Выбор землеройно-транспортных машин
Грунтово-гидрологические условия по длине трассы, как правило, неоднородны, изменяются и параметры земляного полотна, что обусловливает необходимость использования разнотипных землеройно-транспортных машин для возведения земляного полотна. Каждая машина имеет определенные границы рационального использования (см. табл. 1.1, 1.2).
Таблица 1.3.1
7 Рациональная дальность перемещения грунта бульдозерами при совместной работе со скреперами или экскаваторами с автомобилями-самосвалами, м
Базовый трактор (бульдозер) | Скреперы на буксире гусеничных тракторов с ковшом емкостью, м3 | Экскаваторы с ковшом емкостью, м 3 с автомобилями-самосвалами | |||
3,0 | 7,0 | 0,65 | 1,25 | ||
ДТ-75 | |||||
Т-100М | |||||
Т-130 | |||||
Т- 180ГМ | |||||
ДЭТ-250 |
Таблица 1.3.2
8 Рациональная дальность перемещения грунта скреперами при совместной работе на участке с экскаваторами с автомобилями-самосвалами, м
Базовым трактор и объем ковша скрепера g , м | Экскаватор с ковшом емкостью, м 3 | ||
0,65 м 3 с автомобилями-самосвалами грузоподъемностью до 5,0 т | 1,25 с автомобилями-самосвалами грузоподъемностью до 8,0 т | 1,25 с автомобилями-самосвалами грузоподъемностью до 12,0 т | |
Т-74 ( g =3) | |||
Т-100М ( g =7) | |||
Т-100М ( g =10) | |||
ДЭТ-250 ( g =15) |
Ведущие и комплектующие машины, а также транспортные средства выбирают в зависимости от дальности перемещения грунта, высоты насыпи (глубины выемки), группы грунтов и др.
Производительности ведущих и комплектующих машин должны быть увязаны между собой, причем ведущие машины для полного их использования могут выполнять и вспомогательные операции благодаря использованию сменного оборудования (навесные рыхлители, откосники для планировки откосов и др.). Комплексная механизация земляных работ обусловливает необходимость комплектования дорожных отрядов (звеньев) различными машинами, соблюдая принципы типажа и взаимодействия их в отряде. Основные данные для выбора машин приведены в [ 1, 2]
При выборе способа производства земляных работ обычно сравнивают следующие основные показатели:
1. Себестоимость единицы продукции
(1.3.1)
где - сумма произведений количества машино-смен на их стоимость, руб.;
- суммарная трудоемкость работ, выполняемых вручную, чел.-смен;
Ср - средняя счетная дневная ставка рабочих, занятых ручным трудом, руб.;
Сп - стоимость подготовительных и вспомогательных работ, не учитываемых в стоимости машино-смен, руб.;
К1, К2 - коэффициенты, учитывающие увеличение стоимости производства работ за счет накладных расходов.
К 1 и K 2 = 1 + N /100, (1.3.2)
где N - норма накладных расходов, принимаемых для К1 = 14...18 % и К2 = 60...80 %;
Q - общий объем планируемых работ, м3.
Стоимость одной машино-смены определяют по формуле
См = С1 + С2 + С3, (1.3.3)
где С1, С2 и С3 - затраты соответственно первой, второй и третьей групп.
С 1 = (С'1 + С'2 + С'3 + С'4)·К1 (1.3.4)
где С'1 - отчисление на восстановление первоначальной стоимости, руб.;
С'2 - отчисление на капитальный ремонт, руб.;
С'3 - затраты на транспортировку машин, руб.;
С'4 - затраты на монтаж и демонтаж, руб.;
К1 = 1,1 - коэффициент, учитывающий косвенные расходы (содержание персонала на передачу машины);
С'1 + С'2 - составляют амортизационные отчисления на восстановление первоначальной стоимости машины.
С 2 = (С'5 + С'6 + С'7)·К2, (1.3.5)
где С'5 - затраты, связанные с износом деталей, резины и др., руб.;
С'6 - затраты, связанные с текущим ремонтом и обслуживанием, руб.;
С'7 - расходы на топливо, смазку и др., руб.;
К2 = 1,1- коэффициент, учитывающий косвенные расходы (хранение машины и др.).
С 3 = С'8·К3, (1.3.6)
где С'8 - заработная плата механизатора, руб.;
К3 = 1,5 - коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату.
Из вышеизложенного следует, что фактическая стоимость машино-смены Сф не является величиной постоянной и в значительной степени зависит от годового и внутрисменного использования машины на объекте
Сф = К·С1 + a ·С2 + С3, (1.3.7)
где К - коэффициент, учитывающий годовое использование машины.
К = Мп/Мф
где Мп и Мф - число рабочих смен в году, соответственно плановое и фактическое;
a - средний коэффициент, учитывающий использование машины в течение смены.
Таким образом, обобщающим критерием при выборе способа производства земляных работ являются приведенные затраты
Зпр = С + Ен ´ Куд , (1.3.8)
где Ен - нормативный коэффициент эффективности;
Куд - удельные приведенные затраты.
(1.3.9)
где С0 - рыночная цена машины, руб.;
а - расходы по первоначальной доставке машины потребителю с завода, руб.;
Тф - фактическое время, отработанное машиной в течение года, смен;
Пэ- эксплуатационная производительность машины в смену. Выработка одного рабочего составляет (м3/смену)
B = Q/m, (1.3.10)
где Q - объем работ, выполняемых отрядом за смену;
m - число рабочих в отряде (звене).
Трудоемкость единицы продукции является величиной, обратной выработке одного рабочего.
T = m/Q (1.3.11)
Энергоемкость, характеризующая расход энергии комплекта на единицу объема земляных работ (кВт/м3)
Э = S Э / Q (1.3.12)
где SЭ -суммарная мощность двигателей всех машин, используемых в отряде (звене).