Ленточные лесотранспортеры. Устройство, расчет. Схемы применения.
Ленточные лесотранспортеры (рис. 13.3, а) находят применение в лесоперерабатывающих цехах для перемещения штучных лесоматериалов (досок, шпал, балансов, дров) и сыпучих грузов(опилок, щепы, стружки). У них в качестве тягового и рабочего органа применяется лента, движущаяся с сравнительно большой скоростью, что дает возможность получить и большую производительность лесотранспортеров. Недостатком ленточных лесотранспортеров является износ ленты и небольшая ее долговечность.
Рис. 3.3. Ленточный лесотранспортер:
а — схема лесотранспортера; б — резинотканевая лента; в — однороликовая опора; г —
трехроликовая опора
Применяются хлопчатобумажные, резинотканевые и стальные ленты. Наибольшее распространение в лесной промышленности получили резинотканевые ленты. Основой их является хлопчатобумажная или искусственная ткань, уложенная в несколько слоев-прокладок, соединенных между собой и покрытых со всех сторон вулканизированной резиной. По характеру расположения лента может иметь послойно-завернутые и нарезные прокладки (рис. 13.3,6). Толщина одной прокладки 8 = = 2 мм, толщина слоя резины на рабочей поверхности ленты 6i = 3.. .6 мм, на нерабочей поверхности 62= 1... 1,5 мм. Толщину 6i принимают в зависимости от абразивности груза, т. е. его способности истирать ленту; для лесных грузов 6i = 3. ..4 мм. Общая толщина ленты
(13.13)
где п — число прокладок, принимаемое в зависимости от необходимой прочности ленты.
Ширина ленты, мм . . 300 400 500 650 800
Число прокладок .. .3...5 3...8 3...9 3...10 3...11
Натяжение ленты воспринимается в основном ее прокладками. Прочность ленты зависит от ее ширины, числа прокладок и их материала. Для увеличения прочности ленты в качестве материала для прокладок используют искусственные ткани — нейлон, лавсан, капрон. Еще большей прочностью обладают комбинированные резиновые ленты с каркасом из стальной сетки или стальных тонких канатов.
При перемещении груза под углом к горизонту до 20° применяются гладкие ленты, до 30° — с рифленой рабочей поверхностью.- Ширина ленты В, м, для штучных грузов равна
В=b + (0,1 . . . 0,2), (13.14)
где b — наибольшая ширина груза.
Для сыпучих лесных грузов ширину ленты определяют в зависимости от производительности П0 лесотранспортера и скорости v ленты
(13.15)
где С1 и С3— соответственно коэффициенты заполнения ленты грузом и использования рабочего времени смены; а— коэффициент разрыхления сыпучего груза; Т — продолжительность смены, с.
Опорами для ленты служат поддерживающие ролики диаметром 100. ..160 мм. Опоры могут быть однороликовые (рис13.3, в) и трехроликовые (рис. 13.3, г). Длина ролика /р, м, на 50. ..100 мм больше ширины ленты:
/р = В + (0,05. . .0,1). (13.16)
Вес ролика qP, H:
qP = g(10B + a), (13.17)
где В — ширина ленты, м; а — величина зависящая от конструкции роликовой опоры; для однороликовой опоры (рис. 13.3, в) а = 3, для трехроликовой (рис. 13.3, г) а=7; g — ускорение свободного падения.
Трехроликовые опоры придают ленте лоткообразное сечение и позволяют в 1,5...2,5 раза увеличить производительность ленточного лесотранспортера. Расстояние между роликами принимают по провисанию ленты под действием груза13.3, в) и трехроликовые (рис. 13.3, г). Длина ролика /р, м, на 50. ..100 мм больше ширины ленты:
/р = В + (0,05. . .0,1). (13.16)
Вес ролика qP, H:
qP = g(10B + a), (13.17)
где В — ширина ленты, м; а — величина зависящая от конструкции роликовой опоры; для однороликовой опоры (рис. 13.3, в) а = 3, для трехролико-вой (рис. 13.3, г) а=7; g — ускорение свободного падения.
Трехроликовые опоры придают ленте лоткообразное сечение и позволяют в 1,5...2,5 раза увеличить производительность ленточного лесотранспортера. Расстояние между роликами принимают по провисанию ленты под действием груза и собственного веса. Для лесных грузов допустимое расстояние между роликами на рабочей ветви ленты = 1...1,5 м, для холостой i2 в 2 раза больше. Натяжное устройство коротких лесотранспортеров винтовое, а у длинных — грузовое. Диаметр ведущего барабана D, мм, определяется по числу прокладок ленты:
D = (125 ... 150) n, (13.18)
где п — число прокладок.
Диаметр направляющего барабана DK=0,8 D, где D — диаметр ведущего барабана. Ширина обода барабана на 50... 100 мм больше ширины ленты. Движение ленте передается барабаном через трение между ними, поэтому между натяжениями на набегающей и сбегающей ветвях ленты должно быть соотношение, выражаемое уравнением Эйлера:
SH=e Sc, (13.19)
где SН —натяжение набегающей ветви; Sc — натяжение сбегающей ветви, примерно равное первоначальному натяжению So; — коэффициент трения ленты об обод барабана; — угол обхвата в радианах.
Для уменьшения натяжения ленты необходимо увеличить , или . С целью увеличения обод барабана покрывают деревянной обкладкой или резиной. Коэффициент трения резины о дерево = 0,3... 0,4; резины по резине 0,4; резинотканевой ленты по чугунному ободу 0,2. ..0,25. Для увеличения угла обхвата применяют дополнительные барабаны, устанавливаемые в непосредственной близости от ведущего барабана. Станина ленточного лесотранспортера делается деревянной (рис. 13.4, а) или металлической (рис. 13.4, б). В лесной промышленности находят применение ленточные лесотранспортеры КСЛ 4040-60, КСЛ 5040-60, КСЛ 5050-80 и другие, характеристика их приведена в табл. 13.3.