Устройство и расчет роликовых лесотранспортеров. Область применения.
Роликовые лесотранспортеры относятся к транспортным устройствам без гибкого тягового органа. Принцип действия их заключается в том, что груз перемещается по поверхности вращающихся роликов, благодаря чему значительно уменьшается сопротивление движению.
По устройству они подразделяются на неприводные (рис. 14.1,а) и приводные (рис. 14.1,6, в). Неприводные роликовые лесотранспортеры могут быть горизонтальные и наклонные. В горизонтальных груз перемещается под действием внешней силы, а в наклонных силой тяжести груза. Движение груза передается роликам, заставляя их вращаться. Приводные роликовые лесотранспортеры имеют приводной механизм, передающий движение от двигателя к роликам. Вращающиеся ролики перемещают лежащий на них груз. Роликовые лесотранспортеры состоят из роликов, их опор, рамы и привода.
Конструкция роликов приспосабливается к форме передвигаемого груза. Они могут быть цилиндрическими (рис. 14.1, г), коническими (рис. 14.1, д), двухконусными (рис. 14.1, е), седловидными (рис. 14.1, ж). Поверхность роликов может быть гладкой, ребристой, с шипами, а также с ребрами (гребнями), расположенными по винтовой линии.
Гладкие цилиндрические ролики используются при перемещении пиломатериалов (шпал, досок, брусьев). Диаметр таких роликов от 100 до 160 мм. Цилиндрические неприводные ролики изготовляются пустотелыми из металлических труб на шариковых опорах с неподвижными осями (рис. 14.1, г). Приводные цилиндрические ролики вращаются или на осях вместе с прикрепленными к ним цепными звездочками или же вместе с валом. При поштучном перемещении груза длина ролика /р принимается больше ширины груза, т. е. /р>6, где Ь — ширина доски или шпалы. Если на ролике должно находиться п штук груза, то lp>nb. Для поштучного передвижения шпал и досок /Р = 300...400 мм при перемещении одновременно нескольких штук /р = 800. ..1000 мм.
Цилиндрические ролики применяют и для транспортирования круглых лесоматериалов. В этом случае по обеим сторонам роликового лесотранспортера ставят направляющие стенки или на роликах делают боковые реборды для предохранения от раскатывания лесоматериалов в стороны. Вес цилиндрического ролика определяется по формуле
(14.1)
где /р — длина ролика, м; g — ускорение свободного падения.
Одноконусные ролики применяются для поперечного смещения и сбрасывания груза, они устанавливаются обычно в конце роликового лесотранспортера. Конические и седловидные ролики также используются при транспортировании круглых лесоматериалов. Их изготовляют литыми чугунными с ребристой поверхностью (см. рис. 14.1, е) или стальными сварной конструкции с приваренными ребрами (см. рис. 14.1, ж). Чугунные ролики состоят из двух усеченных конусов. Угол конусности а = 40...60°, наименьший диаметр =80... 100 мм; длина усеченного конуса h = 20...25 см. Расстояние между усеченными конусами а = 60...80 мм. При постоянном числе оборотов роликов скорость движения круглых лесоматериалов по коническим роликам зависит от диаметра окружности касания бревна о ролик, определяемого по формуле
D0 = D + (d sin a/2—a) tg a/2 , (14.2)
где d-—диаметр перемещаемого бревна.
При а = 0
D0 = D + d sin a/2tg a/2 , (14.3)
Длина ролика, состоящего из двух усеченных конусов,
(14.4)
Вес ролика (двух усеченных конусов) совместно с валом
(14.5)
где А — коэффициент зависящий от конструкции ролика (для литых чугунных роликов Л = 1600, для сварных стальных Л = 800); Du D0, h — размеры ролика, м.
Наибольший диаметр ролика равен
(14.6)
а длина усеченного конуса составляет
(14.7)
где d — наибольший диаметр бревна.
Скорость движения груза на приводном лесотранспортер с коническими роликами
(14.8)
где п —частота вращения ролика, мин-1; со — угловая скорость его с-1.
Если перемещают лесоматериалы большой длины, у которых разница диаметров комля и вершины большая, то для определения D0 по (14.2) и (14.3) принимается значение d, соответствующее диаметру посередине его длины.
У седловидных роликов (см. рис. 14.1, ж) радиус седловины R должен быть больше радиуса поперечного сечения самого крупного бревна; в этом случае диаметр круга качения будет постоянным и равным наименьшему диаметру ролика D . Чтобы груз всегда лежал на двух роликах, расстояние между ними iр берется в зависимости от длины самого короткого отрезка груза: ip< .
Неприводные роликовые лесотранспортеры (рис. 14.2, а) применяют для передвижения лесоматериалов на небольшие расстояния с частыми остановками при подаче их к станкам для обработки, а также при транспортировке от.них. Ролики таких лесотранспортеров устанавливаются на деревянной или металлической раме или на отдельных стойках.
Усилие Т, которое необходимо приложить к грузу для передвижения его по роликам, зависит от сопротивления трения в подшипниках ролика и от трения качения груза по поверхности роликов, т. е.
(14.9)
где Q — вес груза, лежащего на роликах; wp — вес ролика; пр' — число роликов под грузом; — коэффициент сопротивления движению от трения на цапфах роликов; — коэффициент трения качения груза по роликам.
Вприводных роликовых лесотранспортерах движение роликам, а от них грузу, лежащему на роликах, передается от приводного механизма. Поэтому чем больше коэффициент трения груза о поверхность ролика, тем больше сила трения, приводящая в движение груз, и тем быстрее сообщается движение грузу.
Для увеличения коэффициента трения поверхность роликов делают ребристой, с шипами, или покрывают ее резиной. При передвижении круглых лесоматериалов часто применяют двух-конусные ролики (см. рис. 14.1, е).
Движение от двигателя к роликам передается через редуктор и приводной механизм, состоящий из конической зубчатой или цепной передачи (рис. 14.3, а, б). Коническая зубчатая передача (см. рис. 14.3, б) применяется в коротких транспортерах для передвижения тяжелых грузов, а цепная передача (см. рис. 14.3, а) —для более легкого груза — шпал, досок. При цепном приводе движение роликам передается цепями последовательно от одного вала к другому или одной цепью ко всем валам роликов. При зубчатом приводе движение валам роликов передается коническими шестернями от одного приводного вала. В приводных роликовых лесотранспортерах в движении находятся все ролики, поэтому при определении тягового усилия Т необходимо учитывать вес всех роликов. Для установившегося движения лесотранспортера
T = (Q+qpnp)wp + Qwr, (14.16)
где пр — число всех роликов лесотранспортера; Q — вес груза на лесотранс-портере.
При пуске лесотранспортера под нагрузкой ролики приобретают скорость быстрее, чем груз, поэтому он скользит по роликам и вместо трения качения имеет место трение скольжения. Вследствие этого в (14.16) вместо сопротивления трения качения принимают сопротивление трения скольжения, заменяя коэффициент wT на . Тогда тяговое усилие Тп при пуске лесотранспортера в ход под нагрузкой без учета инерции роликов составит
Tn = (Q + npqp)wp + Q (14.17)
где ц.г — коэффициент трения скольжения груза по роликам; для конических роликов вместо цг берут цк, определяемый по (14.15).
Рис. 14.1. Роликовые лесотранспортеры:
а, б, в — схемы неприводного и приводных роликовых лесотранспортеров; г — цилиндрический ролик на неподвижной оси; д — конический ролик; е — двухконусный ролик; ж — седловидный приводной ролик
Рис. 14.2. Непригодные роликовые лесотранспортеры: а — горизонтальный; б — наклонный
Рис. 14.3. Приводные роликовые лесотранспортеры: а — с цепным приводом роликов; б — с зубчатым коническим приводом роликов