Ответственность за ущерб от загрязнения судов нефтью и в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.

Ответственность за ущерб от загрязнения судов нефтьюСобственник судна с момента инцидента несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ Не применяется к: 1) ущербу от загрязнения нефтью независимо от того, выплачивается ли компенсация за такой ущерб; 2) ущербу, причиненному радиоактивным веществом класса 7, указанным в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов 1965 года; 3) судам вместимостью не более чем 200 тонн, которые перевозят опасные и вредные вещества только в упакованном виде, при условии, если такие суда осуществляют рейсы между портами (сооружениями) РФ. Опасными и вредными веществами являются перевозимые на борту судна в качестве груза следующие вещества, материалы и изделия: перевозимая наливом нефть; перевозимые наливом вредные жидкие вещества; перевозимые наливом опасные жидкие вещества; опасные и вредные вещества, материалы и изделия в упакованном виде, установленные Международным кодексом морской перевозки опасных грузов 1965 года, с поправками; сжиженные газы; жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 60ºС; обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы; остатки от предыдущей перевозки наливом или навалом веществ, указанных выше. Ущербом являются: смерть или повреждение здоровья любого лица; утрата или повреждение имущества; ущерб от загрязнения окружающей среды; расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб. "Причиненные опасными и вредными веществами" означают причинение опасным или вредным характером данных веществ.

Судном является любое судно, предназначенное или используемое для перевозки нефти наливом в качестве груза. Потерпевшим лицом является гражданин, ЮЛ, государство или любая его составная часть. Собственником судна является лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна. В случае, если судно принадлежит государству и эксплуатируется организацией, которая зарегистрирована в качестве судовладельца, собственником судна является такая организация. Нефтью является любая стойкая углеводородная минеральная нефть (сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла). Ущербомот загрязнения являются: ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна, где бы такие утечка или слив ни произошли, при условии, если компенсация за ущерб окружающей среде кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба ограничивается расходами на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты; расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб. Предупредительными мерами являются любые разумные меры, принятые любым лицом после инцидента, по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения. Инцидентом является любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб от загрязнения или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба.

Собственник судна не несет ответственность за ущерб от загрязнения, если докажет, что: ущерб причинен вследствие военных или враждебных действий, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления; ущерб полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения; ущерб полностью причинен небрежностью или иными неправомерными действиями публичных властей, отвечающих за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции. Непредоставление отправителем или любым другим лицом информации об опасном и о вредном характере погруженных на судно веществ. Умысел или грубая неосторожность потерпевшего лица. В случае, если собственник судна докажет, что ущерб от загрязнения полностью или частично причинен умышленно или по грубой неосторожности потерпевшего лица, собственник судна может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом. Собственник судна имеет право ограничить свою ответственность по отношению к одному инциденту общей суммой, исчисляемой следующим образом: 3 миллиона расчетных единиц для судна вместимостью не более чем 5000 тонн; для судна вместимостью более чем 5000 тонн к сумме, указанной в абзаце втором настоящей статьи, добавляется 420 расчетных единиц за каждую последующую тонну вместимости при условии, если общая сумма ни в коем случае не превышает 59,7 миллиона расчетных единиц. Собственник судна утрачивает право на ограничение ответственности, если доказано, что ущерб от загрязнения явился результатом его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. В целях ограничения своей ответственности за ущерб от загрязнения собственник судна должен создать фонд ограничения ответственности на общую сумму, равную пределу его ответственности, в суде или арбитражном суде, в которых к нему предъявлен иск о возмещении ущерба от загрязнения, либо, если такой иск не предъявлен, в суде или арбитражном суде, в которых иск может быть предъявлен. Такой фонд может быть создан посредством внесения суммы в депозит суда или арбитражного суда либо предоставления банковской гарантии или иного финансового обеспечения, приемлемых в соответствии с законодательством РФ и признаваемых достаточными судом или арбитражным судом. Собственник судна (более чем 2000 тонн нефти), должен для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности (гарантию банка или иной кредитной организации) на сумму, равную пределу его ответственности за ущерб от загрязнения (Свидетельство о страховании). Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен к собственнику судна только в соответствии с правилами, установленными КМТ.

Солидарная ответственность собственников двух или более судов.

31. Спасание судов и имущества. Ограничение ответственности по морским требованиям.

Договор о спасании прямо или косвенно имеет приоритет над правилами. Спасательной операцией является любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности в любых судоходных или иных водах. Имуществом является не прикрепленное постоянно и преднамеренно к побережью имущество и фрахт на риске. Ущербом окружающей среде является значительный реальный ущерб, причиненный здоровью человека, или морской флоре и фауне, или ресурсам в прибрежных водах, во внутренних водах либо в прилегающих к ним районах загрязнением, пожаром, взрывом или другими подобными крупными инцидентами. Правила также распространяются на: военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности РФ, собственности субъектов РФ или эксплуатируемые ими и используемые в момент осуществления спасательных операций только для правительственной некоммерческой службы; некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства. Не распространяются на: стационарные или плавучие платформы либо морские подвижные буровые установки, если такие платформы либо установки осуществляют в местах их расположения разведку, разработку или добычу минеральных ресурсов морского дна; морское имущество культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, если оно находится на морском дне. Капитан судна имеет право заключать договоры о спасании для осуществления спасательных операций от имени судовладельца. Капитан судна или судовладелец имеет право заключать такие договоры от имени владельца имущества, находящегося на борту судна. Спасательные операции, имевшие полезный результат, дают право на вознаграждение (КТМ устанавливает критерии). Если спасатель осуществил спасательные операции и не смог заработать вознаграждение согласно КТМ, он имеет право на получение от владельца такого судна специальной компенсации, равной расходам спасателя. Распределение вознаграждения между спасателями, распределение вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна. Никакого вознаграждения от спасенных людей не полагается. Спасатели людей, которые приняли участие в оказании услуг в связи с происшествием, вызвавшим необходимость спасания, имеют право на справедливую долю в сумме, присужденной спасателям за спасение судна или иного имущества либо предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде. Спасатель может быть полностью или частично лишен вознаграждения либо специальной компенсации, в той мере, в какой спасательные операции оказались необходимыми или более трудными по его вине либо в какой спасатель виновен в обмане или в ином нечестном поведении. Суд, арбитражный суд или третейский суд может посредством вынесения промежуточного решения постановить об уплате спасателю авансом такой суммы, которая представляется справедливой и разумной, и на таких условиях (в том числе при необходимости на условиях обеспечения требования), которые являются справедливыми и разумными исходя из обстоятельств конкретного дела.

Ограничение ответственности по морским требованиям. Требования независимо от оснований ответственности подпадают под ограничение ответственности: 1) требования, возникающие в связи со смертью или с повреждением здоровья гражданина либо утратой или повреждением имущества, в том числе в связи с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки, происшедшими на борту судна либо в прямой связи с эксплуатацией судна или со спасательными операциями, а также требования возмещения любого причиненного в результате этого последующего ущерба; 2) требования возмещения ущерба, причиненного в результате просрочки доставки при морских перевозках грузов, пассажиров или их багажа; 3) требования возмещения иного ущерба, причиненного в результате нарушения любых прав, возникших не из договора, в прямой связи с эксплуатацией судна или со спасательными операциями.

Правила не применяются к требованиям: вознаграждения за осуществление спасательной операции, или взноса по общей аварии; возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью; возмещения ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, как он определен в подпункте 1 пункта 2 статьи 326 настоящего Кодекса; возмещения ядерного ущерба; в связи с подъемом, удалением или уничтожением затонувшего судна, в том числе всего, что находится или находилось на борту такого судна; в связи с удалением, уничтожением или обезвреживанием груза с судна; возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу работников судовладельца или спасателя, обязанности которых связаны с судном или со спасательными операциями, а также наследников указанных работников, лиц, находившихся у них на иждивении или имевших право на получение от них содержания, если к трудовому договору, заключенному между судовладельцем или спасателем и такими работниками, применяется законодательство РФ; возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пассажиров судна, в случаях, если судовладелец и пассажир являются организациями или гражданами РФ; возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина в прямой связи с эксплуатацией судна или со спасательными операциями, в случаях, если судовладелец и гражданин либо спасатель и гражданин являются организациями или гражданами РФ. Лицо, ответственное за ущерб, не имеет права на ограничение ответственности, если доказано, что ущерб явился результатом его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Предел ответственности по требованиям пассажиров - сумма 175 тысяч расчетных единиц, умноженная на число пассажиров. Создание фонда ограничения ответственности в суде или арбитражном суде, в размере суммы, исчисляемой вместе с процентами на данную сумму со дня происшествия, повлекшего за собой ответственность.

Наши рекомендации