, скомпенсировать неравномерность пополнения текущего запаса. Минимальный запас сборных конструкций на складе - до 5 дней работы. Приобъектные склады устраивают закрытыми,полузакрытыми и открытыми. Закрытые склады служат для хранения материалов дорогостоящих или портящихся на открытом воздухе - цемента, извести, гипса, фанеры, гвоздей и других материалов. Их сооружают надземными и подземными, одноэтажными многоэтажными, отапливаемыми и неотапливаемыми.Навесы - полузакрытые склады возводят для материалов, не изменяющих своих свойств от перемены температуры и влажности воздуха, но требующих защиты от прямого воздействия солнца и атмосферных осадков скобянных изделий, рубероида, асбошифера, других ограждающих и отделочных материалов. Открытые склады предназначены для хранения материалов, не требующих защиты от атмосферных воздействий - кирпича, бетонных и железобетонных элементов, керамических труб и др. Склады, как правило, располагают в зоне действия монтажного крана, обслуживающего объект. Это позволяет использовать его для разгрузки поступающих грузов, в основном свободное время или в свободные от монтажа смены. В процессе монтажа разгрузочныхработ целесообразно применять более легкие самоходные краны. Часть открытого склада, в том числе площадка укрупнительной сборки конструкций, могут обслуживаться специальными кранами – самоходными гусеничном и пневматическом ходу, козловыми, башенными кранами-грузчиками. Эти механизмы используются для погрузки укрупненных конструкций на транспортные средства для последующей доставки их к месту укладки или монтажа. Обычно на складе тяжелые грузы укладывают ближе к кранам, а легкие - дальше, так как они могут подниматься на большом вылете стрелы крана.13 порядок складирования строительных конструкцийКонструкции поднимают на транспортные средства краном. К крюку грузоподъемного механизма конструкцию подвешивают на стальных канатах, стропах, которые закрепляют за монтажные петли конструкции или захватами. Во время подъема следят, чтобы поднимаемый элемент ни за что не зацепился. Стропуют конструкции в местах, указанных заводом-изготовителем, а если нет таких указаний — в соответствии с ППР. Конструкции большой длины (железобетонные и металлические стропильные фермы) и решетчатые конструкции разгружают с помощью траверс.
Доставленные на склад конструкции в процессе разгрузки сортируют по маркам или по очередности подачи на монтаж. При складировании конструкции укладывают так, чтобы марки, написанные на конструкциях, можно было легко прочесть. Между штабелями на складе устраивают проходы шириной не менее 1 м в продольном направлении через каждые два штабеля и в поперечном направлении через каждые 25 м.
На каждом штабеле укрепляют табличку с указанием марок конструкции, количества, причем по возможности таблички вывешивают на одну сторону штабеля.
Под конструкции, хранящиеся на складе, помещают деревянные подкладки, предохраняющие их от повреждения и соприкосновения с грунтом. Между конструкциями, когда их складируют одна на другую, также устанавливают деревянные прокладки. Прокладки (высотой 50—100 мм) располагают так, чтобы при складировании в конструкциях не возникало прогибов. В качестве прокладок чаще всего служат доски, брусья и шпалы. При складировании железобетонных конструкций толщина прокладок должна превышать высоту монтажных петель или других выступающих деталей на 2—3 см. Монтажные (строповочные) петли должны быть обращены вверх.
Виды земляных сооружений
Выемки и насыпи, получаемые в результате разработки и перемещения грунта, называют земляными сооружениями. Они имеют следующие названия:
котлован — выемка шириной более 3 м и длиной не менее ширины;
траншея —выемка шириной менее 3 м и длиной, многократно превышающей ширину;
шурф — глубокая выемка с малыми размерами в плане;
насыпь—сооружение из насыпного и уплотненного грунта;
резерв—выемка, из которой берут грунт для возведения насыпи;
кавальер — насыпь, образуемая при отсыпке ненужного грунта, а также создаваемая для его временного хранения.
Земляные сооружения бывают:
постоянные — насыпи дорог, плотины, дамбы, ирригационные и мелиоративные каналы, водоемы, планировочные площадки жилых кварталов, промышленных комплексов, стадионов, аэродромов и т.д.;
временные — выемки для прокладки подземных коммуникаций и устройства фундаментов, насыпи для временных дорог.
В зависимости от назначения земляных сооружений к ним предъявляют различные требования в отношении крутизны и тщательности отделки откосов, степени уплотнения и фильтрующей способности грунта, его устойчивости к размыванию и других механических свойств.
Выемки и насыпи, получаемые в результате разработки и перемещения грунта, называют земляными сооружениями. Они имеют следующие названия:
котлован — выемка шириной более 3 м и длиной не менее ширины;
траншея —выемка шириной менее 3 м и длиной, многократно превышающей ширину;
шурф — глубокая выемка с малыми размерами в плане;
насыпь—сооружение из насыпного и уплотненного грунта;
резерв—выемка, из которой берут грунт для возведения насыпи;
кавальер — насыпь, образуемая при отсыпке ненужного грунта, а также создаваемая для его временного хранения.
Земляные сооружения бывают:
постоянные — насыпи дорог, плотины, дамбы, ирригационные и мелиоративные каналы, водоемы, планировочные площадки жилых кварталов, промышленных комплексов, стадионов, аэродромов и т.д.;
временные — выемки для прокладки подземных коммуникаций и устройства фундаментов, насыпи для временных дорог.
В зависимости от назначения земляных сооружений к ним предъявляют различные требования в отношении крутизны и тщательности отделки откосов, степени уплотнения и фильтрующей способности грунта, его устойчивости к размыванию и других механических свойств.