Современные тенденции в развитии транспорта в металлургии
- Постоянно сокращается доля ж\д транспорта. С 80-90% она сократилась до 35-40% и продолжает сокращаться. Развитие транспортных сетей характеризуется все более широким развитием автомобильного транспорта. В цветной металлургии также наблюдается рост межцеховых перевозок автомобильным транспортом. Ожидаемый рост – в 3 раза, при этом основное увеличение за счет роста объемов перевозок автомобильным транспортом. Одно из главных преимуществ автомобильного транспорта – малая капиталоемкость по сравнению с конвейерным. Хорошие показатели автомобильный транспорт имеет при постоянно меняющихся загрузке грузопотоков, даже при незначительных грузопотоках.
- Автомобильный транспорт имеет значительные преимущества за счет сокращения дальности транспортировки, уменьшения времени доставки, экономии заводских площадей и др.
- Жд\транспорт имеет следующие недостатки:
- значительные площади для укладки ж\д путей на площадке завода;
- относительно большая дальность транспортировки;
- значительная потребность в штате обслуживающего персонала
- недостаточная сохранность грузов вследствие особенностей грузовых операций
- относительно длительный срок доставки грузов из-за задержки вагонов на грузовых станциях.
- Автомобильный транспорт наиболее выгоден при перевозках сыпучих грузов до 500.000 т на 1 км и с понижением до 100 тыс. т при дальности более 4-5 км.
- Наиболее распространенные области использования транспорта
5.1. Конвейерный – уголь, кокс, руда, агломерат, окатыши, известняк и др. сыпучие грузы.
5.2. Автомобильный – огнеупоры, ферросплавы, окалина, ремонтный материал, сталеплавильный шлак, скрап, отходы производств, строительные материалы, передача горючих заготовок и шлака.
5.3. ж\д – транспортировка жидкого чугуна, доменного шлака, тяжеловесных грузов.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЛАНОВ ПЕРЕВОЗОК МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ЗАВОДОВ
1. Хотя объем перевозок автомобильным транспортом считается небольшим, но такие перевозки как перевозка окалины, отсевов, колошниковой пыли уже планируются большегрузными автомобилями грузоподъемностью до 120 т.
2. Межцеховые перевозки будут осуществляться на 86 % непрерывным транспортом и 14% автотранспортом. Автомобильный транспорт будет использоваться для перевозки сталеплавильного шлака в ковшах, оборотного скрапа, огнеупоров и прочих грузов. Применение специализированных большегрузных автомобилей позволит довести годовую выработку на один автомобиль до 100 тыс. т.
- На зарубежных металлургических заводах автомобильный транспорт широко применяется для перевозки доменного и сталеплавильного шлаков, колошниковой пыли, коксовой мелочи, скрапа, сыпучих материалов в конвертерный цех и др. грузов.
- Перевозка заготовок и готового проката осуществляется тягачами с прицепами. Такой вид транспорта дешевле, чем ж\д транспорт по капиталовложениям и эксплуатационным расходам, отличается большей маневренностью и облегчает последующее расширение завода. Пример: на металлургических заводах Германии для выполнения автомобильных перевозок используется 67 тягачей и 121 трейлер грузоподъемностью до 60 т.
- Транспортировка сыпучих материалов на зарубежных заводах осуществляется специализированными фирмами, что упрощает организацию работ на заводе. Пример: На заводе SOLMER,Франция для перевозки готовой продукции из прокатных цехов используется только автомобильный транспорт. При этом достигнуто наиболее компактное расположение цехов. Перевозка слябов осуществляется автомобильным транспортом с использованием специальных прицепов. Автомобильным транспортом производятся перевозка готовой продукции на склады, перевозка известняка в известковый цех, извести в конверторный цех, шлака, отходов производства, скрапа.
9. На заводе ФОС СЮР МЕРЕ, Франция в основу выбора автомобильного транспорта положены следующие соображения – машина должна иметь запас мощности, чтобы при полной загрузке не терять качеств вездехода. Производится вывоз отходов производства: обрезь, окалина, шлак, скрап, вывозка должна выполняться в таком ритме, чтобы обеспечить производство, грузоподъемность машин должна соответствовать массе слябов и рулонов. Число рейсов должно быть минимально. Тихоходные машины не должны применяться, чтобы не было заторов на дорогах. Специальные машины должны работать по принципу самопогрузки, обеспечивать разгрузку и погрузку без использования кранов в цехах. Выбраны универсальные погрузочно-разгрузочные машины, обеспечивающие перевозку грузов массой 40 т, колесные тягачи с прицепами грузоподъемностью 60 т на многоколесном шасси с саморегулирующимися колесами и др. специальные машины.
- Характерным направлением развития транспорта заводов Европа, США, Японии как новых, так и построенных в 50-е годы, является применение автомобильного транспорта на основе использования специальных автомобилей. С этой целью широко применяются автошлаковозы, портальные погрузчики, рамные тележки со съемными кузовами, специальные трейлеры, автомобили-самосвалы с разгрузкой в обе стороны, автомобили–самопогрузчики и другие виды безрельсового транспорта. Большое распространение получили системы съемных кузовов. Переход от рельсового транспорта к безрельсовому позволяет наряду со снижением эксплуатационных затрат сократить и капитальные затраты, в частности за счет использования арендованного автотранспорта. Развитие действующих заводов в ряде случаев возможно лишь при условии замены ж\д транспорта автомобильным.
- Тенденцию роста использования безрельсового транспорта легко проследить, особенно в последние десятилетия, в частности на примере металлургических предприятий Германии. До 1960-х г.г. на этих предприятиях использовались системы ж\д транспорта. В 1960-х годах на этих заводах стали использоваться универсальные грузовые автомобили, автопогрузчики, транспортеры и тягачи с прицепами. К1965 году автомобильный парк прицепов пополнился самозагружающимися и саморазгружающимися транспортерами, к 1970 г автошлаковозами и специальными погрузчиками для транспортировки горячекатаных рулонов, с 1973 г транспортерами с пониженной высотой пола и подъемной платформой. Наряду с расширением типажа используемых средств увеличилась их грузоподъемность. Так, например, у прицепов она увеличилась с 16 до 48 тонн, Увеличение грузоподъемности сопровождалось либо увеличением нагрузки на оси, либо увеличением числа осей, с ограничением нагрузки до 20 т. В отдельных случаях использовалось увеличение числа колес на оси для более равномерного распределения нагрузки. В последние годы 87% объема перевозок выполнялось следующими типами машин: прицепами и тягачами 33%, автопогрузчиками 25%, специальными погрузчиками – 14% и грузовыми автомобилями не более 15%.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ СПЕЦТЕХНИКИ ДЛЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
На основе обзоров генеральных планов и транспорта зарубежных металлургических заводов можно выделить следующее:
- Решения по генеральному плану металлургических заводов Японии, Франции, Италии и других стран отражают тенденцию расширения применения непрерывного и автомобильного транспорта с соответствующим уменьшением ж\д транспорта.
- На новых и действующих зарубежных металлургических заводах используется специализированный автомобильный транспорт. В связи с этим проектируется развитая сеть автомобильных дорог с путепроводными развязками в разных уровнях. Ж\д транспорт на зарубежных заводах используется главным образом для перевозки жидкого чугуна и горячих слитков. Число локомотивов и протяженность ж\д путей сводятся к минимуму.
- Ограниченное использование ж\д транспорта и широкое использование автомобильного \и специализированного транспорта в сочетании с прибрежным размещением предприятий, перевозка водным путем сырья и готовой продукции, узкой специализацией заводов и расположением ж\д станций и портовых сооружений для приема сырья и отправки готовой продукции на периферийных частях промышленных площадок обеспечивают занятие заводами минимальных площадей. Удельная площадь на 1 млн. т. стали в год для заводов Японии составляет всего 60-90 га против 120-150 га в Европе и США. В этом случае достигается значительное снижение протяженности ж\д путей. Так, в настоящее время для металлургических заводов с полным циклом протяженность ж\д путей составляет 250-400 км, передельных и трубных заводов до 80-100км, ферросплавных – 10-30 км. В соответствии с нормами технологического проектирования протяженность ж\д путей на заводах с полным циклом в расчете на 1 млн. т. стали должна составлять не более 15-25 км для новых заводов и не более 30-40 км для действующих при их реконструкции. Общая длина ж\д путей на горно-металлургических комбинатах цветной металлургии составляет 100-300 км.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ КОМАЦУ ДЛЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- Использование шарнирно-сочлененных самосвалов грузоподъемностью до 27-40 т позволяет обеспечить работу на дорогах общего пользования, работать на малых углах разворота в стесненных условиях и в компактных цехах.
- Автомобили КОМАЦУ наиболее приспособлены для работы в северных условиях, практически на всех моделях существуют температурные спецификации до -40 -50 оС.
- Российские модели автосамосвалов, из которых может формироваться структура автопарка, не приспособлены для перевозки основных технологических грузов черной и цветной металлургии.
- Исследования автомобильных перевозок, проведенные на заводах черной и цветной металлургии, показали, что эффективность использования автомобильного транспорта может быть значительно повышена при условии замены грузовых автомобилей общетранспортного назначения специализированными. Они имеют высокую маневренность, достаточно широкий диапазон по грузоподъемности и приспособлены для перемещения широкой номенклатуры грузов. Это могут быть как автомобили с различными типами специализированных кузовов, новые типы специализированных автомобилей, так и тягачи, работающие с прицепами и полуприцепами.
Полная спецификация и возможности применения техники Комацу в горно-металлургической отрасли, приведены в табл.
Табл. Применение техники Комацу и техники, в транспортных операциях металлургических комбинатов.
Автотранспорт-ные средства | Грузоподъем-ность, т | Полная масса, т | Ориентировоч-ный перечень основных технологических процессов | Заменяемая техника |
Российская техника, поставляемая группой СОЮЗ | 4,25 | 9,5 | Хозяйственные и снабженческие грузы для ремонта зданий и объектов основного производства | Автомобиль самопогрузчик с гидрокраном 4030П на шасси автомобиля ЗИЛ 130 |
-=- | 7,5 | Скрап, отходы коксохимического производства, контейнеры, груз на поддонах | Автомобиль – самопогрузчик портального типа со съемным кузовом на шасси автомобиля МАЗ 500 | |
HS 150S, HS100ST автошлаковозы Комацу | Отходы производства, шлак, бой огнеупоров, известняк, доломит | Автопоезд-шлаковоз с самосвальным кузовом на шасси автомобиля МоАЗ | ||
Российская техника, поставляемая группой Союз | 22,5 | Грузы пылящие и боящиеся атмосферных осадков, известь- пушонка, огнеупорные порошки, доломит обожженный | Автосамосвал с закрытым кузовом, загрузочный люк и задний борт герметизированы, на шасси автомобиля КрАЗ 256Б, КамАЗ | |
Шарнирно-сочлененные самосвалы HM300 -400 | Грузы, содержащие влагу, налипающие на борта и замерзающие при низких температурах, шлам, мокрая окалина и др. | Автопоезд-шламовоз с самосвальным кузовом, подогреваемым отработанными газами с герметизированным задним бортом, на шасси автомобиля МАЗ 515 | ||
Техника, поставляемая группой СОЮЗ | Крупногабаритные и тяжеловесные грузы, слябы, оборудование, прокатные валки, мульды | Автопоезд в составе тягача БЕЛАЗ 548А и полуприцепа – платформы грузоподъемностью 64т | ||
-=- | Длинномерные грузы, трубы, трубная заготовка, балки, рельсы. | Автопоезд самопогрузчик с раздвижной платформой на шасси автомобиля МАЗ 515, Камаз | ||
-=- | Прокатная заготовка и другие штучные тяжеловесные грузы | Автомобиль- самопогрузчик портального типа по типажу ПРОМТРАНСНИИ-ПРОЕКТ | ||
Самосвал HD 255-HD405 | Горячий сталеплавильный шлак со шлаковых дворов на переработку. | Автосамосвал карьерного типа с плавающим охлаждаемым вставным коробом на шасси БЕЛАЗ 540А, БЕЛАЗ 548А | ||
Автошлаковоз HS100ST -150S | 70-100 | Жидкий мартеновский и конвертерный шлак | Автошлаковоз со съемной чашей, тягач- автомобиль Белаз 549 | |
Техника, поставляемая группой Союз | 10, 23 | Контейнерные и штучные грузы, рулоны листовой стали, поддоны с огнеупорным кирпичом, | Автопогрузчики на базе модели Львовского автозавода грузоподъемностью 5 и 10 т | |
Мобильные дробилки для шлаков BR100-1600 JG | 40, 60, 120 | 51, 74, 166 | Тяжеловесные неделимые грузы, валки прокатные, чаши засыпных аппаратов и др. | Прицеп тяжеловоз на базе моделей машиностроительного завода автомобильных и транспортных прицепов |
АНКЕТА К ВЫБОРУ ТРАНСПОРТА
- Номенклатура перевозимых грузов
- Технические и технологические требования к машинам
- Транспортные характеристики грузов, включая их физико-химические характеристики, габаритные размеры, масса, температура и особые требования к перевозке
- Требования металлургического производства к регламенту транспортного обслуживания
- Способ погрузки, выгрузки и накопления груза
- Объем перевозок.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫБОРА АВТОТРАНСПОРТА
Удобство. Наиболее удобными в эксплуатации в заводских условиях являются автомобили с бескапотной компоновкой. Они имеют лучшую обзорность из кабины водителя, что особенно важно в условиях частого маневрирования в начально-конечных пунктах при выезде из цехов. В связи с этим типажные модели должны в основном предусматривать бескапотную компоновку.
АНАЛИЗ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РФ И СНГ
1. Автомобильный транспорт используется для выполнения технологических и хозяйственных перевозок.
2. К технологическим перевозкам на заводах черной металлургии относятся межцеховые перевозки основных технологических грузов, которые непосредственно участвуют в технологическом процессе: сырье – агломерат, руда, коксики; прокатные заготовки – блюмы, слябы, слитки и др.; готовая продукция – трубы, лист, литье, огнеупорный кирпич; отходы – обрезь, шлам и др.
3. До недавнего времени внутризаводские перевозки, как правило, выполнялись ж\д транспортом. Автотранспорт использовался на перевозке хозяйственных, и в незначительных количествах на перевозке отдельных технологических грузов. Однако за последние годы в связи с наращиванием мощностей на реконструируемых и строящихся заводах возросла потребность в перевозках отдельных видов основных технологических грузов.
4. Инвентарный парк и суммарная грузоподъемность подвижного состава автомобильного транспорта растет быстрыми темпами и составляет до 5 % в год.
5. На большинстве предприятий широкое распространение находят внутризаводские централизованные перевозки автотранспортом технологических и хозяйственных грузов с целью лучшего использования автотранспорта, снижения трудоемкости погрузочно-разгрузочных работ, роста производительности труда.
6. Рост автомобильных перевозок основных технологических грузов на отдельных заводах обусловливается необходимостью освобождения ж\д транспорта от небольших и короткобежных перевозок. Объем перевозок по основным 6 заводам черной металлургии (Им. Ильича, Запсиб, НЛМК, Северсталь, ЧМК, Криворожсталь) увеличился в 2 раза.
7. Эффективность обслуживания внутризаводских перевозок технологических грузов автотранспортом достигается главным образом за счет сокращения числа перевалочных пунктов, увеличения скорости продвижения перевалочных грузов и сокращения в результате этого уровня передельных производственных запасов.
8. Расчеты, проведенные ГИПРОМЕЗ и ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ показывают технологическую целесообразность и экономическую эффективность передачи значительной части перевозок технологических грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт.
9. На отдельных предприятиях черной и цветной металлургии широкое распространение получили тракторы на пневмоходу с использованием самосвального и другого прицепного состава. Для этого используются тракторы, работающие в сцепе с самосвальными прицепами.
На конец 80-х годов объем автомобильных перевозок технологических грузов на заводах черной металлургии увеличился более чем в 2 раза, а в перспективе должен был увеличиться в 3,5 раза.
10. Предполагаемый экономический эффект за счет применения специализированных транспортных средств вместо машин общетранспортного назначения, только на заводах черной металлургии ориентировочно оценивается в 15 млн. руб. в г.
ПРИМЕРЫ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ В РФ И СНГ.
На МК им. Ильича, Мариуполь, впервые в отечественной практике была применена перевозка горячих сталеплавильных шлаков со шлакового двора в отвал. Она была передана с ж\д на автотранспорт. Сначала применялись автосамосвалы КрАЗ 256Б грузоподъемностью 12т. На заводе кузова автомобилей оборудовали дополнительным коробом из листовой стали, который установили внутрь основного кузова с воздушным зазором 80 мм, что защитило кузов от перегрева. В настоящее время перевозка горячего сталеплавильного шлака со шлакового двора в отвал осуществляется автосамосвалами БЕЛАЗ грузоподъемностью 27 т. Опыт применения автомобилей на перевозке горячих сталеплавильных шлаков был использован для внедрения автотранспорта на аналогичных перевозках на Челябинском МК, Запсибе, НЛМК.
На Северстали с ж\д на автотранспорт переданы технологические короткобежные перевозки – окалины из прокатных цехов, на агломерационную фабрику, обрези из прокатных цехов в копровый цех, шлама из отстойников на агломерационную фабрику, огнеупорного кирпича со складов в металлургические цехи, пустой породы с углеперерабатывающей фабрики в отвал и др. На заводе осуществлены организационные и технические мероприятия по улучшению использования автотранспорта – определены рациональные маршруты движения автомобилей в соответствии с графиком, обеспечен постоянный надзор за состоянием автомобильных дорог и ж\д переездов. По данным завода, за счет сокращения числа промежуточных перегрузок, увеличения скорости доставки, экономический эффект от применения автотранспорта только на перевозке огнеупорного кирпича составляет около 300.000 руб. в год.
На НТМК применение автомобилей КрАЗ 257, оборудованных самопогрузчиками, позволило повысить производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах более чем на 30%, улучшилась оперативность снабжения. Экономический эффект составляет около 150 тыс. руб в год. Наряду с перевозками огнеупорных изделий автотранспорт и автопогрузчики широко используются на НТМК в цехе ремонта металлургических печей, где постоянно работают 6 автосамосвалов ММЗ555 и 28 автопогрузчиков модели 4045, БВ 2733 и ЕВ738. В результате сократилось время нахождения металлургических агрегатов в ремонте, экономический эффект составили около 200 тыс. руб.
На Запсибе и НЛМК для перевозки технологических грузов широко используются большегрузные самосвалы БЕЛАЗ 540А, грузоподъемностью 27 т и БЕЛАЗ 548А грузоподъемностью 40 т. Применению указанных автомобилей для перевозки сталеплавильного шлака, шлама, скрапа, чушкового чугуна, обрези, заготовок, агломерата, кирпича, предшествовали тщательная подготовка, технико-экономические расчеты и исследования. Осуществлено усиление автомобильных дорог. На этих заводах автомобили дополнительно переоборудованы для перевозки специфических металлургических грузов.
На заводе АЗОВСТАЛЬ, начиная с 1978 г, для перевозки слябов от конвертерного до листопрокатного цеха применяется автопоезд, состоящий из тягача и полуприцепа, грузоподъемностью 64 т. В качестве тягача использован автомобиль БЕЛАЗ 548 А. Для изготовления полуприцепа использованы комплектующие узлы и детали автомобиля Белаз 548А.
Пять автослябовозов изготовлено на Белгородском авторемонтном заводе черной металлургии. Были проведены исследования по внедрению нового специализированного автотранспортного средства особо большой грузоподъемности. Экономический эффект от применения автослябовозов ориентировочно составит более 120 тыс. руб. в год.
На отдельных предприятиях цветной металлургии широко применяются для перевозки технологически грузов колесные трактора с прицепными тележками. Экономическая эффективность от передачи перевозок технологических грузов с автомобильного на пневмотранспортные трактора с прицепными тележками на отдельных заводах цветной металлургии составляет до 16-62 тыс. руб.
Развитие получили машины особо большой грузоподъемности до 100 т, автопогрузчики, тягачи с прицепами.
В последние годы на металлургических заводах Швеции, Англии, Франции широко применяются универсальные самопогрузчики повышенной грузоподъемности 20-70т. На многих заводах США автотранспортом перевозится более 50% внутризаводских технологических грузов, в т.ч. и жидкий сталеплавильный шлак.
В зарубежной практике применения автотранспортных средства наблюдается стремление оснастить внутризаводской транспорт специализированными автотранспортными средствами, которые могли бы выполнять не только транспортировку груза, а также его погрузку, выгрузку и переработку.
Сыпучие грузы на некоторых зарубежных заводах перевозятся в автомобилях самосвалах и самосвальных прицепах большой и особо большой грузоподъемности (50-80 т). Широко используются погрузчики грузоподъемностью до 40-50 т.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ЦЕХОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ КОМБИНАТОВ
- Работа цехов характеризуется работой по графику по доставке грузов для технологических и ремонтных нужд и подчинена интересам основного производства.
- Перевозки характеризуются широкой номенклатурой, движением автомобилей по сложной трассе межцеховых автомобильных дорог с пересечением значительного числа ж\д путей при малых расстояниях перевозок 2-8 км, частыми заездами в цехи для погрузки и выгрузки, необходимостью движения с ограниченной скоростью 20 км\ч и доставки груза строго по графику. При этом создаются напряженные условия работы для автотранспорта и требуется соблюдение повышенной транспортной дисциплины и ответственности за качество обслуживания.
- Оборудование автомобилей самопогрузочными устройствами освобождает до 30% действующего списочного состава автомобилей за счет резкого снижения времени простоя на погрузочно-разгрузочных операциях.
- Основными направлениями снижения себестоимости транспортной работы автохозяйства являются совершенствование структуры автопарка за счет повышения грузоподъемности автомобилей, улучшение соотношения автомобилей малой, средней и большой грузоподъемности, улучшение показателей используемых автомобилей.
- Повышение грузоподъемности автомобилей объясняется стремлением снизить затраты на перевозку за счет сокращения числа автомобилей и числа водителей.
- При проведении анализа возможности повышения производительности автомобиля следует отнести следующее:
- Есть ли производственно-техническая база?
- Как проводятся ТО и ремонт?
- Обеспечено ли строительство автодорог одновременно со строительством промышленных объектов?
- Как содержатся подъезды к местам погрузки и выгрузки, обеспечивается ли при этом полное использование скоростных возможностей автомобиля и безопасность движения?
- Рационален ли режим работы автохозяйства?
- Оснащены ли места выгрузки и погрузки необходимыми подъемными механизмами.
7. Себестоимость на большинстве металлургических предприятий составила до 52-68 коп на 10т км по данным на 1990 г.
8. Затраты на техобслуживание и ремонт являются одной из основных статей расходов по эксплуатации автопарка и составляют до 35-45% общих затрат на перевозки.
8. Ремонт большегрузных автомобилей типа Белаз выполняется на авторемонтных заводах черной и цветной металлургии. Машины меньшего класса ремонтируются на авторемонтных заводах министерства транспорта.
9 Основным и направлениями в решении проблемных вопросов ускоренного развития расширения применения сферы автотранспорта и повышения эффективности его применения являются:
- техническое перевооружение автотранспорта МК на базе типажа спецавтотранспортных средства, повышение выработки на 1 автомобиль за счет увеличения средней грузоподъемности по сравнению с достигнутой не менее чем в 2 раза.
- реконструкция внутризаводских дорог и искусственных сооружений в соответствии с весовыми нагрузками большегрузных автомобилей и автопоездов.
- Разработка и внедрение современных высокопроизводительных средств механизации и погрузочно-разгрузочных работ, включая самопогрузочные устройства, монтируемые на автомобиле и управляемые с рабочего места водителя.
- Решение этих задач позволит повысить эффективность использования автотранспорта и уменьшить количество автомобилей примерно на 30%, снизить число обслуживающего персонала, повысить производительность труда и снизить себестоимость не менее чем на 20 %.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
1. На большинстве построенных металлургическими комбинатами железнодорожных путей технологических перевозок для доменного, сталеплавильного и прокатных цехов территория разделяется на отдельные районы. Автодороги, как правило, строились в обход этих районов с пересечением значительного числа технологических ж\д путей, что предопределяло нерациональные пробеги автотранспорта.
2. Автомобильные дороги с в соответствии с СНиП должны быть подготовлены для работы большегрузного автотранспорта.
3. При реконструкции внутризаводских автодорог для перевода транспорта с ж\д на автомобильный дорожные покрытия на существующих дорогах могут быть использованы в качестве оснований. Проведенные исследования ИГДЛ Минчермет СССР свидетельствуют о возможности использования имеющегося покрытия в качестве основания для покрытия для проезда большегрузных автомобилей типа БЕЛАЗ 540 (27т) и БЕЛАЗ 548 (до 40 т). Опыт доделки дорог под большегрузные автомобили есть на МК им. Ильича, Запсибе, НЛМК.
Табл. Нормативы потребности металлургических предприятий для текущего содержания автомобильных дорог из расчета на 200 000 м2 покрытия.
Наименование машин | Климатические зоны | |||
северная | средняя | южная | зоны со значительным снегопадом | |
поливо-моечные | ||||
подметально-уборочные | ||||
снегопогрузчики | ||||
снегоочистители | ||||
автогрейдеры | ||||
бульдозеры | ||||
пескоразбрасыватели | ||||
скалыватели-рыхлители |
Для обеспечения работы автомобильных дорог необходимо предусматривать расходы на специализированные дорожно-ремонтные машины. Нормативы потребности в таких машинах приведены ниже.
Табл. Нормативы потребности дорожно-ремонтных машин металлургических комбинатов
Наименование машин | Площадь дорожного полотна тыс. м2 | |||
<200 | <400 | <600 | >800 | |
Катки Легкие Средние тяжелые | ||||
Авторемонтер | ||||
Заливщик трещин | ||||
Автогрейдер | ||||
Автомобили самосвалы | ||||
Автомобили бортовые | ||||
Экскаватор бульдозер | ||||
Компрессоры с ручным пневматическим инструментом |