Т р а н с п о р т н о е п р а в о

Т Р А Н С П О Р Т Н О Е П Р А В О

Понятие и предмет транспортного права. Виды транспортной деятельности. Органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование транспортной деятельности и их компетенция.

ТП не самостоятельная, а комплексная отрасль, поскольку в транспортном праве имеются нормы, которые по своей природе являются административными, гражданскими, трудовыми и т.д., что объясняется спецификой регулируемых транспортным правом общественных отношений. Нормы, входящие в транспортное право, не связаны единым методом и механизмом регулирования, они заимствуются из основных отраслей.

Предмет ТП - общественные отношения, связанные с транспортировкой грузов, пассажиров, багажа и возникающие у транспортных организаций и индивидуальных перевозчиков с клиентурой, а также между самими перевозчиками как одного, так и разных видов транспорта при осуществлении перевозочного процесса. В системе ТП выделяются морское, внутреннее водное (речное), железнодорожное, автотранспортное и воздушное право.

Виды деятельности, связанные с услугами пассажирского или грузового транспорта, подчиняющегося или не подчиняющегося расписанию, ж/д, автодорожного, водного или воздушного, а также вспомогательную деятельность, такую как услуги терминалов и мест стоянки, транспортная обработка грузов хранение и т.п. Включает деятельность почт и связи. В частности, аренда транспортного оборудования с водителем или оператором для различных видов перевозок считается транспортной деятельностью.

Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 Министерство транспорта и связи РФ преобразовано в Министерство транспорта РФ и Министерство информационных технологий и связи РФ. Положение о Министерстве транспорта РФ (утв. постановлением ПрРФ от 30 июля 2004 г. N 395) (с изменениями от 30 марта, 14 декабря 2006 г.)

МТ РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства ж/д транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии.

МТ РФ является ФОИВ в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ), морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, ж/д, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.

- в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности.

- при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров РФ, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, ж/д, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Участники перевозочного процесса на ж/д транспорте, их права и обязанности. Требования по лицензированию видов деятельности на ж/д транспорте.

Пользователь услугами ЖТ - пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное ФЛ или ЮЛ, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями ЖТ и ИП на ЖТ.

Владелец инфраструктуры - ЮЛ или ИП, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора. Он обязан: 1) иметь лицензии на оказания услуг по использованию инфраструктуры; 2) владеть инфраструктурой с сертифицированными ее элементами, техсредствами, специальными программными средствами для организации перевозочного процесса;

иметь квалифицированных работников; 3) заключить со всеми владельцами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения (организация диспетчерского управления перевозочным процессом, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и других объектов, регулирование обменных парков локомотивов, вагонов, мотор-вагонного подвижного состава, ответственность по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении); 4) обеспечить выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров РФ в области ЖТ.

Перевозчик - ЮЛ или ИП, принявшие на себя по договору перевозки ЖТ общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж получателю. Он обязан: 1) иметь лицензии на все виды деятельности при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа или грузобагажа; 2) владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве; 3) иметь квалифицированных работников; 4) заключить договор об оказании услуг локомотивной тяги, если перевозчик не имеет локомотива; 5) заключить соответствующие договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры (если инфраструктура не принадлежит ему), (организация вагонопотоков, регулирование обращения вагонов и локомотивов, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, ответственность сторон по обязательствам, вытекающим из перевозок ЖТ); 6) иметь договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры и согласовать такую перевозку со всеми владельцами инфраструктур, которые участвуют в осуществлении перевозки, а при отсутствии собственных локомотивов обязан иметь договоры об оказании услуг локомотивной тяги на весь путь следования пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа; 7) обеспечить выполнение соответствующих обязательств по перевозкам, вытекающих из международных договоров РФ, обязательств из законодательства по безопасности перевозок, по мобилизации.

Оператор железнодорожного подвижного состава - ЮЛ или ИП, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.

Основные требования к организациям, ИП, выполняющим вспомогательные работы (услуги) при перевозках ЖТ:

Операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, по договорам с грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур или перевозчиками могут выполняться другими организациями, индивидуальными предпринимателями.

Для выполнения работ (услуг) организации, ИП должны иметь квалифицированных работников, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и прошедших аттестацию, проводимую в соответствии с ФЗ. В случаях, предусмотренных ФЗ, указанные организации, ИП должны иметь соответствующие сертификаты соответствия их продукции и услуг, а также, если это предусмотрено законодательством РФ, соответствующие лицензии.

Постановлением ПрРФ "О лицензировании отдельных видов деятельности на ЖТ" в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" утверждены следующие Положения о лицензировании отдельных видов деятельности на ЖТ:

· Положение о лицензировании перевозок пассажиров и багажа ЖТ;

· Положение о лицензировании перевозок ЖТ грузов;

· Положение о лицензировании перевозок ЖТ грузобагажа;

· Положение о лицензировании транспортировки грузов (перемещения грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

· Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на ЖТ.

Указанные Положения регулируют порядок лицензирования отдельных видов деятельности в области ЖТ.

Лицензирование деятельности в области ЖТ осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее лицензирующий орган). Лицензия предоставляется сроком на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. Осуществление деятельности в области ЖТ с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в п. 1 ст. 9 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

5. Правовое закрепление требований по обеспечению безопасности на ж/д транспорте. Правила пожарной безопасности на ж/д транспорте.

ФЗ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О ЖТ в РФ"

Ст. 20. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации ЖТ и иных технических средств. Ст. 21. Основные положения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации ЖТ.

Ст. 22. Обеспечение на ЖТ общего пользования экологической безопасности, пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ст.23 Охрана грузов, объектов ЖТ общего пользования и обеспечение общественного порядка на ЖТ общего пользования

Ст.24. Организация работы ЖТ в чрезвычайных ситуациях

УК РФ Ст. 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. Ст. 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на ЖТ.

1. Повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов,

2. Несоблюдение установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов.

3. Повреждение защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов.

4. Нарушение правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а равно нарушение правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей.

5. Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах.

Ст. 11.2. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного ЖТ. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного ЖТ на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального ЖТ, и переездах через них.

Приказ Минтранса РФ от 25 декабря 2006 г. N 163 "Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации ЖТ событий"

ПриказМЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)"

Правила пожарной безопасности на ЖТ (ППБО-109-92) (утв. МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112)

Приказ МВД РФ от 18 января 1993 г. N 17 "О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы милиции"

Особенности организации патрульно-постовой службы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (п.п. 79 - 85) /Глава III. Управление и организация патрульно-постовой службы (п.п. 29 - 85). Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности/

Приказ от 8 января 1994 г. О мерах по обеспечению безопасности движения на ж/д транспорте (с изм. Приказа МПС РФ от 28.10.2002 N 47) Приложение N 1

Общие требования ПБ для объектов и подвижного состава ЖТ, исполняющиеся владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, ИП, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках ЖТ:

1) установить на территории, в производственных, административных, складских, вспомогательных зданиях и помещениях объекта противопожарный режим, определить и оборудовать места для курения, определить места и допустимое количество единовременного хранения сырья и готовой продукции, установить порядок проведения пожароопасных работ, осмотра и закрытия помещений по окончании рабочего времени, проверки подвижного состава под погрузку горючих грузов и постоянно контролировать его соблюдение инженерно-техническими работниками (ИТР), рабочими, служащими и обслуживающим персоналом;

2) организовать изучение и контроль над соблюдением правил пожарной безопасности и инструкций о мерах ПБ всеми ИТР, рабочими, служащими и обслуживающим персоналом, обеспечив подразделения объекта средствами противопожарной пропаганды (плакатами, стендами, макетами, знаками безопасности);

3) организовать на объекте добровольную пожарную дружину (ДПД) и пожарно-техническую комиссию и обеспечить их работу в соответствии с действующими положениями, обеспечить объект средствами пожаротушения согласно установленным нормам;

4) организовать для ИТР, служащих и рабочих проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму;

5) периодически проверять боеготовность объектовой пожарной охраны и ДПД, принимать необходимые меры по улучшению их работы;

6) периодически проверять состояние пожарной безопасности объекта, наличие и исправность технических средств противопожарной защиты и пожарной техники, принимать срочные меры по устранению выявленных недостатков;

7) организовать разработку и внедрение мероприятий, направленных на:

- совершенствование противопожарного режима, снижение пожарной опасности технологических процессов, производственного оборудования и подвижного состава;

- обеспечение безопасности людей и защиту материальных ценностей при возникновении пожара;

8) обеспечить назначение приказами или распоряжениями руководителей подразделений, лиц, ответственных за ПБ отдельных помещений, а также назначить приказом по объекту лиц, ответственных за эксплуатацию и исправное техническое состояние систем отопления и вентиляции, противодымной защиты, электроустановок, противопожарного водоснабжения, средств связи и пожаротушения, установок пожарной автоматики и систем оповещения о пожаре;

9) включить в функциональные обязанности должностных лиц, инженерно-технических работников и других специалистов разработку и внедрение мероприятий по вопросам ПБ исходя из возложенных на них служебных и производственных задач;

10) обеспечить разработку инструкций о мерах ПБ для всех подразделений и отдельных видов пожароопасных работ в соответствии с требованиями Правил ПБ;

11) организовать контроль над погрузкой, сортировкой и выгрузкой опасных грузов в части соблюдения мер ПБ, а также за подготовкой подвижного состава под погрузку указанных грузов;

12) организовать своевременное выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

13) обеспечить разработку плана действия ИТР, рабочих и обслуживающего персонала при возникновении пожара на объекте и в подразделениях и проводить один раз в год практические занятия по отработке этих планов;

14) обеспечить своевременное расследование пожаров, установление причин их возникновения и виновных лиц, а также разработку мероприятий по предотвращению пожаров.

Госнадзор за обеспечением ПБ на ЖТ общего пользования, за исключением госнадзора за железнодорожным подвижным составом, осуществляется специально уполномоченным ФОИВ в области ПБ. Контроль обеспечения ПБ и пожарный надзор на ЖТ осуществляются ведомственной охраной ФАЖТ.

6. Организации трудовых отношений на ж/д транспорте. Особенности обеспечения дисциплины работников на ж/д транспорте. Организация расследования и учета несчастных случаев.

ФЗ от 10 января 2003 г. "О ЖТ в РФ" Глава 5. Ст. 25. Трудовые отношения и гарантии работников ж/д транспорта

1. Трудовые отношения регулируются ФЗ, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников ЖТ, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются ФАЖТ с учетом мнения соответствующего профессионального союза.

3. Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры. Работники ЖТ проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества. Порядок профессионального отбора устанавливается ФАЖТ.

4. Повышение квалификации работников ЖТ осуществляется за счет средств работодателей. Порядок обучения и повышения квалификации устанавливается ФАЖТ. Работники организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - ИП работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на ЖТ, а также иных нормативных актов ФАЖТ. Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в ж/д подвижном составе. Порядок и сроки проведения аттестаций устанавливается ФАЖТ.

5. Работники ЖТ общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на ЖТ за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами. Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам ЖТ при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного государства, устанавливаются международными договорами РФ и законодательством РФ. Организации ж/д транспорта общего пользования, в которых работают такие работники, могут дополнительно устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.

За работниками ЖТ, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья, сохраняется право на льготы, установленные законодательством РФ, отраслевым тарифным соглашением, коллективными договорами за счет средств работодателей.

6. Организации ЖТ независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам - железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Ст. 26. Дисциплина труда на ж/д транспорте общего пользования

1. Дисциплина труда работников ЖТ общего пользования регулируется трудовым законодательством и утверждаемым ФЗ Положением о дисциплине работников ж/д транспорта общего пользования. (Постановление ПрРФ от 25 августа 1992 г. N 621 "Об утверждении Положения о дисциплине работников ЖТ РФ")

2. Забастовка как средство разрешения коллективных трудовых споров работниками ж/д транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на ж/д транспорте общего пользования и перечень профессий которых определяется федеральным законом, является незаконной и не допускается.

Приказ Минтранса РФ от 25 декабря 2006 г. N 163 "Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации ЖТ событий"

Транспортные происшествия и иные связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации ЖТ события учитываются субъектами ЖТ в соответствии с причинами, указанными в технических заключениях.

Транспортные происшествия, связанные с нанесением ущерба здоровью или жизни людей движущимся подвижным составом в санкционированных и несанкционированных для нахождения людей местах (происшествия, в результате которых погиб или получил тяжкие телесные повреждения один человек; происшествия, в результате которых получили повреждения средней тяжести пять и более человек), учитываются субъектом ЖТ, на территории которого произошли указанные в настоящем пункте транспортные происшествия.

Руководители субъектов ЖТ обязаны представлять в Ространснадзор или его территориальные органы ежемесячные (до 10 числа следующего за отчетным месяца) отчеты по допущенным транспортным происшествиям и иным связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации ЖТ событиям.

Руководители субъектов ЖТ докладывают в Ространснадзор или его территориальные органы о принятых решениях судебных органов по допущенным транспортным происшествиям.

Система законодательства, регулирующая порядок и правила организации и обеспечения воздушных перевозок. Государственное управление и контроль использования воздушного транспорта. Федеральные авиационные правила.

Воздушный кодекс РФ является основополагающим актом, действующим со дня его официального опубликования на всей территории РФ, а также и другие ФЗ, которые планируется принять в будущем: закон о растительном мире и закон о концессии, которые будут регулировать вопросы использования воздушного пространства. В соответствии с Воздушным кодексом РФ разрабатываются и утверждаются в установленном Правительством РФ порядке федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ, утвержденные постановлением ПрРФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, устанавливают порядок использования воздушного пространства РФ в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства. В указанных Правилах даются определения таких понятий, как: аварийное оповещение, аэроузел, воздушная трасса РФ, воздушный коридор пролета государственной границы РФ и др. (всего 59 наименований). Одновременно в Правилах определяются органы единой системы организации воздушного движения РФ, которыми являются: - Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства РФ; - зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства РФ; - Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ; - Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федерального агентства воздушного транспорта России; - оперативные органы единой системы организации воздушного движения РФ. Данные Правила обязательны для руководства и исполнения всеми ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ и пользователями воздушного пространства, а также органами ОВД (управления полетами).

На основании постановления ПрРФ от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" они утверждаются и вводятся в действие: - ПрРФ, если это определено Воздушным кодексом РФ, ФЗ, указами Президента РФ и постановлениями ПрРФ; Министерством обороны РФ - в области государственной авиации; Федеральным космическим агентством - в области экспериментальной авиации; - Федеральным агентством воздушного транспорта - в области гражданской авиации. Федеральные правила, принятые Межгосударственным авиационным комитетом, вводятся в действие соответствующими ФОИВ. К федеральным правилам использования воздушного пространства и федеральным авиационным правилам разрабатываются соответствующие руководства, которые утверждаются Министерством обороны РФ, а в отношении вопросов использования части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, - и (или) Федеральной службой воздушного транспорта России. Поскольку Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства РФ, они обязательны для исполнения гражданами и ЮЛ.

Федеральные авиационные правила в области авиации общего назначения:1. "Технические средства для выполнения авиационных работ. Требования и процедуры сертификации" (утв. Приказом Минтранса РФ от 29 октября 2003 г. N 202). 2. "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов" (утв. приказом Минтранса РФ от 23 июня 2003 г. N 149). 3. "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения" (утв. приказом Минтранса РФ от 18 июня 2003 г. N 147). 4. "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" (утв. приказом Минтранса РФ от 16 мая 2003 г. N 132). 5. "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения" (утв. приказом Минтранса РФ от 17 апреля 2003 г. N 118). 6. "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения" (утв. приказом Минтранса РФ от 27 марта 2003 г. N 29). 7. "Сертификация наземной авиационной техники" (утв. приказом Минтранса РФ от 20 февраля 2003 г. N 19). 8. "Сертификационные требования к организациям, осуществляющим контроль качества авиационных топлив, масел, смазок и специальных жидкостей, заправляемых в воздушные суда" (утв. приказом Минтранса РФ от 7 октября 2002 г. N 126). 9. Правила полетов в воздушном пространстве РФ (утв. приказом Минобороны РФ, Минтранса РФ и Росавиакосмоса от 31 марта 2002 г. N 136/42/51). 11. "Сертификация аэропортов. Процедуры" (утв. приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 24 апреля 2000 г. N 98). 12. Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок (утв. приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 18 апреля 2000 г. N 89). 13. "Сертификация юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала" (утв. приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 24 ноября 1999 г. N 115). 14. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ, (утв. постановлением ПрРФ от 22 сентября 1999 г. N 1084). 15. "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" (ФАП-145) (утв. Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 19 февраля 1999 г. N 41). 16. "Сертификация авиационных учебных центров" (утв. приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29 января 1999 г. N 23). 17. "Сертификационные требования к организациям, осуществляющим деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов (ОООП) (утв. приказом Федеральной авиационной службы РФ от 30 октября 1998 г. N 342). 18. "Процедуры сертификации организаций, осуществляющих деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов (ОООП) (утв. приказом Федеральной авиационной службы РФ от 30 октября 1998 г. N 342)

Федеральные авиационные правила в области государственной авиации: 1.Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации (утв. приказом Минобороны РФ от 24 сентября 2004 г. N 275). 2. Правила поиска и спасания в государственной авиации (утв. постановлением ПрРФ от 6 февраля 2003 г. N 65). 3. Правила государственной регистрации государственных воздушных судов (утв. приказом Минобороны РФ от 28 ноября 2002 г. N 460). 4. Правила государственной регистрации аэродромов государственной авиации (утв. приказом Минобороны РФ от 14 ноября 2002 г. N 440). 5. Правила по организации полигонной службы в государственной авиации (утв. приказом Минобороны РФ от 25 октября 2001 г. N 431). 6. Правила по организации объективного контроля в государственной авиации (утв. приказом Минобороны РФ от 17 октября 2001 г. N 420). 7. Правила по организации объективного контроля в государственной авиации (утв. приказом Минобороны РФ от 17 октября 2001 г. N 420). 8. Правила организации учебной базы в частях государственной авиации (утв. приказом Минобороны РФ от 9 октября 2001 г. N 412).

Федеральные авиационные правила в области гражданской авиации: 1."Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации" (утв. приказом Минтранса РФ от 4 февраля 2003 г. N 11). 2. "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты" (утв. приказом Минтранса РФ от 23 июня 2003 г. N 150). 3. "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (ФАП МО ГА-2002) (утв. приказом Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. N 50). 4. "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов (утв. приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121). 5. "Сертификационные требования к организациям, осуществляющим деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок (ОПП)" (утв. приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 10 августа 1999 г. N 28). 6. Правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации (утв. постановлением ПрРФ от 24 января 1998 г. N 85).

Федеральные авиационные правила в области экспериментальной авиации: 1."Организация работы медицинского персонала авиационных организаций экспериментальной авиации" (утв. приказом Росавиакосмоса от 15 августа 2003 г. N 165). 2. "Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации (ФАП ВЛЭ ЭА-2003)" (утв. приказом Росавиакосмоса от 15 августа 2003 г. N 165). 3. "Организация работы органов врачебно-летной экспертизы экспериментальной авиации" (утв. приказом Росавиакосмоса от 15 августа 2003 г. N 164).

Декабря 1995 года N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (БДД) (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г.)

Основные требования по обеспечению БДД при эксплуатации транспортных средств (ТС): 1. Техническое состояние и оборудование ТС, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать БДД. 2. Обязанность по поддержанию ТС, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев ТС либо на лиц, эксплуатирующих ТС. 3. Владельцы ТС должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. В отношении ТС, владельцы которых не исполнили данную обязанность, не проводятся государственный технический осмотр и регистрация.

Гос.тех.осмотр ТС: 1. Находящиеся в эксплуатации на территории РФ и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. 2. Порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством РФ.

Основные требования по обеспечению БДД при техническом обслуживании и ремонте ТС: 1. Техническое обслуживание и ремонт ТС в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать БДД. 2. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами - изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. 3. ЮЛ и ИП, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. (пункт в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) 4. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.

Основания и порядок запрещения эксплуатации ТС: 1. Запрещается эксплуатация ТС при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу БДД. Перечень неисправностей ТС и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством РФ. 2. Запрещается эксплуатация ТС, владельцами которых не исполнена установленная ФЗ обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. 3. Запрещение эксплуатации ТС осуществляется уполномоченными на то ДЛ.

Основные требования по обеспечению БДД к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств: 1. ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией ТС, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими БДД; соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих БДД; анализировать и устранять причины ДТП и нарушений ПДД с участием принадлежащих им ТС; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП; обеспечивать соответствие технического состояния ТС требованиям БДД и не допускать ТС к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих БДД; обеспечивать исполнение установленной ФЗ обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев ТС. 2. ЮЛ и ИП запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей ТС к нарушению ими требований БДД. 3. ЮЛ, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства РФ о БДД могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям ТС дополнительные требования для обеспечения БДД.

Положение о Государственной инспекции БДД МВД России (Указ

Наши рекомендации