Понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство обязано обеспечивать безопасность граждан. Так, согласно статье 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

В соответствии со статьей 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Таким образом, государство обязано принимать исчерпывающие меры к устранению мер, угрожающих их жизни и здоровью.

Учитывая положения статьи 1 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции от 14.10.2014), можно констатировать, что настоящий закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Он закрепляет основные задачи: охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Более конкретно определяют порядок и организацию дорожного движения Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 14.11.2014).

Согласно статистическим данным, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта составляют 18-21% в общей структуре преступности. По количественным показателям они занимают второе место после преступлений против собственности.

Государство много делает для повышения эффективности мер безопасности в этой сфере, в частности органы ГИБДД в последние годы предпринимают значительные шаги для улучшения законодательной основы в этой области и усиливают предупредительные меры, позволяющие постепенно снижать негативные показатели, характеризующие состояние общественной безопасности.

Актуальность исследования выбранной темы объясняется тем, что дорожно-транспортные происшествия и связанные с ними негативные последствия, в том числе причинение вреда жизни и здоровью людей, по-прежнему остаются одной из существенных проблем при обеспечении безопасности дорожного движения. Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей (повреждением) материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации. Так, в 2012 году на территории России произошло 204100 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 27 тысяч человек и еще 258403 - получили ранения; зарегистрировано за этот период в связи с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 26307 преступлений. По оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери страны, именно экономики нашей страны, от дорожно-транспортных происшествий составляют 5,5 триллиона рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период.

Растущие темпы автомобилизации ведут к повышению интенсивности движения, влияют на количество и характер дорожно-транспортных происшествий. Однако инфраструктура городов (особенно крупных административных центров), не приспособленная к такому «автомобильному буму», в силу очевидных объективных причин не позволяет в достаточной степени эффективно обеспечить защищенность участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также «провоцирует» водителей на нарушения правил дорожного движения.

Целью исследования является проведение комплексного научного анализа всех аспектов уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения;

- выделить объективные и субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

- изучить дифференциацию оснований и пределов ответственности лиц, нарушивших правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

- раскрыть пробелы законодательной конструкции статьи 264 Уголовного Кодекса РФ и пути их преодоления.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе уголовно-правового регулирования и предупреждения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предметом исследования выступают положения Уголовного Кодекса РФ, устанавливающие ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, другие положения уголовного, уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Работа основывается на нормативно-правовых актах различных уровней: международно-правовых актах; Конституции РФ; уголовном и иных законодательствах Российской Федерации.

Теоретическая база дипломной работы основана на положениях теории уголовного, уголовно-исполнительного и иных отраслей права, общей теории права и других наук, современном законодательстве Российской Федерации.

В процессе подготовки использовались обзоры следственной, надзорной и судебной практики, материалы средств массовой информации.

В ходе написания работы использованы формально-логический метод, метод сравнительно-правового анализа, анализ и синтез, проведены обобщение и анализ уголовных дел.

Структура представленной выпускной квалификационной работы объясняется целью и определенными задачами исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, приложения и список литературы.

Первая глава посвящена изучению понятийного аппарата института убийства и общей уголовно-правовой характеристике данного преступления, также проведен историко-теоретический анализ норм, регламентирующих ответственность за убийство.

Во второй главе рассмотрен институт простого убийства и ответственность за его совершение в соответствии с уголовным законом РФ.

Далее в работе расположено заключение, в котором сделаны соответствующие выводы, аргументированы предложения, как результат изучение института убийства и проведенного исследования, также имеется библиографический список, и список источников и приложения в форме таблиц и схем.

Практическая и теоретическая значимость работы состоит в возможности применения некоторых предложений в правоприменительной практике и процессе совершенствования уголовного закона, а также в процессе преподавания курса «Уголовное право».

Общий объем работы составляет 60 страниц.

ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Заключение

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения.

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает по статье 264 Уголовного Кодекса РФ, которая входит в главу 27 Уголовного Кодекса РФ.

Непосредственным основным объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения автотранспорта, городского электротранспорта (трамвай, троллейбус), тракторов и иных самоходных машин, мотоциклов и иных механических транспортных средств.

Предметом преступления являются транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов.

Механическое транспортное средство - это автомобиль, автобус, трамвай,

Субъект рассматриваемого деяния - специальный, любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, управляющее транспортным средством и допустившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Поскольку на неосторожные преступления не распространяется институт соучастия, другие лица, находящиеся в транспортном средстве, дающие, например, неправильные рекомендации водителю по выходу из аварийной обстановки, ответственности по статье 264 Уголовного Кодекса РФ нести не могут. Когда такие лица «физически» вмешиваются в управление - вырывают руль у водителя, пытаются переключить скорость, тормозить, они являются самостоятельными субъектами уголовной ответственности, «замещая» водителя или разделяя с ним вину, с учетом того, чьи именно действия вызвали последствия, предусмотренные законом.

Обязательный вопрос при установлении субъективной стороны деяния - мог ли водитель предотвратить наступление тяжких последствий, если аварийная обстановка создана не им, а другим участником движения. Для этого эксперт-психолог должен измерить скорость реакции водителя.

Санкция статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации также предусматривает и дополнительный вид наказания в виде лишения права управления транспортным средством на срок до трех лет. При этом только часть 1 названной статьи предусматривает возможность неприменения дополнительного наказания. По остальным частям назначение дополнительного наказания обязательно.

Преступления, предусмотренные статьей 264 Уголовного Кодекса РФ относятся к преступлениям, совершенным по неосторожности, а по категории относятся к преступлениям небольшой (части 1, 2) и средней тяжести (части 3, 4, 5, 6).

Существенных препятствий в применении статьи 264 Уголовного Кодекса РФ нет: практика по делам о дорожно-транспортных пре­ступлениях устоялась, уголовный закон применяется без особенных затруднений, а правоприменители сталкиваются с та­кими проблемами, которые смело можно относить к разряду неизбежных и харак­терных для большинства дел о преступле­ниях других видов.

Основными направлениями совершенствования уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств являются следующие:

- установить в частях 4, 6 статьи 264 УК РФ нижний предел такого наказания, как лишение свободы: в части 4 – от трех лет, в части 6 – от пяти лет;

- увеличить срок лишения свободы в части 4 статьи 264 УК РФ до 9 лет, в части 6 – до 15 лет;

- исключить из части 6 статьи 264 УК РФ такой вид наказания, как принудительные работы, так как данный вид наказания является менее тяжким видом наказания, чем лишение свободы;

- дополнить часть 1 статьи 63 УК РФ пунктом «с» «Совершение преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или иных одурманивающих веществ»;

- дополнить статью 76 Уголовного Кодекса РФ новым положением, в котором необходимо указать на недопустимость освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших неосторожные преступления, общественно опасные последствия которых состоят в наступлении смерти одного, двух или более лиц.

Практическая значимость исследования обусловлена разработанными мероприятиями по совершенствованию уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/- дата обращения 22.12.2016 г.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №64-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/- дата обращения 22.12.2016 г.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/- дата обращения 22.12.2016 г.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1, 2, 3, 4 от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/- дата обращения 22.12.2016 г.

Литература

5. Болотский Б.С. Проблемы квалификации преступлений / Б.С. Болотский. - М.: МГУС, 2006 г. – 342 с.

6. Волженкин Б.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации // Уголовный кодекс Российской Федерации. - М. : Юрайт-Издат, 2006 г. – 700 с.

7. Завидов Б.Д. О понятии мошенничества и его видоизменениях в уголовном праве России. // Российский следователь. – 2005 г. – №2. – С. 20–28.

8. Яни П. Постановление пленума верховного суда о квалификации мошенничества, присвоения и растраты: объективная сторона преступления / П. Яни // Законность, 2008 г., N 4. – С. 32 – 33.

Судебная практика

9. Документы суда – Обзоры судебной практики: «Обобщение судебной практики по уголовным делам о мошенничестве (ст. 159-159.6 УК РФ)» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://oblsud.nvg.sudrf.ru/ - дата обращения 22.12.2016 г.

10. Приговор Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14.06.2012 г. по делу N 1-155/2012 // Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие».

Интернет-ресурсы

11. Заключение Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2012 г. N 54-2342 по Федеральному закону «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятому Государственной Думой 23 ноября 2012 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]. – электрон. дан. – http://www.garant.ru/ - дата обращения 25.12.2016 г.

12. Отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению (без учета сложения), форма № 10.3 – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://oblsud.nvg.sudrf.ru/ - дата обращения 25.12.2016 г.

13. Состояние преступности - январь-декабрь 2012 - 2016 года - [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: https://mvd.ru/ - дата обращения 25.12.2016 г.

Приложение А

Таблица1. Количество рассмотренных уголовных дел с вынесением приговора по статьям главы 27 Уголовного Кодекса РФ по данным МВД РФ в период с 2009-2013 года на территории России [13]

Год Рассмотрено уголовных дел с вынесением приговора Осуждено, чел.

Приложение Б

Схема 1. Объективная сторона преступления по статье

264 Уголовного Кодекса РФ

Понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения - student2.ru

Приложение В

Схема 2. Субъект преступления по статье 264 Уголовного Кодекса РФ

Понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения - student2.ru

Приложение Г

Схема 3. Основания квалификации по статье 264 Уголовного Кодека РФ

Понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения - student2.ru

Приложение Д

Таблица 2. Дифференциация уголовного наказания по ст. 264 УК РФ по квалифицирующему признаку тяжесть последствий

Пункт статьи 264 УК РФ Квалифицирующий признак Уголовная ответственность
Смерть человека Принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет
Деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека Лишение свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет  
Смерть двух и более лиц Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет
Деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц   Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство обязано обеспечивать безопасность граждан. Так, согласно статье 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

В соответствии со статьей 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Таким образом, государство обязано принимать исчерпывающие меры к устранению мер, угрожающих их жизни и здоровью.

Учитывая положения статьи 1 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции от 14.10.2014), можно констатировать, что настоящий закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Он закрепляет основные задачи: охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Более конкретно определяют порядок и организацию дорожного движения Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 14.11.2014).

Согласно статистическим данным, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта составляют 18-21% в общей структуре преступности. По количественным показателям они занимают второе место после преступлений против собственности.

Государство много делает для повышения эффективности мер безопасности в этой сфере, в частности органы ГИБДД в последние годы предпринимают значительные шаги для улучшения законодательной основы в этой области и усиливают предупредительные меры, позволяющие постепенно снижать негативные показатели, характеризующие состояние общественной безопасности.

Актуальность исследования выбранной темы объясняется тем, что дорожно-транспортные происшествия и связанные с ними негативные последствия, в том числе причинение вреда жизни и здоровью людей, по-прежнему остаются одной из существенных проблем при обеспечении безопасности дорожного движения. Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей (повреждением) материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации. Так, в 2012 году на территории России произошло 204100 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 27 тысяч человек и еще 258403 - получили ранения; зарегистрировано за этот период в связи с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 26307 преступлений. По оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери страны, именно экономики нашей страны, от дорожно-транспортных происшествий составляют 5,5 триллиона рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период.

Растущие темпы автомобилизации ведут к повышению интенсивности движения, влияют на количество и характер дорожно-транспортных происшествий. Однако инфраструктура городов (особенно крупных административных центров), не приспособленная к такому «автомобильному буму», в силу очевидных объективных причин не позволяет в достаточной степени эффективно обеспечить защищенность участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также «провоцирует» водителей на нарушения правил дорожного движения.

Целью исследования является проведение комплексного научного анализа всех аспектов уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения;

- выделить объективные и субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

- изучить дифференциацию оснований и пределов ответственности лиц, нарушивших правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

- раскрыть пробелы законодательной конструкции статьи 264 Уголовного Кодекса РФ и пути их преодоления.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе уголовно-правового регулирования и предупреждения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предметом исследования выступают положения Уголовного Кодекса РФ, устанавливающие ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, другие положения уголовного, уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Работа основывается на нормативно-правовых актах различных уровней: международно-правовых актах; Конституции РФ; уголовном и иных законодательствах Российской Федерации.

Теоретическая база дипломной работы основана на положениях теории уголовного, уголовно-исполнительного и иных отраслей права, общей теории права и других наук, современном законодательстве Российской Федерации.

В процессе подготовки использовались обзоры следственной, надзорной и судебной практики, материалы средств массовой информации.

В ходе написания работы использованы формально-логический метод, метод сравнительно-правового анализа, анализ и синтез, проведены обобщение и анализ уголовных дел.

Структура представленной выпускной квалификационной работы объясняется целью и определенными задачами исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, приложения и список литературы.

Первая глава посвящена изучению понятийного аппарата института убийства и общей уголовно-правовой характеристике данного преступления, также проведен историко-теоретический анализ норм, регламентирующих ответственность за убийство.

Во второй главе рассмотрен институт простого убийства и ответственность за его совершение в соответствии с уголовным законом РФ.

Далее в работе расположено заключение, в котором сделаны соответствующие выводы, аргументированы предложения, как результат изучение института убийства и проведенного исследования, также имеется библиографический список, и список источников и приложения в форме таблиц и схем.

Практическая и теоретическая значимость работы состоит в возможности применения некоторых предложений в правоприменительной практике и процессе совершенствования уголовного закона, а также в процессе преподавания курса «Уголовное право».

Общий объем работы составляет 60 страниц.

ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения

Никогда прежде работа по предупреждению автотранспортных правонарушений не имела столь широкого диапазона, как сейчас. В настоящее

Уголовный закон говорит о нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, где нарушение правил является обязательным элементом объективной стороны состава преступления и должно находиться в причинной связи с наступившими общественно-опасными последствиями, предусмотренными в статье 264 Уголовного Кодекса РФ»[14, c. 65].

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 Уголовного Кодекса РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье (причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть) и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств [8, c. 505].

Наши рекомендации