Разметка автомобильных дорог на мостах и путепроводах
Схема разметки на мостах и путепроводах определяется в основном их шириной.
На двухполосных дорогах при ширине проезжей части на мосту, не превышающей 10 м, а также и на других дорогах, если число полос движения на мосту меньше, чем на подходах, производится запрещение обгонов путем нанесения сплошной линии 1.1 по оси проезжей части моста и не менее чем на 200 м за его пределами. Сплошной линии 1.1 должна предшествовать прерывистая линия 1.6 на расстоянии ³ 50 (100) м (XIII А.1,2 [5]).
В остальных случаях разметка проезжей части на мостах и путепроводах должна соответствовать разметке на подходах к ним (XIII Б [5]).
Если ширина проезжей части на мосту и подходах к нему не одинакова, то с помощью уширения проезжей части или краевой разметки (линия 1.1) ее выравнивают на расстоянии, указанном на схемах ХIII.1-ХIII.3 приложения II [5].
В местах сужения проезжей части разметка может быть дополнена направляющими стрелами 1.19, наносимыми на проезжую часть.
На опасных для движения участках дорог мосты и путепроводы должны иметь вертикальную разметку.
Разметка автомобильных дорог на пересечениях
На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог, а также на подходах к ним горизонтальную разметку применяют для разделения транспортных потоков противоположных направлений, для обозначения полос движения и переходно-скоростных полос, направляющих островков и островков безопасности, пешеходных переходов, мест остановки перед светофором или знаком 2.5 и мест, где водитель обязан уступить дорогу в соответствии с действующим на перекрестке приоритетом в движении. Кроме этого, на полосы движения можно наносить: стрелы, обозначающие направления движения или приближение к сужению проезжей части; обозначения приближения к поперечной разметке; номера дороги и другие надписи, не вводящие дополнительных ограничений. В каждом конкретном случае характер разметки зависит от типа пересечения и принятой схемы организации движения.
На нерегулируемых перекрестках, оборудованных знаками приоритета, разметка должна способствовать обеспечению необходимой скорости движения по главной дороге, а на второстепенной — предупреждать водителя о предстоящем выезде на главную дорогу и способствовать снижению скорости.
На подходах к простым пересечениям и примыканиям двухполосных дорог, не оборудованным направляющими островками, по оси проезжей части должна наноситься сплошная линия 1.1, запрещающая обгоны с выездом на полосу встречного движения. Длина зоны запрещения обгона на второстепенной дороге должна быть не менее 20 м, а на главной принимается по номограмме (рисунок 4) в соответствии с интенсивностью движения. Категория пересекаемой дороги принимается на одну ниже, чем главной. Общая схема разметки пересечений принимается по [5]:
IV-й и V-й категорий – (схема 1.А);
III-й и IV-й категорий – (схема 2.Б);
II-й и III-й категорий – (схема 4).
Рисунок 4. Номограмма для определения длины участка запрещения обгонов в зоне пересечения
ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ СХЕМЫ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ НА ХАРАКТЕРНОМ УЧАСТКЕ
(НА КРИВЫХ В ПЛАНЕ)
Дано:
дорога 3 технической категории
кривые в плане:
1. Кривая, ПК 13+700 L=700 м, R=750 м, α =37°;
2. Кривая, ПК 26+300 L=1100 м, R=420 м, α =88°;
Итоговый коэффициент аварийности на участке ;
Доля легковых, грузовых автомобилей и автопоездов в составе потока равна соответственно 0,6; 0,3; 0,1.
Согласно заданию дорога 3 технической категории, следовательно, она будет размечаться на 2 полосы движения.
Для каждой кривой определяем условную плавность закругления – Р по формуле (3.4.):
α 1=37°=0,65 рад.
α 2=88°=1,54 рад.
Условная плавность закругления – Р1 соответствует схеме (Приложение 2 рисунок IV Б) [5].
Рисунок 5. Схема нанесения дорожной разметки на кривой ПК 13+700
L1 и L2 приняты по таблице 15 [3].
Условная плавность закругления – Р2 соответствует схеме (Приложение 2 рисунок IV В) [5] .
Рисунок 6. Схема нанесения дорожной разметки на кривой ПК 26+300
После этого определяем суммарную протяженность каждого типа линий разметки:
L1.1. = (120+700+75) +750+1100=2745 м
L1.6. =100+100+100+100=400 м
Для определения L1.5. суммируем прямые горизонтальные участки
Затем приводим все линии разметки к линии 1.1 при помощи коэффициента приведения [5].
L1.6. = 400·0,75=300 м
Итого L1.1. = 2745+300=3045 м
Определяем суммарную площадь нанесения разметки:
S=L·B, м2 | (4.1) |
где L - общая протяженность разметки, приведенная к линии 1.1.
B - Ширина линии разметки, м.
S=3045·0,1=304,5, м2
Производим сравнение материалов дорожной разметки (Приложение А)
Спрейпластик «Highway ColdPlast» (Россия). Срок службы – 24 месяца расход - 1 кг/м2
Потребное количество материала:
304,5·1=304,5 кг
Стоимость материала
304,5·110=33495 руб.
Эмаль дорожная АК-500 (Россия). Срок службы – 12 месяца расход - 0,4 кг/м2
Потребное количество материала:
304,5·0,4=121,8 кг
Стоимость материала
121,8·67,5=8221,5 руб.
Для определения наиболее выгодного материала по формуле 6.6 [4] определяем интегральный эффект от нанесения дорожной разметки:
, руб. | (4.2) |
где Rt - эффект от снижения числа ДТП в году t;
Zt - текущие затраты в году t;
Kt - единовременные затраты в году t;
Е - норма дисконта;
Т- момент окончания расчетного периода.
Эффект от снижения числа ДТП рассчитывается по формуле 6.11 [4]:
Rt = 365´g´N´L´Sэ´(Пдо – Ппосле), руб | (4.3) |
где g - коэффициент использования пробега, g = 0,6·bl+0,9·b2+0,8·b3 (bl, b2, b3 - доля соответственно легковых, грузовых автомобилей и автопоездов в составе потока);
N - среднегодовая суточная интенсивность движения на рассматриваемом участке дороги в расчетный период, авт./сут;
L - протяженность рассматриваемого участка дороги, км;
Sэ - себестоимость перевозок в дорожных условиях, принятых за эталон, руб./авт.-км (13,46 руб./авт.-км);
Пдо, Ппосле - коэффициенты, определяющиеся в зависимости от величины коэффициентов относительной аварийности (Uдо, Uпосле) по формуле:
П=0,02U+0.98 | (4.4) |
Производим расчет коэффициента использования пробега:
g=0,6·0,6+0,9·0,3+0,8·0,1=0,71
, согласно рисунку 3.1 [8] U=0,65
По формуле (4.4) определяем Пдо:
Пдо=0,02·0,65+0.98=0,993
Величину коэффициента относительной аварийности после нанесения дорожной разметки Uпосле определяем по формуле:
Uпосле=U0+(Uдо-U0) · (l-Pm) | (4.5) |
где U0 - относительное количество происшествий, на возникновение которых не оказывают влияние дорожные условия (U0=0,08);
Uдо - средний коэффициент относительной аварийности до проведения мероприятий по повышению безопасности движения;
Рm - средняя вероятность снижения числа ДТП (по данным таблица 6.1[4]).
Uпосле=0,08+(0.993-0,08) · (l-0,52)=0,518
По формуле (4.4) определяем Ппосле:
Ппосле=0,02·0,518+0.98=0,99
Эффект от снижения числа ДТП (Rt) рассчитывается по формуле (4.3)
Rt=365·0,71·3250·1,8·13,46·(0,993 – 0,99)=61217,19 руб.
Рассчитываем интегральный эффект Эинт от нанесения дорожной разметки по формуле (4.2):
Спрейпластик «Highway ColdPlast»
103460,17-56608,26=46851,91 руб.
Эмаль дорожная АК-500
103460,17-13894,76=89565,41 руб.
Сравнив интегральный эффект, принимаем Эмаль дорожную АК-500 как более выгодную.
В заключение определяем потребное количество материала для нанесения каждого типа линии разметки.
Таблица 4 – Потребное количество материала
Номер | Форма, цвет, размеры в м | Назначение | Потребное количество материала, кг |
1.1 | Разделение транспортных потоков противоположных направлений. Обозначение полос движения. Обозначение границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен. Обозначение границ мест стоянки транспортных средств | 2745·0,1·0,4=109,8 | |
1.5 | v > 60 км/ч, l1 = 3,00 - 4,00, l2 = 9,00 - 12,00. l1:l2 = 1:3 | Разделение транспортных потоков противоположных направлений. Обозначение полос движения | 400·0,75·0,1·0,4=12 |
ИТОГО | 121,8 |
Библиографический список
Основная литература
1. Пугачёв И.Н. Организация и безопасность дорожного движения : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Пугачёв, А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 стр.
2. Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афанасьев М.Б. Технические средства организации дорожного движения: Учебник для вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – 279 с.: ил.
Справочная и нормативная литература
3. ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования.
4. Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий, утвержденные распоряжением Росавтодора от 30.03.2000 № 65-р. – 82 с.
5. ВСН 23-75 Указание по разметке автомобильных дорог. Минавтодор РСФСР М., «Транспорт», 1976. – 160 с., ил Тестешев А.А. Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Дорожные условия и безопасность движения» для студентов специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы». Тюмень: ТюмГАСА, 2004. 34 с.
6. ОДМ 218.4.005-2010. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. – М.: Информавтодор, 2003.-96с.
7. Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, согласованный департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России от 02.08.2006 г. № 13/6-3853 и департаментом Федерального дорожного агентства 07.08.2006 № 01-29/5313.
8. ВСН 3-81. Инструкция по учету потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий при проектировании автомобильных дорог. Минавтодор РСФСР. Введ. 01.01.82. -М.: Транспорт, 1982. - 54 с.
Приложение А
Материалы для дорожной разметки
Название | Срок службы, месяцы | Толщина слоя нанесения | Время отверждения (высыхания), не более мин | Расход, кг/м2 | Рабочая температура нанесения, ºС | Цена, р/кг |
Краски | ||||||
Эмаль ЭП-5327 | 500-600 мкм | 0,2-0,3 | - | 89,2 | ||
Текнороуд-250 | 250 - 350 мкм | 0,18 | - | |||
Эмаль дорожная АК-500 | 140 мкм. | 0,4-0,6 | - | 67,5 | ||
HIGHWAY | 0,4 мм | 0,4-0,6 | - | |||
Спрейпластик | ||||||
Highway ColdPlast (холодное нанесение) | 0,4 - 0,8 мм | 0,7-1,2 | - | |||
Клинатон Ф-СП (горячее нанесение) | 0,6-1,2 мм | 1,2 - 2,5 | 200-210 | |||
Холодный пластик | ||||||
РДМ-ХП | 2-2,5 мм | 3,5 – 5,5 | - | |||
Техноласт | 3-4 мм | 6 – 8 | - | |||
Термопластик | ||||||
Новопласт | 2-5 мм | 8,12 | 185-190 | |||
ТПКН | 3-5 мм | 190-240 | ||||
Маркер | 1,5 - 4 мм. | 160°С. |