Устройство и расчет канатных подвесных установок. Область применения.
Канатные установки применяются на трелевке, штабелевке, погрузке и разгрузке лесоматериалов, а также на других транспортных операциях, связанных с перемещением материалов по лесосеке и складу. Канатная установка состоит из лебедки и различных устройств и приспособлений (стрелы, мачты, оттяжек, блоков), обеспечивающих более благоприятные условия перемещения груза. Характерная особенность канатных установок заключается в том, что подъем и горизонтальное перемещение груза выполняется с помощью стальных канатов, наматываемых на барабаны лебедки.
Двухмачтовые (однопролетные) канатные установки перемещают груз в подвесном положении. К ним относятся кабель-краны и бревносвалы Применяются также двухмачтовые установки, перемещающие груз в полуподвесном положении, т. е. когда один конец груза располагается на неподвижной опоре, а другой приподнят над ней. Многопролетная канатная установка перемещает груз, как правило, в подвесном положении.
Одномачтовая канатная установка.Такая установка (рис. 6.4, а) применяется при наземном и полуподвесном способе трелевки лесоматериалов. Особенность ее работы состоит в том, что груз, находясь далеко от мачты, перемещается волоком. По мере приближения его к мачте под действием вертикальной составляющей натяжения грузового каната передний конец его поднимается над опорой. В этом положении груз перемещается к мачте. При трелевке лесоматериалов с приподнятым концом уменьшается сопротивление движению и отсутствует лобовое сопротивление, так как подвешенный конец, встречаясь с препятствиями, отклоняется в сторону.
У одномачтовых канатных установок длина провисающей части грузового каната Ln (рис. 6.4,6) определяется по формуле
где Н — высота мачты; —вес 1 м грузового каната; Q — вес перемещаемого груза; — коэффициент сопротив
ления движению груза по опоре; — угол наклона опоры; Т — тяговое усилие грузового каната.
Как видно из этой формулы, с увеличением высоты мачты И возрастает величина пролета провисающей части грузового каната Ln. Одномачтовые канатные установки применяются для трелевки на расстояние до 500 м, поэтому при высоте мачты в 15. ..20 м большая часть длины грузового каната находится на весу и не касается опоры. Это обстоятельство дает возможность не учитывать вес каната при определении тягового усилия.
По мере приближения груза к мачте угол (см. рис. 6.4,6) возрастает. Когда груз достигнет точки М на расстоянии x<Ln от мачты, появляется вертикальная составляющая тягового усилия, отрывающая передний конец груза от опоры. Пренебрегая провисанием каната, величину угла можно определить по формуле
tg =H/х+ tg (6.43)
Расстояние х, на котором произойдет подъем переднегоконца пачки над опорой, принимая tg ( - )=tg - tg :
,
где / — длина пачки груза; /о — расстояние от заднего конца пачки до центра ее тяжести; — коэффициент сопротивления движению груза; — угол наклона пути.
Тяговое усилие в грузовом канате определяется в зависимости от расстояния от мачты до пачки.
Рис. 6.4. Одномачтовая канатная установка:
а — схема установки; б — расчетная схема,; / — монтажный блок; 2 — возвратный блок; 3 — грузовой блок; 4, 5 — концевые блоки; 6 — лебедка; 7 — мачта
Двухмачтовые канатные установки.Эти установки в зависимости от способа перемещения груза подразделяются на подвесные и полуподвесные. Они находят применение на погрузоч-но-разгрузочных работах, штабелевке и трелевке лесоматериалов. В погрузочных подвесных установках груз перемещается только в вертикальной плоскости, проходящей через обе мачты.
. Различают канатные .несущим канатом (рис. 6.5, а), с ком-Кнесущим канатом (рис. 6.5, б). В первых двух типах установок i последнем — груз подвешивается неканатам.
Установка-с подъемно-несущим канатом не имеет специального несущего каната, его роль выполняет подъемный, по которому и перемещается грузовая тележка посредством тяговых канатов Т и В. Подъем и опускание тележки вместе с грузом происходит при натяжении и ослаблении подъемного каната и изменении стрелы провеса. Такая установка может не иметь грузовой тележки; в этом случае груз поднимается и перемещается непосредственно подъемно-несущими канатами (см. рис. 6.1,е).
В установке без несущего каната (рис. 6.5, в) подъем и опускание груза происходят при изменении натяжения одного из тяговых канатов и одновременном изменении стрелы провеса. Для горизонтального перемещения необходимо производить наматывание одного из канатов при одновременном разматывании другого.
Рис. мачтовых канатных установок: Сканированным подъемно-несущим канатом; в — без
ровная мачта; 3 — хвостовая мачта; 4 — оттяжка;
J'; несущий; Я — подъемный; Т — тяговый; В — воз-I .подъемно-тяговый; ПН —подъемно-несущий
Блоки и канаты двухмачтовых установок монтируют на высоких; мачтах деревянной или металлической конструкции. В стационарных установках устойчивость мачт обеспечивается оттяжками, а в передвижных для этой цели необходимо иметь тяжелые противовесы. Вследствие этого передвижные установки громоздки и имеют большую массу. На лесных складах лесозаготовительных предприятий применяют стационарные установки, как наиболее простые. В передвижных кабель-кранах, применяемых на крупных лесоперевалочных складах башни (мачты) устанавливаются на рельсовые пути. Для сохранения натяжения несущих канатов одна из башен, имеющая противовесы, делается качающейся, опирающейся на один рельс. Иногда для этой цели применяют грузовое натяжное устройство. Несущий канат служит опорой для тележки. Для него применяют спиральные канаты одинарной свивки без мягкого сердечника. Он прикрепляется к вершинам мачт или, как показано на рис. 6.5,а (мачта Б), проходит через подвесной башмак и прикрепляется на земле к мертвякам. При таком устройстве несущий канат легче натягивать и изменять его провес. Башмак представляет собой шину с желобом на ободе. Такую шину можно сделать неподвижной, укрепив ее на вершине мачты (рис. 6.6,6).
Тележка (рис. 6.6,а), несущая груз, имеет одно или несколько колес. Число ходовых колес определяется по нагрузке на тележку. Давление на одно колесо допускают до 5. ..10 кН. Диаметр колес по кругу качения 200.. .250 мм.
Число барабанов лебедки и их назначение должны соответствовать типу установки. В общем случае число барабанов равно числу приводимых в движение канатов. Скорость движения принимают: тяговых до 5 м/с и подъемного до 0,7 м/с. Погрузочные установки на лесных складах устраивают с пролетом до 70. ..100 м, а трелевочные до 250.. .300 м. Кабель-краны могут иметь пролет до 500 м. Установки, применяемые для погрузки и разгрузки длинных лесоматериалов (хлыстов, деревьев), обычно имеют четыре мачты и две грузовые тележки, что обеспечивает устойчивое положение груза при его перемещении.
Пролет или расстояние между мачтами выбирают в зависимости от назначения канатной установки. У погрузочных и штабелевочных установок он зависит от длины штабеля и ширины подвижного состава. В установках, применяемых на разгрузке и подаче лесоматериалов на приемные площадки раскряжевочных линий, необходимо учитывать также длину этих площадок. В общем случае для двухмачтовой канатной . установки (рис. 6.7, а) пролет
(6.45)
где /Шт — длина штабеля; b — ширина подвижного состава; /пл —длина приемно-перегрузочной площадки раскряжевочной линии; — общая величина разрывов между мачтами установки, штабелем, подвижным составом и другим технологическим оборудованием, находящимся в пролете канатной установки.
Двухмачтовые установки могут иметь разную высоту мачт, поэтому
(6.46)
где f — стрела провеса несущего каната под нагрузкой по середине пролета; hT — высота занимаемая тележкой и полиспастом; /Ст— длина стропов или высота, занимаемая захватными устройствами вместе с поднятой пачкой; h — высота подъема груза.
В подвесных установках вес груза и тележки воспринимается всеми канатами, сохраняющими тележку в определенном положении. Натяжение каждого из канатов зависит от способа его воздействия на тележку и груз. Для определения натяжения канатов двухмачтовой установки (см. рис. 6.5, а) рассмотрим расчетную схему, изображенную на рис. 6.7,6. В ней на вершину мачты А действуют силы: Sa — натяжение несущего каната, Ро — натяжение подъемного каната и Тр — натяжение тягового рабочего каната. Соответственно на вершину В действуют сила Sb, Ро и Тв. Груз висит между двумя мачтами Л и В, имеющими разность по высоте Н. Вес груза вместе с тележкой Q = Qr+GT и вес 1 м всех канатов ql. Если пренебречь провисанием и углом наклона , то их вес будет равен ql. Таким
образом, в точке С действует нагрузка Q+ql/2. Обозначив равнодействующую, направленную к мачте A Ra и мачте В Rb, величину их определяют по (3.21) и (3.22):
(6.47)
(6.48)
Так как мачта А выше мачты В, то Ra>Rb. Наибольшее значение Ra будет при положении тележки в середине пролета, когда
, (6.49)
Рис. 6.7. Расчетные схемы подвесной установки:
/_Мачта; 2 — грузовая тележка; 3 — несущий канат,; 4 — грузоподъемный канат; 5,
6 — тяговые канаты; 7 — оттяжки; 8—лебедка; 9 — пачка лесоматериалов
При этих значениях углов и (6.47) и (6.48) примут вид:
(6.50) и
(6.51)
где f - высота провеса в середине пролета.
Натяжение подъемного каната в общем случае равно
,
где где Qr — вес груза, подвешенного к тележке; т — кратность полиспаста; —его КПД.
Натяжение возвратного каната Тв при рабочем ходе тележки должно быть больше сопротивления разматыванию его с барабана или равно натяжению при провисании этого каната на величину f. Натяжение тягового каната рабочего хода определяется следующим образом. Натяжения несущего каната по обе стороны тележки равны между собой, поэтому можно принять Sa=Sb. Вес несущего каната не оказывает влияния на натяжение тяговых канатов, что дает возможность при определении этого натяжения пренебречь весом канатов и принять ql/2 = 0.
Наибольшее значение будет при подходе к мачте А, когда и .
В установке без несущего каната (см. рис. 6.5, в) груз висит надвух тяговых канатах. В этом случае в Sа=0, SЬ=0, Ро=0, поэтому
Ra = Tр и RB = TB. (6.60)
Натяжение в тяговых канатах определяют по (6.50), когда груз находитсяпосредине пролета при наименьшей стреле провеса В двухмачтовых установках можно принимать, что силы, приложенные к вершинам мачт, действуют в одной плоскости. В них для мачты Л (см. рис. 6.7,6) следует принимать P = Ra и Т = ТР + ТВ + Р0 при положении тележки посредине пролета; углы = а, = как показано на рис. 6.5, а. Для мачты В, P = Rb; если несущий канат закреплен на земле, то T = Sb, а если на мачте, Т = 0.