Резервуар наполняется топливом через напорный трубопровод, проложенный под землей.
Напорный трубопровод на выходе в технологический отсек имеет:
- пламегаситель,
- обратный клапан,
- муфту сливную.
Напорный трубопровод должен иметь уклон в сторону технологического отсека резервуарного парка.
Для автоматического обеспечения герметичности системы наполнения, перед сливной муфтой устанавливается обратный клапан.
.
Пламегасительустанавливается в основании сливной муфты и препятствует проходу в линию наполнения открытого огня в случае его возникновения.
Обратный клапанустанавливается в технологическом отсеке линии наполнения и обеспечивает ее автоматическое перекрытие в случае расстыковки с топливной цистерной.
Клапан открывается за счет избыточного давления, создаваемого насосом.
Расстояние установки технологического отсека напорной линии от технологических шахт и технологического оборудования АЗСдолжно составлять не менее 2 м.
Электромагнитный клапан напорнойлиниирасположен в технологическом отсеке резервуара на линии наполнения и служит для автоматического перекрытия линии в случае наполнения резервуара до 95 % объема.
Датчик максимального уровня напорной линии устанавливается в технологическом отсеке резервуара и обеспечивает подачу сигнала исполнительному механизму обратного клапана с целью его перекрытия.
Линия выдачи топлива оборудована обратным клапаном типа КО.000.812.Ml12800ПС с условным проходом 50 мм, срабатывающим под давлением или разрежением, создаваемым насосом, и герметично закрывающимся при неработающем насосе.
На выходе из резервуара линиявыдачи имеет запорную арматуру, выполненную по ГОСТ 95440 и совмещенную с пламегасителем.
Топливопроводзаканчивается выходом в кабельный приямок «островка» ТРК.
Топливопроводвыполнен из полимерных материалов.
Пластиковый трубопровод, на протяжении от резервуара до ТРК не имеет разъемных соединений, что обеспечивает его герметичность.Пластиковый трубопровод в технологических отсеках крепится зажимной муфтой, установленной на проходной гильзе, согласно требований НПБ 111-98.
Обратный клапан устанавливается в резервуаре в начале линии выдачи на высоте от дна резервуара не более 200 мм.
Кран шаровый - для перекрытия линии выдачи при проведении регламентных работ.
Пламегасительустанавливается на входе в резервуар с целью защиты его полости от проникновения пламени при аварийных ситуациях.
Резервуары типа 2РТ -двухстенные, стальные, горизонтальные, предназначены для наземного и подземного хранения автомобильных бензинов, дизельного топлива и масел.Климатическое исполнение резервуаров - УХЛ, сейсмическая стойкость - не более 8 баллов.
Внутренняя поверхность резервуаровзащищается от коррозии с помощью маслобензостойких покрытий типа ХС-5132, наружная - с помощью эпоксидных покрытий типа ХС-717.
Резервуары имеют две горловины со съемными крышкамидля размещения технологического оборудования и доступа внутрь резервуара для возможности очистных и профилактических работ.
Конструкция технологических колодцев,устанавливаемых над горловинами, предотвращает попадание атмосферных осадков и грунтовых вод. Все фланцевые соединения выполнены по принципу “шип-паз”.
Межстенное пространствозаполняется этиленгликолем.
Резервуар комплектуется расширительным бачком, емкость которого позволяет компенсировать колебания температуры этиленгликоля от + 35 до -20 °С.
В комплект резервуара входят:
- сливная труба с ограничителем налива
- труба замерного устройства;
- трубы дыхательной линии;
- трубы заборной линии;;
- расширительный бачок со смотровым стеклом;
- уплотнительные прокладки.
Конструкция резервуара позволяет:
- устанавливать погружной насос.
23. Перечислить 3 разряда на которые делится ЛВЖ.
Согласно ГОСТ 12.1.004-85 «Пожарная безопасность. Общие требования», жидкости, способные гореть, делят на:
- легко воспламеняющиеся (ЛВЖ).
- горючие (ГЖ).
ЛВЖ — жидкости,имеющие температуру вспышки не выше 61 °С в закрытом тигле или 65 °С в открытом тигле.
ГЖ — жидкости,имеющие температуру вспышки выше 61 °С в закрытом тигле или 66 °С в открытом тигле.
В соответствии с международными рекомендациями ЛВЖ делят на три разряда:
1. разряд— особо опасные, с температурой вспышки минус 18 °С в закрытом тигле, или минус 13 °С и ниже в открытом тигле;
2разряд — постоянно опасные, с температурой вспышки от минус 18 °С до плюс 23 °С в закрытом тигле, или выше минус 13 до плюс 27 °С в открытом тигле;
3. разряд— опасные при повышенной температуре, с температурой вспышки выше 23 °С до 66 °С в открытом тигле.
По этой классификации автомобильные бензины относят к I разряду особо опасных легко воспламеняющихся жидкостей;
дизельные топлива — к горючим жидкостям, способным самостоятельно гореть после удаления источника зажигания;
смазочные маслатакже относят к разряду горючих жидкостей;
пластичные смазкиотносят к группе горючих веществ (ГВ), которые способны гореть после удаления источника зажигания.
24. Резервуары и резервуарное оборудование на АЗС.
Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются подземные (засыпные) резервуары , горизонтальные резервуары и вертикальные металлические резервуары
Резервуарыоснащаются устройствами и приборами, обеспечивающими их безопасную и эффективную эксплуатацию.
Резервуары для хранения нефтепродуктов на АЗС отвечают следующим требованиям:
плотность хранимого продукта, не более 1 т/м3 ;
внутреннее давление (избыточное), не более 0,07 МПа;
вакуум, не более 0,001 МПа;
максимальное допустимое заглубление 1,2 м;
допускаемые геометрические отклонения резервуара, мм:
- по длине (высоте) +-10
- по длине окружности цилиндра +-20
- образующей прямой линии, не более 1/150 .
Герметичность резервуаров проверяется избыточным давлением воздуха равным 0,025 МПа или гидравлическим давлением, превышающим рабочее в 1,25 раза в течение 3 мин.
Резервуары АЗС оснащаются следующими устройствами:
- сливным(для приёма нефтепродуктов из автоцистерн);
- всасывающим(для подачи нефтепродуктов из резервуаров заправляющим колонкам);
- замерным (для измерения уровня жидкости в резервуарах);
- дыхательным (для сообщения резервуара с атмосферой).
25. Перечислить классификацию автомобильных цистерн по грузоподьемности.
Автомобильные средства транспортирования классифицируют по следующим признакам:
- тип базового шасси;
- вид нефтепродукта;
- назначение автомобиля:
- нагрузка на оси базового шасси;
- проходимость автомобильных средств;
- тип несущего элемента базового шасси.
Тип базовых шасси обуславливается моделью грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов.
Вид нефтепродуктаобусловливается, как правило, плотностью, которая указывается в паспорте на цистерну. При транспортировании более тяжелых нефтепродуктов увеличиваются осевые нагрузки, что уменьшает срок службы базового шасси.
Недолив цистерн при заполнении более тяжелым нефтепродуктомснижает эффективность их использования.
По назначению автомобильные средства разделяют на транспортные и заправочные.
Транспортные предназначены только для перевозки.Заправочные наряду с перевозкой осуществляют выдачу топлив через специальные раздаточные системы в топливные баки автомобилей.
Параметры автомобильных цистерн регламентируются параметрами базовых шасси: грузоподъемностью, полной допустимой массой, габаритными размерами, проходимостью и т. п.
По нагрузке на оси базового шасси цистерны подразделяются на две группы:
А - для эксплуатации на дорогах с капитальными покрытиями (цементобетонными, асфальтобетонными и др.);
Б - для эксплуатации на дорогах общей сети.
Таблица 1.1
Допустимая полная масса, т
|
Проходимость автомобильных средств:
- обычная;
- повышенная.
По типу несущего элемента базового шасси автомобиля различают цистерны рамной и безрамной конструкции.
Подавляющее большинство цистерн установлены жестко на раме базового шасси автомобилей. Для увеличения полезной нагрузки созданы цистерны безрамной конструкции, которая имеет ряд существенных преимуществ: позволяет изменить длину и базу изделия; понизить центр тяжести; уменьшить металлоемкость. В последнее время безрамную конструкцию применяют при разработке прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн большой вместимости.
Автомобильные цистерны по грузоподъемности классифицируют на три класса:
- малой грузоподъемности с полной нагрузкой до 2,5 т. Они применяются для транспортирования горючего на небольшие расстояния и выдачи мелкими партиями.
- средней грузоподъемности с полезной нагрузкой от 2,5 до 5 т для массовых перевозок и выдачи большими партиями.
- большой грузоподъемности с полезной нагрузкой свыше 5 т для транспортирования горючего в отдаленные районы и осуществления междугородных перевозок.
Условные обозначения основных классификационных признаков:
- тип базового шасси:
- автомобиль - А,
- прицеп - П, -
- полуприцеп - ПП;
тип цистерны: транспортная - Ц, топливозаправочная - ТЗ;
- номинальная вместимость в м3;
- марка базового шасси.
Примеры условных обозначений:
- транспортная цистерна вместимостью 8000 л, смонтированная на шасси
автомобиля MA3-5334 - ALI-8-5334:
- топливозаправочная цистерна вместимостью 3800 л, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-130 - AT3-3.8-130:
- транспортная цистерна, вместимостью 5600 л, смонтированная на базе узлов колесного хода прицепа ГКБ-817 - ПП-5.6-817.
Автомобильные цистерны состоят из трех основных частей (рис. 1.5):
- силовой установки,
- шасси и специального оборудования.
Прицеп и полуприцеп- цистерна состоят:
- из элементов несущей системы и специального оборудования.
В качестве элементов несущей системы используют базовые шасси прицепов, полуприцепов или саму цистерну с элементами колесного хода.
Силовая установкаявляется источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля-цистерны и привода насоса.
Шассипредставляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих движение и управление автомобиля-цистерны, и элементов несущей системы, служащих для размещения специального оборудования.
Специальное оборудование автомобиля-цистерны:
-включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых топлив и сокращение затрат времени и труда на выполнение сливо-наливных операций:
- цистерна в сборе;
-крышка горловины цистерны в сборе;
-гидравлическая система с насосом и арматурой технологической обвязки;
-комплект вспомогательного оборудования (КИП, рукава, шланги, ящики, пеналы);
Рис. 1.5. Автомобиль-цистерна АЦ-8,7-5320.
1 - огнетушитель; 2 - напорно-всасывающий рукав; 3 - дренажная система; 4 - реечный указатель уровня;
5 - специальное электрооборудование; 6 - цистерна; 7 - шасси; 8 - пенал; 9 ■- цепь; 10 - лестцица; 11 - брызговик; 12 - коммуникации