Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 6.

Таблица 6

NN пп Наименование зданий и сооружений АЗС Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи в графе «наименование…», м
Подземные резервуары для хранения топлива - - 3/9 9/15 -
Топливораздаточные колонки - - 6/9 12/15
Площадка для автоцистерн (АЦ) - - - 6/9 12/15 -
Здания для персонала АЗС и сервисного обслуживания транспортных средств: I, II и III степени огнестойкости класса С0 или С1 3/9 6/9 6/9 3/9 -/9
То же IV степени огнестойкости класса С0 6/9 6/9
Здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров: I, II и III степени огнестойкости класса С0 или С1 9/15 12/15 12/15 9/15 -/9
То же IV степени огнестойкости класса С0 12/15 6/9
Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами - - 3/9 6/9 9/15 12/15 -
Площадка для стоянки транспортных средств -/9 6/9 -/9 6/9
Котельная на дизельном топливе -

Примечания:

1. Расстояния указаны: в числителе - до стен зданий, в знаменателе - до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные "-", не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.

2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется.

3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров топливом из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств - не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС расстояния следует увеличивать на 30%.

Расстояния не нормируются:

а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной;

б) между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств.

Размеры площадки для стоянки транспортных средствдолжны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 единиц транспортных средств. В строке 8 приведены расстояния до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1 должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50%.

Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарамипринимаются в соответствии с таблицей 7.

Таблица 7

NN пп Наименование зданий и сооружений АЗС Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи в графе "Наименование...", м
Контейнеры хранения топлива - - -
ТРК -
Площадка для АЦ - - -
Здания для персонала АЗС -
Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами - - -

Примечания:

1. Расстояния, обозначенные "-", а также расстояния от ТРК до контейнеров хранения топлива и площадки для АЦ на контейнерной АЗС не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.

2. Расстояния между контейнерами хранения топлива, технологические отсеки которых расположены друг напротив друга, следует принимать не менее 4 м.

3.Расстояния до зданий сервисного обслуживания водителей, пассажиров и транспортных средств принимаются в соответствии с таблицей 5 как до стен зданий проемов.

Расстояния от ПАЗС до зданий и сооруженийследует принимать в соответствии с таблицей 4 (как для надземных резервуаров).

Резервуары, предназначенные для хранения легковоспламеняющихся нефтепродуктов (склады ГСМ) на территории АЗС,необходимо размещать в подземном варианте. Допускается размещение складов ГСМ в наземном варианте на территориях АЗС, размещаемых за пределами границ поселений, при условии соблюдения соответствующих нормативных требований СНиП 2.11.03.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ АЗС

При разработке проекта генерального плана АЗСследует учитывать климатические, инженерно-геологические, а также социально-экономические особенности территории, сложившиеся в данном конкретном месте на момент проектирования.

На территории АЗС размещение зданий и сооруженийследует предусматривать с учетом исключения вредного воздействия АЗС на здоровье и санитарно-бытовые условия обслуживающего АЗС персонала и населения.

В проекте генерального плана АЗСследует предусматривать функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, пропускаемой способности и видов транспорта, а также рациональные транспортные и инженерные связи, кооперирование основного и вспомогательных производств, благоустройство территории площадки, защиту прилегающих территорий от загрязнения отходами и отбросами в результате деятельности АЗС.

При въезде (выезде) на территорию АЗСсо стороны дорог I - IV категории необходимо предусматривать переходно-скоростные полосы. Длину переходно-скоростных полос следует принимать в соответствии со СНиП 2.05.02.

Организацию движения автомобильного транспорта на территории АЗС необходимо предусматривать в одном направлении.

В проекте благоустройства территории АЗСнеобходимо предусматривать технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры), озеленение, малые архитектурные формы.

При проектировании АЗСнеобходимо предусматривать расстановку дорожных знаков и знаков безопасности, а также дорожную разметку на всей территории с учетом функционального ее использования.

Для обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта установка рекламы при въезде (выезде) на территорию со стороны автомобильных дорог не допускается.

Дорожные знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ 10807, опоры дорожных знаков - требованиям ГОСТ 25458 и ГОСТ 25459, а также имеющимся типовым решениям.

Применение элементов дорожной разметки должно соответствовать требованиям ГОСТ 23457.

При проектировании АЗСнеобходимо предусматривать на территории проезды и площадки с жесткими дорожными покрытиями (цементно-бетонными монолитными или асфальтобетонными), исключающее проникновение топлива в грунт.

Расчет толщины жесткого покрытия и основанияследует производить с учетом величины и повторяемости суммарных напряжений от нагрузок автомобилей и температуры, геологических и гидрологических условий.

Конструкцию дорожных покрытий на переходно-скоростных полосах следуетпринимать равнопрочной основной дороге.

На территории АЗС для проезда АЦ к местам слива нефтепродуктовследует предусматривать отдельный проезд шириной не менее 3,50 м.

При выезде (въезде) на территорию АЗС необходимопредусматривать треугольник видимости. Размеры сторон равнобедренного треугольника для условий "транспорт - транспорт" при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее, м: 25 и 40.

Для условий "пешеход - транспорт"размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения 25 и 40 км/ч соответственно 8×40 и 10×50 м.

В пределах треугольников видимости не допускаетсяразмещение зданий, сооружений, нестационарных объектов (киосков, фургонов, установок рекламы и малых архитектурных форм), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.

С территории АЗС следует предусматриватьорганизационный сбор воды с поверхности проезжей части с последующей ее очисткой. Отвод поверхностных вод необходимо осуществлять со всей территории АЗС в локальные очистные сооружения.

На въезде и выезде с (на) территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооруженийдолжна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

Планировочные отметки площадок АЗС должныприниматься не менее чем 0,5 м выше расчетного наивысшего горизонта вод с учетом подпора и уклона водотока, а также нагона от расчетной высоты волны.

Вероятность превышения расчетных паводков при проектировании АЗСследует принимать из расчета 1%.

При определении проектных отметок территорий АЗСнеобходимо предусматривать, как правило, сплошную вертикальную планировку с уклонами, не превышающими 30%.

Уклоны поверхности площадки АЗСнадлежит принимать не менее 4% и не более 30%. На территории автозаправочных станций следует, как правило, предусматривать закрытую сеть дождевой канализации. При необходимости применения на площадке АЗС открытой сети водоотвода наименьшие размеры кюветов и канав трапецеидального сечения следует принимать: ширина по дну - 0,3 м, глубина - 0,4 м.

Расстояние от ПАЗС до приемных колодцев ливневой канализации(при их наличии) должно быть не менее 10 м.

Отдельно стоящие резервуары с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, сжиженными горючими газамидолжны располагаться, как правило, на более низких отметках по отношению к зданиям и сооружениям АЗС и в соответствии с требованиями противопожарных норм должны быть обнесены (с учетом рельефа местности) сплошными несгораемыми стенами или земляными валами.

В случае размещения сооружений на более высоких отметкахследует предусматривать дополнительные мероприятия по предотвращению при авариях наземных резервуаров возможности проникновения разлившейся жидкости за пределы ограждающих конструкций.

Уровень полов первого этажа зданий, расположенных на территории АЗС, должен быть выше планировочной отметки примыкающих к зданиям участков не менее чем на 0,15 м.

На участках, свободных от застройки, а также по периметру площадки следуетпредусматривать озеленение. При этом не допускается применять для посадки древесные насаждения, выделяющие при цветении хлопья, волокнистые и опущенные семена, деревья хвойных пород, а также древесно-кустарниковые насаждения в виде плотных групп и полос, вызывающих скопление мусора.

Основным элементом озеленения территории АЗСследует предусматривать обыкновенный газон.

Расстояние от зданий и сооружений АЗСдо оси ствола деревьев и кустарников следует принимать по таблице 8.

Таблица 8

Здания и сооружения Расстояние, м
ствола деревьев кустарника
Наружные стены зданий и сооружений 5,00 1,50
Край тротуаров и дорожек 0,70 0,50
Край кромок укрепленных полос обочин дорог или бровок канав 2,00 1,00
Мачты и опоры осветительной сети 4,00 -
Подошвы откосов, террасы 1,00 0,50
Подошвы или внутренние грани подпорных стенок 3,00 1,00
Подземные коммуникации 2,00 -
Воздушные электрические сети в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ)

На территории АЗС необходимо предусматриватьтротуары, достаточные для нормальной эксплуатации объекта.

Ограждение территории АЗС не допускается, заисключением случаев, предусмотренных строительными нормами и правилами, а также техническими условиями, выданными соответствующими органами государственного надзора и контроля.

Площадка зданий, сооружений и оборудования для приема, подготовки и хранения сжатого природного газа,а также складская площадка с резервуарами СУГ должны иметь самостоятельные ограждения, которые обозначают территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполнены из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию. В местах въездов-выездов с территории указанных площадок должны быть предусмотрены ограничители проезда.

Устройство бордюрного камня на территории АЗСследует предусматривать вдоль проезжей части на всей ее протяженности, а также на участках переходно-скоростных дорог при въезде (выезде) на территорию АЗС не менее 20,00 метров по обе стороны, включая радиус поворотов.

Установленный бордюрный камень на всем протяжении должен бытьпокрашен водостойкими и морозостойкими красителями в черный и белый (оранжевый) цвет по типу "зебра".

При проектировании инженерных сетей на территории АЗСнеобходимо соблюдать требования строительных норм и правил, относящиеся к разрабатываемым разделам инженерных

Стационарное электрическое уличное освещение следует предусматривать по всему периметру территории АЗС, а также на подъездах (выездах) к ней, на всей протяженности переходно-скоростных дорог.

Опоры светильников на проезжей части АЗСи переходно-скоростных участках дорог необходимо размещать, как правило, за бровкой земляного полотна.

В случае размещения на территории традиционных АЗС ПАЗС они должны располагаться рядом с заправочным островком на одном из проездов таким образом, чтобы был обеспечен безопасный подъезд транспортных средств для заправки по противоположному проезду, относящемуся к этому островку. При этом спереди и сзади ПАЗС следует устанавливать временные ограждения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ АЗС

На территории АЗС для обслуживающего персонала АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания и помещения: операторская, административный блок, тепловой пункт, пункт приема пищи, службы охраны, санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.

Для сервисного обслуживания пассажиров и водителеймогут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы для сервисного обслуживания транспортных средств - посты технического обслуживания и мойки автомобилей.

На многотопливных АЗС не допускается размещение:

- передвижных АЗС, не отвечающих требованиям настоящих норм, предъявляемым к технологической системе многотопливных АЗС;

- пунктов заправки топливом, не относящихся к наполнению резервуаров (емкостей, баллонов) технологической системы АЗС или топливных систем транспортных средств;

- газораспределительного пункта.

Наличие погребов, подвальных помещений в зданиях, расположенных в пределах площадки АЗС, независимо от их функционального назначения не допускается.

На АЗС должны использоваться ТРК,обеспечивающие автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства.

ТРК рекомендуется оснащать устройствами, предотвращающими выход топлива при повреждении колонок.

Общие требования к технологическому оборудованию АЗС жидкого моторного топлива традиционных и блочных АЗС и топливораздаточному пункту жидкого моторного топлива приведены в НПБ 111.

При проектировании АЗС необходимо соблюдать следующие требования к инженерным и технологическим решениям, связанным с предотвращением пожароопасных аварийных ситуаций при сливе топлива в резервуары из АЦ:

а) резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90-процентного заполнения резервуаров, но не более чем за 5 секунд до их переполнения, а также сигнализацией со световыми и звуковыми сигналами. Если особенности технологической системы позволяют осуществлять прекращение наполнения резервуара топливом в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95-процентного заполнения;

б) площадка для АЦ на территории АЗС с отметкой территории выше отметки примыкающих дорог, должна быть оборудована бордюром (бордюрным камнем) высотой не менее 0,15 м и трубопроводом для отвода самотеком проливов в аварийный подземный резервуар при возможной разгерметизации патрубка АЦ, а также пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда АЦ. Кроме того:

- аварийный резервуар и сливной трубопровод должны обеспечивать слив топлива с площадки, исключая его перелив на остальную территорию АЗС;

- объем аварийного резервуара должен превышать не менее чем на 10% объем используемых на АЗС АЦ;

- трубопровод для отвода пролива топлива должен оканчиваться на расстоянии не более 0,10 м от дна указанного резервуара;

- глубина заложения аварийного резервуара и прокладка трубопроводов для отвода проливов должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодное время года;

- сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.), которая должна открываться только на период технологического слива топлива из АЦ.

На многотопливных АЗС допускается использование технологических систем для приема, хранения и выдачи бензина и дизтоплива, отвечающих требованиям, предъявляемым к технологическим системам традиционной АЗС.

Электрооборудование АЗС должно соответствовать требованиям ПУЭ и Правил эксплуатации электроустановок потребителей.

50. Дополнительное оборудование резервуаров.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ РЕЗЕРВУАРОВ:

Системы определения количества горючегопредназначены для определения уровня взлива горючего в резервуаре с замером температуры продукта и определения количества горючего в килограммах.

Примером такой системы является автоматизированная система УГР-1М,

Предназначенная для измерения уровня топлива в наземных и заглубленных резервуарах, с автоматической выдачей результатов на ЭВМ. Система обслуживает от 1 до 10 резервуаров и состоит из многоканального пульта управления «Прогресс-2М», и датчиков уровня горючего.

Принцип работы основан на следящем действии поплавка, перемещающегося вместе с уровнем жидкости.

Поплавок через мерный шкивсоединен поводками с валом датчика.

Один оборот вала -соответствует изменению уровня жидкости в 200 мм или одному обороту диска точного отсчета.

Техническая характеристика:

• Количество обслуживаемых резервуаров от 1 до 10.

• Диапазон измерения уровня, м от 0 до 12 или от 0 до 20.

• Основная погрешность измерения уровня, мм±3 (от 0 до 12 м);

± 4 (от 12 до 20 м).

Дискретность измерения уровня, мм 1. ж с. г ,

• Длина линии связи (не более), м 1500.

• Количество проводов в линии связи 6 .

• Потребляемая мощность (не более), Вт 4,6.

• Температура измеряемой среды, °С от-50 до + 80.

• Скорость измерения уровня, м/ч 1.

Во время работы системы при достижении предельных уровней пульт выдает звуковой сигнал.

Оператор может определить:

• текущий уровень в любом резервуаре;

• чзначение предельных уровней в любом резервуаре;

• количество подключенных датчиков;

• порядок опроса датчиков.

Систему УГР-1М можно подключить к термолечатающему устройству.

• Системы контроля качества состоят из различных датчиков проверки

наличия подтоварной воды и механических примесей в топливе.

• Системы оперативного контроля технического состояния резервуара.

Используется принцип двойного днища резервуара. При повреждении первого основного слоя днища (обечайки резервуара) срабатывает датчик, который выдает сигнал на пульт оператора

Универсальные системы предназначены для определения количества горючего и контроля качества. Примером являются TLS-350, TLS-300 и ILS-350, LABKO-2.

TLS-350оценивает состояние резервуара и обнаруживает утечки топлива.

Может контролировать большое количество датчиков утечки, включая межстенные датчики.

Позволяет проводить тестирование резервуара, как по команде оператора, так и автоматически

.

Систему можно запрограммировать на подачу предупредительных и аварийных сигналов переполнения, достижения верхнего и нижнего предельных уровней топлива и воды. Имеется возможность автоматической тарировки резервуаров по мере того, как в ходе отпуска топлива объем жидкости в резервуаре замеряется типовыми рабочими уровнями. Система позволяет создавать отчеты по управлению реализацией топлива с любой регулярностью (ежедневно, посменно). Вскоре после создания этого отчета генерируется скорректированный отчет об операции. В отчете отражается фактическое количество поставленного топлива, для чего учитываются любые продажи, происходящие в процессе слива.

Система TLS-350Rсоединена интерфейсом с контроллером ТРК и постоянно сравнивает изменения показаний объема резервуара с объемом топлива, проданного через колонки. Эти данные анализируются, чтобы можно было удостовериться в том, что все покидающее резервуар топливо продается через ТРК. Тем самым обеспечивается полная безопасность гидравлической системы, так как утечки в резервуарах или соединительных трубопроводах или даже дрейф счетчика ТРК автоматически запустят предупредительную и аварийную сигнализацию.

Система применяетсядля контроля межстенного пространства двухстенных резервуаров. При этом используются поплавковые датчики верхнего и нижнего уровня жидкости в межстенном пространстве.

Система TLS-300обеспечивает высокоэффективный контроль товарных запасов и экологическую безопасность. Система контролирует данные отмаксимум восьми магнитострикционных зондов типа MAG1 или MAG2 или их комбинацию. Система TLS-300 оснащена визуальной и звуковой сигнализацией, включаемой при наступлении определенных условий внутри резервуара, таких как переполнение, достижение верхнего уровня воды и нижнего предельного уровня продукта

Система позволяетгенерировать отчет о сливе топлива на АЗС и обнаруживать утечки внутри резервуаров.

Наши рекомендации