Понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения
Введение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство обязано обеспечивать безопасность граждан. Так, согласно статье 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
В соответствии со статьей 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Таким образом, государство обязано принимать исчерпывающие меры к устранению мер, угрожающих их жизни и здоровью.
Учитывая положения статьи 1 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции от 14.10.2014), можно констатировать, что настоящий закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Он закрепляет основные задачи: охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Более конкретно определяют порядок и организацию дорожного движения Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 14.11.2014).
Согласно статистическим данным, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта составляют 18-21% в общей структуре преступности. По количественным показателям они занимают второе место после преступлений против собственности.
Государство много делает для повышения эффективности мер безопасности в этой сфере, в частности органы ГИБДД в последние годы предпринимают значительные шаги для улучшения законодательной основы в этой области и усиливают предупредительные меры, позволяющие постепенно снижать негативные показатели, характеризующие состояние общественной безопасности.
Актуальность исследования выбранной темы объясняется тем, что дорожно-транспортные происшествия и связанные с ними негативные последствия, в том числе причинение вреда жизни и здоровью людей, по-прежнему остаются одной из существенных проблем при обеспечении безопасности дорожного движения. Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей (повреждением) материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации. Так, в 2012 году на территории России произошло 204100 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 27 тысяч человек и еще 258403 - получили ранения; зарегистрировано за этот период в связи с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 26307 преступлений. По оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери страны, именно экономики нашей страны, от дорожно-транспортных происшествий составляют 5,5 триллиона рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период.
Растущие темпы автомобилизации ведут к повышению интенсивности движения, влияют на количество и характер дорожно-транспортных происшествий. Однако инфраструктура городов (особенно крупных административных центров), не приспособленная к такому «автомобильному буму», в силу очевидных объективных причин не позволяет в достаточной степени эффективно обеспечить защищенность участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также «провоцирует» водителей на нарушения правил дорожного движения.
Целью исследования является проведение комплексного научного анализа всех аспектов уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения;
- выделить объективные и субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- изучить дифференциацию оснований и пределов ответственности лиц, нарушивших правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- раскрыть пробелы законодательной конструкции статьи 264 Уголовного Кодекса РФ и пути их преодоления.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе уголовно-правового регулирования и предупреждения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования выступают положения Уголовного Кодекса РФ, устанавливающие ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, другие положения уголовного, уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Работа основывается на нормативно-правовых актах различных уровней: международно-правовых актах; Конституции РФ; уголовном и иных законодательствах Российской Федерации.
Теоретическая база дипломной работы основана на положениях теории уголовного, уголовно-исполнительного и иных отраслей права, общей теории права и других наук, современном законодательстве Российской Федерации.
В процессе подготовки использовались обзоры следственной, надзорной и судебной практики, материалы средств массовой информации.
В ходе написания работы использованы формально-логический метод, метод сравнительно-правового анализа, анализ и синтез, проведены обобщение и анализ уголовных дел.
Структура представленной выпускной квалификационной работы объясняется целью и определенными задачами исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, приложения и список литературы.
Первая глава посвящена изучению понятийного аппарата института убийства и общей уголовно-правовой характеристике данного преступления, также проведен историко-теоретический анализ норм, регламентирующих ответственность за убийство.
Во второй главе рассмотрен институт простого убийства и ответственность за его совершение в соответствии с уголовным законом РФ.
Далее в работе расположено заключение, в котором сделаны соответствующие выводы, аргументированы предложения, как результат изучение института убийства и проведенного исследования, также имеется библиографический список, и список источников и приложения в форме таблиц и схем.
Практическая и теоретическая значимость работы состоит в возможности применения некоторых предложений в правоприменительной практике и процессе совершенствования уголовного закона, а также в процессе преподавания курса «Уголовное право».
Общий объем работы составляет 60 страниц.
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Заключение
На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения.
Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает по статье 264 Уголовного Кодекса РФ, которая входит в главу 27 Уголовного Кодекса РФ.
Непосредственным основным объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения автотранспорта, городского электротранспорта (трамвай, троллейбус), тракторов и иных самоходных машин, мотоциклов и иных механических транспортных средств.
Предметом преступления являются транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов.
Механическое транспортное средство - это автомобиль, автобус, трамвай,
Субъект рассматриваемого деяния - специальный, любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, управляющее транспортным средством и допустившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Поскольку на неосторожные преступления не распространяется институт соучастия, другие лица, находящиеся в транспортном средстве, дающие, например, неправильные рекомендации водителю по выходу из аварийной обстановки, ответственности по статье 264 Уголовного Кодекса РФ нести не могут. Когда такие лица «физически» вмешиваются в управление - вырывают руль у водителя, пытаются переключить скорость, тормозить, они являются самостоятельными субъектами уголовной ответственности, «замещая» водителя или разделяя с ним вину, с учетом того, чьи именно действия вызвали последствия, предусмотренные законом.
Обязательный вопрос при установлении субъективной стороны деяния - мог ли водитель предотвратить наступление тяжких последствий, если аварийная обстановка создана не им, а другим участником движения. Для этого эксперт-психолог должен измерить скорость реакции водителя.
Санкция статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации также предусматривает и дополнительный вид наказания в виде лишения права управления транспортным средством на срок до трех лет. При этом только часть 1 названной статьи предусматривает возможность неприменения дополнительного наказания. По остальным частям назначение дополнительного наказания обязательно.
Преступления, предусмотренные статьей 264 Уголовного Кодекса РФ относятся к преступлениям, совершенным по неосторожности, а по категории относятся к преступлениям небольшой (части 1, 2) и средней тяжести (части 3, 4, 5, 6).
Существенных препятствий в применении статьи 264 Уголовного Кодекса РФ нет: практика по делам о дорожно-транспортных преступлениях устоялась, уголовный закон применяется без особенных затруднений, а правоприменители сталкиваются с такими проблемами, которые смело можно относить к разряду неизбежных и характерных для большинства дел о преступлениях других видов.
Основными направлениями совершенствования уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств являются следующие:
- установить в частях 4, 6 статьи 264 УК РФ нижний предел такого наказания, как лишение свободы: в части 4 – от трех лет, в части 6 – от пяти лет;
- увеличить срок лишения свободы в части 4 статьи 264 УК РФ до 9 лет, в части 6 – до 15 лет;
- исключить из части 6 статьи 264 УК РФ такой вид наказания, как принудительные работы, так как данный вид наказания является менее тяжким видом наказания, чем лишение свободы;
- дополнить часть 1 статьи 63 УК РФ пунктом «с» «Совершение преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или иных одурманивающих веществ»;
- дополнить статью 76 Уголовного Кодекса РФ новым положением, в котором необходимо указать на недопустимость освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших неосторожные преступления, общественно опасные последствия которых состоят в наступлении смерти одного, двух или более лиц.
Практическая значимость исследования обусловлена разработанными мероприятиями по совершенствованию уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/- дата обращения 22.12.2016 г.
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №64-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/- дата обращения 22.12.2016 г.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/- дата обращения 22.12.2016 г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1, 2, 3, 4 от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/- дата обращения 22.12.2016 г.
Литература
5. Болотский Б.С. Проблемы квалификации преступлений / Б.С. Болотский. - М.: МГУС, 2006 г. – 342 с.
6. Волженкин Б.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации // Уголовный кодекс Российской Федерации. - М. : Юрайт-Издат, 2006 г. – 700 с.
7. Завидов Б.Д. О понятии мошенничества и его видоизменениях в уголовном праве России. // Российский следователь. – 2005 г. – №2. – С. 20–28.
8. Яни П. Постановление пленума верховного суда о квалификации мошенничества, присвоения и растраты: объективная сторона преступления / П. Яни // Законность, 2008 г., N 4. – С. 32 – 33.
Судебная практика
9. Документы суда – Обзоры судебной практики: «Обобщение судебной практики по уголовным делам о мошенничестве (ст. 159-159.6 УК РФ)» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://oblsud.nvg.sudrf.ru/ - дата обращения 22.12.2016 г.
10. Приговор Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14.06.2012 г. по делу N 1-155/2012 // Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие».
Интернет-ресурсы
11. Заключение Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2012 г. N 54-2342 по Федеральному закону «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятому Государственной Думой 23 ноября 2012 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]. – электрон. дан. – http://www.garant.ru/ - дата обращения 25.12.2016 г.
12. Отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению (без учета сложения), форма № 10.3 – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://oblsud.nvg.sudrf.ru/ - дата обращения 25.12.2016 г.
13. Состояние преступности - январь-декабрь 2012 - 2016 года - [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: https://mvd.ru/ - дата обращения 25.12.2016 г.
Приложение А
Таблица1. Количество рассмотренных уголовных дел с вынесением приговора по статьям главы 27 Уголовного Кодекса РФ по данным МВД РФ в период с 2009-2013 года на территории России [13]
Год | Рассмотрено уголовных дел с вынесением приговора | Осуждено, чел. |
Приложение Б
Схема 1. Объективная сторона преступления по статье
264 Уголовного Кодекса РФ
Приложение В
Схема 2. Субъект преступления по статье 264 Уголовного Кодекса РФ
Приложение Г
Схема 3. Основания квалификации по статье 264 Уголовного Кодека РФ
Приложение Д
Таблица 2. Дифференциация уголовного наказания по ст. 264 УК РФ по квалифицирующему признаку тяжесть последствий
Пункт статьи 264 УК РФ | Квалифицирующий признак | Уголовная ответственность |
Смерть человека | Принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет | |
Деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека | Лишение свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет | |
Смерть двух и более лиц | Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет | |
Деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц | Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет |
Введение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство обязано обеспечивать безопасность граждан. Так, согласно статье 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
В соответствии со статьей 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Таким образом, государство обязано принимать исчерпывающие меры к устранению мер, угрожающих их жизни и здоровью.
Учитывая положения статьи 1 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции от 14.10.2014), можно констатировать, что настоящий закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Он закрепляет основные задачи: охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Более конкретно определяют порядок и организацию дорожного движения Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 14.11.2014).
Согласно статистическим данным, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта составляют 18-21% в общей структуре преступности. По количественным показателям они занимают второе место после преступлений против собственности.
Государство много делает для повышения эффективности мер безопасности в этой сфере, в частности органы ГИБДД в последние годы предпринимают значительные шаги для улучшения законодательной основы в этой области и усиливают предупредительные меры, позволяющие постепенно снижать негативные показатели, характеризующие состояние общественной безопасности.
Актуальность исследования выбранной темы объясняется тем, что дорожно-транспортные происшествия и связанные с ними негативные последствия, в том числе причинение вреда жизни и здоровью людей, по-прежнему остаются одной из существенных проблем при обеспечении безопасности дорожного движения. Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей (повреждением) материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации. Так, в 2012 году на территории России произошло 204100 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 27 тысяч человек и еще 258403 - получили ранения; зарегистрировано за этот период в связи с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 26307 преступлений. По оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери страны, именно экономики нашей страны, от дорожно-транспортных происшествий составляют 5,5 триллиона рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период.
Растущие темпы автомобилизации ведут к повышению интенсивности движения, влияют на количество и характер дорожно-транспортных происшествий. Однако инфраструктура городов (особенно крупных административных центров), не приспособленная к такому «автомобильному буму», в силу очевидных объективных причин не позволяет в достаточной степени эффективно обеспечить защищенность участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также «провоцирует» водителей на нарушения правил дорожного движения.
Целью исследования является проведение комплексного научного анализа всех аспектов уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения;
- выделить объективные и субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- изучить дифференциацию оснований и пределов ответственности лиц, нарушивших правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- раскрыть пробелы законодательной конструкции статьи 264 Уголовного Кодекса РФ и пути их преодоления.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе уголовно-правового регулирования и предупреждения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования выступают положения Уголовного Кодекса РФ, устанавливающие ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, другие положения уголовного, уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Работа основывается на нормативно-правовых актах различных уровней: международно-правовых актах; Конституции РФ; уголовном и иных законодательствах Российской Федерации.
Теоретическая база дипломной работы основана на положениях теории уголовного, уголовно-исполнительного и иных отраслей права, общей теории права и других наук, современном законодательстве Российской Федерации.
В процессе подготовки использовались обзоры следственной, надзорной и судебной практики, материалы средств массовой информации.
В ходе написания работы использованы формально-логический метод, метод сравнительно-правового анализа, анализ и синтез, проведены обобщение и анализ уголовных дел.
Структура представленной выпускной квалификационной работы объясняется целью и определенными задачами исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, приложения и список литературы.
Первая глава посвящена изучению понятийного аппарата института убийства и общей уголовно-правовой характеристике данного преступления, также проведен историко-теоретический анализ норм, регламентирующих ответственность за убийство.
Во второй главе рассмотрен институт простого убийства и ответственность за его совершение в соответствии с уголовным законом РФ.
Далее в работе расположено заключение, в котором сделаны соответствующие выводы, аргументированы предложения, как результат изучение института убийства и проведенного исследования, также имеется библиографический список, и список источников и приложения в форме таблиц и схем.
Практическая и теоретическая значимость работы состоит в возможности применения некоторых предложений в правоприменительной практике и процессе совершенствования уголовного закона, а также в процессе преподавания курса «Уголовное право».
Общий объем работы составляет 60 страниц.
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения
Никогда прежде работа по предупреждению автотранспортных правонарушений не имела столь широкого диапазона, как сейчас. В настоящее
Уголовный закон говорит о нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, где нарушение правил является обязательным элементом объективной стороны состава преступления и должно находиться в причинной связи с наступившими общественно-опасными последствиями, предусмотренными в статье 264 Уголовного Кодекса РФ»[14, c. 65].
Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 Уголовного Кодекса РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье (причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть) и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств [8, c. 505].