Устройство лесотранспортера с гибким тяговым органом. Определение тягового усилия и полного натяжения тягового органа лесотранспортера.
Транспортеры подразделяются по типу тягового устройства, виду лесного груза и способу его перемещения. По типу тягового устройства различают: транспортеры с гибким тяговым органом, винтовые, роликовые транспортеры, водяные транспортные лотки и пневматические транспортные установки.
Рис. 9.1. Схема транспортера с гибким тяговым органом: / — тяговый орган; 2 - рабочий орган,; 3 — тяговое (ведущее) колесо; 4 — неподвижные опоры; 5 — направляющее колесо; 6 — натяжное устройство; 7 — привод |
Наиболее распространенным типом транспортного устройства непрерывного действия являются транспортеры с гибким тяговым органом, в качестве которого применяют цепь, ленту или канат. Общая схема транспортера с гибким тяговым органом представлена на рис. 9.1 и включает замкнутый тяговый орган, два концевых колеса, натяжное устройство, неподвижные опоры и привод. Тяговый орган огибает концевые колеса, на нем для захвата груза закреплены рабочие органы. Концевое колесо приводящее в движение тяговый орган называется тяговым или ведущим, а колесо, только изменяющее направление движения тягового органа, носит название направляющего. Обе ветви тягового органа или одна из них поддерживаются неподвижной опорой. Для натяжения тягового органа применяют натяжное устройство. Движение ведущему колесу и через него тяговому органу передается от привода транспортера.
Тяговый орган приводит в движение перемещаемый груз. В процессе работы он огибает концевые колеса, поэтому должен быть достаточно гибким, прочным, иметь малый вес и быть удобным для прикрепления к нему рабочего органа. Всем этим требованиям в той или иной мере отвечают цепи, ленты и проволочные канаты. Наибольшее распространение имеют цепи, конструкцию которых приспосабливают к типу транспортного устройства. Они более гибки, чем канаты и ленты, более прочны и удобны для прикрепления к ним рабочих органов. К недостаткам их относят сравнительно большой вес и неравномерность движения, что вызывает динамические нагрузки и ограничивает возможность применения больших скоростей. Ленты и канаты менее приспособлены к условиям работы тягового органа, к ним трудно прикреплять рабочие органы, они обладают большей жесткостью* а ленты, кроме того, имеют и малую прочность.
Перед работой тяговый орган — цепь, канат или ленту натягивают с силой So, представляющей собой первоначальное, или монтажное, натяжение, создаваемое с помощью натяжного устройства. К тяговому органу во время движения от ведущего колеса передается тяговое усилие Т, поэтому натяжение тягового органа в любой точке по его длине равно
Sn = Tn + S0, (9.52)
где Гп и Sn — тяговое усилие и натяжение в точке п.
Тяговое усилие в конце какого-нибудь участка тягового органа равно сумме сопротивлений на этом участке и тягового усилия в начале этого участка т. е.
(9.53)
Таким образом, тяговое усилие в какой-либо точке тягового органа есть сумма сопротивлений предшествующих участков этого органа. Тяговый орган работает на растяжение, поэтому тяговое усилие не может быть отрицательным, если даже сопротивления будут отрицательными, поэтому необходимо определить порядок суммирования сопротивлений. Для того чтобы тяговое усилие всегда было положительным, необходимо начать суммирование сопротивлений от той точки тягового органа, где тяговое усилие равно нулю, а натяжение тягового органа наименьшее, т. е. Sn = So.
В горизонтальных транспортерах такой нулевой точкой для тягового усилия будет точка сбегания тягового органа с ведущего колеса. В транспортерах с наклонными участками, сопротивление на этих участках может быть положительным и отрицательным. Если ца нижней ветви (см. рис. 9.7, а) сопротивление P1-2 >0, т. е. положительно, то нулевой точкой в этом случае будет точка 1 и Т1 = 0. Напротив, если P1-2 <0 и сопротивление P1-2 отрицательно, то тяговое усилие будет равным нулю в точке 2, т. е. Т2 = 0.
Таким образом, для определения тягового усилия и суммирования сопротивлений необходимо определить знак суммы сопротивлений холостой ветви тягового органа и по этому знаку установить положение нулевого значения тягового усилия. От этой нулевой точки и суммируются сопротивления движению отдельных участков.
Для схемы на рис. 9.7, а нулевое значение тягового усилия возможно в точке / или 2. Для первого случая, когда P1-2 >0 или wL>H,— нулевая точка 1, поэтому Т1 = 0 и натяжение S1 = S0. Тяговое усилие в точке 2 T2 = P1-2 и натяжение S2 = P1-2 + S0. Тяговое усилие в точке 3 равно сумме сопротивлений на криволинейном участке 2—3 и тягового усилия в точке 2, т. е. Тз = P2-3 + Т2 или Тз = P1-2 + P2-3. Так как участок 2—3 криволинейный, то сопротивление на нем является сопротивлением направляющего колеса, т. е. P2-3 =Pн и Sн = S2 поэтому P2-3= CKS2 или P2-3= CK(P1-2 + So). Тяговое усилие в точке 4 Т4=Т3 + P3-4, т. е.
Т4= P1 - 2 + P2 - 3 + P3 – 4 или
Т4= P1 - 2 + CK(P1-2 + So). + P3 – 4
Подставив значения P1-2 и P3-4 из и , получим
Т4 = + + CK [ +So] (9.54)
Наибольшее тяговое усилие будет в точке 4, т. е. в точке набегания тягового органа на ведущее колесо. График изменения тягового усилия по длине тягового органа между точками 1, 2, 3 и 4 приведен на рис. 9.8, а. Из него видно, что тяговое усилие в точке 4 для первого случая равно сумме сопротивлений на трех участках.
В формуле (9.54) первое слагаемое 2qTwL представляет собой сопротивление движению самого тягового органа, коэффициент 2 указывает, что в расчет принята сумма длин обеих ветвей тягового органа. Второе слагаемое qг{wL + H)—сопротивление движению перемещаемого груза, в котором qгwL — сопротивление трения и qгH — сопротивление подъема. Третий и последний член с коэффициентом Ск представляет собой сопротивление направляющего колеса. Так как третье слагаемое составляет 1... 2 % от общего тягового усилия, то для приближенных расчетов можно принять Ск = 0 и тогда
Рис. 9.7. Расчетные схемы для определения сопротивления движению
T4==2q wL + qг(wL+H). (9.55)
Для второго случая, когда P1-2 <0 или wL<H, суммирование сопротивлений следует вести от точки 2, так как для нее тяговое усилие Т2 = 0 и натяжение S2 = S0. Тяговый орган на участке 1—2, двигаясь вниз под действием силы тяжести, будет производить натяжение в точке 1, равное T1 = P1-2 или Т2 = - qт(wL - H).). Тяговое усилие в точке 3 Т3 = P2 - 3, где P2 - 3 — сопротивление криволинейного участка 2—3, т. е. сопротивление направляющего колеса, определяемое по формуле P2 - 3 = Pк = СКS2; так как S2 = So, то P2 - 3 = CKS0 и T3 = CKSo.
Тяговое усилие в точке 4 при набегании тягового органа на ведущее колесо составит T4 = Тз + P3 – 4 или Т4 = P2 - 3 + P3 – 4 .Подставив значение P3 – 4 из получим
Т4= CKSo+ (9.56)
Следовательно, для второго случая, когда P1-2 <0, тяговое усилие в точке 4 равно сопротивлению только двух участков 2—3 и 3—4. График тягового усилия для этого случая представлен на рис. 9.8,6. Таким образом, при P1-2>0 и P1-2 <0 тяговое усилие Т4 в точке 4 имеет разное значение.
Более сложная схема транспортера представлена на рис. 9.8, в. Она отличается от предыдущей (см. рис. 9.7, а) тем, что на обеих ветвях для изменения направления движения тягового органа имеются шины А и В выпуклого профиля. Вследствие этого появляются дополнительные сопротивления движению Ра и Ръ, приложенные в точках А и В.
Приближенно можно принять, что натяжение в точке А равно Sa= Ta+So, где Та = P1- A, или по формуле при Sa = 0 Sa = qTwL1 + SQ. Следовательно, принимая в формуле Рш= Cш Sн, при Ра=Рш и Sn=Sa, получаем Pa=Cш( wL +So). Для верхней ветви Pb = Cш Sb, где Sb — натяжение тягового органа в точке В, т. е. Sb = Tb + S0, или Sb = T3 + P2 - b+ S0 где T3 = Cн S2 + T2. Значение усилия T2 в точке 2 зависит от знака суммы сопротивления движению на нижней ветви. Если Т2 =P1-а + Pа + Pа-2 и Т1=0.
Так как P1-а + Pа-2 = P1-2 и P3-b + Pb-4 = P3-4 , то
Т4= P1-2 + P2-3 + P3-4 + Ра + Ръ (9.57)
Если P1-2 + Ра + Ръ <0, то Т2=0, T3 = CKSo
Т4=P2-3 + P3-4+ Ръ (9.58)
Схема транспортера, представленная на рис. 9.8, г, отличается от предыдущей наличием шин не только выпуклого А и В, но и вогнутого профиля С и D. Сопротивление движению по вогнутой шине будет отрицательным ипоэтому при расчете не учитывается. Расчет в этом случае ведется по спрямленному профилю 1—А—2 и3—В—4, как и при выпуклом профиле.
Если нижняя ветвь транспортера провисает (рис. 9.8, д) в связи с отсутствием на участке 1—2 неподвижной опоры, то на участке 1—2 =0и сопротивление P1-2 всегда отрицательно, т. е. P1-2 = -qТн и Тl=qTH. В точке 2 тяговое усилие Т2=0, а тяговое усилие в точке 4 определяется по (9.56).
Рис. 9.8. Расчетные схемы для определения тягового усилия