Глава 8. Организация наземного обслуживания пассажиров и багажа
Процесс наземного обслуживания пассажиров включает в себя:
обслуживание в аэропорту отправления;
обслуживание в аэропорту прибытия (назначения);
обслуживание в аэропорту трансфера.
Наземное обслуживание пассажиров в аэропорту составляет около 1,5 часов, из которых 75% расходуется на выполнение предполётных формальностей и 25% - послеполётных.
В аэропорту пассажир получает следующую информацию:
о времени и месте (зал, номер стойки) регистрации на рейс;
об окончании регистрации, о посадке в самолет;
о прилете самолета;
о причине задержки рейса на вылет/прилет;
о правилах перевозки пассажиров и багажа;
о месте бронирования и покупки авиабилетов;
об особых условиях перевозки, требующих согласования с перевозчиком.
Существуют две основные категории пассажиров: пассажиры, путешествующие с деловыми целями, и пассажиры, путешествующие как туристы, по личным и религиозным причинам.
Основные характеристики пассажиров являются следующими:
а) международные пассажиры – это пассажиры, совершающие поездки между странами и подлежащие проверке государственными пограничными и таможенными контрольными службами;
б) внутренние пассажиры – это пассажиры, совершающие поездки по маршрутам, которые начинаются и заканчиваются в пределах границ одного и того же государства, и не подлежащие проверке государственными контрольными органами. В эту категорию пассажиров включаются также пассажиры со всех маршрутов, которые освобождены от проверки со стороны государственных контрольных органов. Сюда включаются перевозки внутри таможенного союза, экономического сообщества по зоне свободной торговли, в отношении которых правительства пришли к соглашению о свободном проезде людей и перевозке товаров. В зависимости от конкретных положений таких соглашений перевозки могут быть внутренними в одном направлении и международными в другом.
Специальные требования предъявляются к пассажирам, имеющим дополнительные отличительные особенности:
а) убывающие пассажиры – это пассажиры, использующие аэропорт для целей отправления из него в воздушное путешествие;
б) прибывающие пассажиры – этопассажиры,прибывающиенавоздушныхсудах в аэропорт и не продолжающие полет или не пересаживающиеся на другие рейсы;
в) транзитные пассажиры – это пассажиры, прибывающие и вылетающие снова на том же самом воздушном судне. Они могут оставаться на воздушном судне, и в этом случае им не требуется никакого наземного обслуживания. В то же время может возникнуть необходимость разместить их в здании пассажирского аэровокзала на период пребывания воздушного судна в аэропорту, чтобы произвести уборку в салоне воздушного судна и обеспечить соответствующий комфорт и обслуживание пассажиров. Кроме того, некоторые транзитные пассажиры могут подлежать пограничному контролю. Это относится к тем случаям, когда часть маршрута воздушного судна является внутренней, а другая часть – международной. Пассажиры, прибывающие международным рейсом, могут направляться в аэропорты, в которых нет пограничных контрольных служб, и поэтому они должны пройти соответствующий контроль в транзитном аэропорту;
г) трансферные пассажиры - это прибывающие по воздуху в аэропорт пассажиры, которые могут просто пересесть с одного рейса на другой для следования в другой пункт назначения. Специально для них необходимо обеспечить средства обслуживания, связанные с оформлением билетов, а также с перевозкой их багажа на другое воздушное судно;
д) пассажиры авиации общего назначения и воздушных такси.
Мероприятия, осуществляемые в аэровокзале, можно разделить на пять основных групп:
непосредственное обслуживание пассажиров;
обслуживание пассажиров, осуществляемое авиакомпаниями;
эксплуатационные функции, обеспечиваемые авиакомпанией
правительственные мероприятия;
непассажирские службы, относящиеся к функциям специалистов аэропорта.
Непосредственное обслуживание пассажиров
Операции, выполненные в аэровокзале, для удобства пассажиров и непосредственно не относящиеся к функционированию авиакомпании. Эти операции обычно подразделяют на коммерческие и некоммерческие. Между этими двумя категориями не существует принципиальных различий, однако некоммерческие операции обычно необходимы (их предоставляют бесплатно или за небольшую плату). Коммерческое обслуживание в противоположность этому является потенциально доходным. Оно не относится к транспортным функциям аэропорта или является исключительно персонально предоставляемой услугой и выполняется по заказу пассажира (например, прокат автомобиля).
В больших пассажирских аэровокзалах типичным является некоммерческое обслуживание:
устройство в гостиницу;
информация о рейсах и общая информация аэропорта;
багажные тележки;
помещение для хранения багажа в автоматических камерах хранения;
указательные знаки;
места для сидения;
туалеты, детские комнаты и комнаты обмена валюты;
комнаты отдыха;
почта и телеграф.
В работе пассажирского аэровокзала играют важную роль следующие коммерческие операции:
парковка автомобилей;
магазины беспошлинной торговли;
магазины и книжные лавки, магазины туристического оборудования, питейные заведения и т. д.;
прокат автомобиля;
страховка;
банки;
парикмахерские, служба сухой чистки одежды;
предварительный заказ гостиниц;
реклама.
Обслуживание пассажиров, осуществляемое авиакомпаниями.
В пределах пассажирского аэровокзала многие операции обычно выполняются полностью авиакомпаниями илиих агентами. Среди этих операций:
информационная служба авиакомпании;
бронирование и доставка билетов;
контроль багажа и хранение;
погрузка и выгрузка багажа из ВС;
доставка и получение багажа;
оборудование комнаты отдыха для пассажиров.
Эксплуатационные функции, обеспечиваемые авиакомпанией.
Главная забота, связанная с функционированием аэровокзала, состоит в обеспечении точного времени вылета. Многие из операций, связанны с этим:
заправка топливом
уборка ВС,
диспетчеризации рейсов:
планирование рейсов;
определение массы и центровка ВС;
инструктаж летного экипажа;
хронометраж полета.
Правительственные требования
Аэропорты, осуществляющие международные пассажирские перевозки, должны выполнять следующие правительственных функций:
таможенный досмотр;
иммиграционный контроль;
паспортно-визовый контроль;
санитарно-эпидемиологический контроль;
фито-санитарный контроль.
Непассажирские функции, решаемые специалистами аэропорта.
В небольших аэропортах обычно все специалисты непассажирских служб располагаются в здании аэровокзала, что обеспечиваетихлучшее взаимодействие Их функциями являются:
управление;
прием грузов;
финансовые операции;
техническое обслуживание;
юридические;
аэронавигационные;
авиационные (например, контроль уровня шума);
эксплуатация зданий и оборудования.
В больших аэропортах принято эти функции администрации выделять и располагать в отдельных строениях и только часть функций выполнять в аэровокзальном здании.
При обслуживании вылетающих пассажиров работники службы организации перевозок производят операции по регистрации билетов, оформлению багажа, доставке пассажиров к самолёту и посадке в самолёт. Кроме того, в аэропорту отправления пассажир затрачивает время на ожидание посадки.
При обслуживании прилетающих пассажиров производятся операции по высадке пассажиров, доставке их к месту выдачи багажа и выдаче багажа. Пассажиром затрачивается также время на ожидание выдачи багажа.
Наиболее трудоёмкой операцией в аэровокзале является регистрация пассажиров и оформление багажа, то есть предполётное обслуживание.