Раздел II. Расчет технической скорости движения судна или состава
В этом разделе необходимо изучить транспортную характеристику груза.
С учетом гарантированных глубин и запасом под днищем, рассчитать эксплуатационную осадку судна.
Тэ = hг - hз (1)
где
Тэ – эксплуатационная характеристика судна, см;
hг - гарантированная глубина на участке, см;
hз – запас под днищем по правилам плавания, см.
Если Тэ ≥ Тр , то норма загрузки Qэ = Qр.
Тр – регистровая осадка судна, см;
Qэ – эксплуатационная грузоподъемность судна, т;
Qр – регистровая грузоподъемность судна, т.
Если Тэ ≤ Тр, то для расчета нормы загрузки используется формула:
Qэ= [Qр/ Тр – То] (Тэ – То) (2)
где
То – осадка судна порожнем.
Техническая скорость одиночных судов (грузовых теплоходов) и составов
рассчитывается отдельно для каждого участка пути (свободная река,
водохранилище, зона выклинивания), а также отдельно вверх и вниз по течению.
Для одиночных самоходных судов (грузовых теплоходов) техническая
скорость рассчитывается по формуле:
U = Vэ ± w, км/ч (3)
где
Vэ - эксплуатационная скорость движения на спокойной и глубокой воде при
осадке Тэ, км/ч;
w - потери (-) или приращения (+) скорости по участкам, принимаются
из справочной таблицы диспетчерского справочника.
Паспортная скорость судна на спокойной и глубокой воде приведена в
справочных таблицах для регистровой осадки в полном грузу (Тр) и порожнем (То).
При других эксплуатационных осадках судна (Тэ) техническая скорость
находится по формуле, км/ч:
(4)
где
Vp,Vo - паспортная (регистровая) скорость судна в полном грузу и порожнем, км/ч.
Для составов техническая скорость определяется через приведенное сопротивление воды движению состава и приведенную силу тяги буксировщика (упора толкача). Приведенное сопротивление каждой баржи (секции) находится в диспетчерском справочнике.
Если эксплуатационная осадка баржи (секции) не совпадает с табличным
значением, то приведенное сопротивление определяется путем интерполяции по формуле: (5)
где
Rmax, Rmin- ближайшее большее и меньшее табличные значения приведенного сопротивления, указанные в таблице последовательно, между которыми находится R (стр.38, Л.8);
Тmах, Tmin- ближайшее большее и меньшее табличные значения осадки, указанные в таблице последовательно, между которыми находится Тэ.
Количество барж (секций) в составе указывается в задании, а форма счала - в кильватер.
Приведенное сопротивление состава в целом определяется по формуле:
Rс = kсч Σ Rб (6)
где
kсч - коэффициент счала состава находится в диспетчерском справочнике в зависимости от принятой формы счала состава и количества барж в составе (стр.38);
Σ Rб - сумма приведенных сопротивлений всех барж, входящих в состав.
При установившемся движении состава приведенная сила тяги на гаке буксира-толкача равна величине приведенного сопротивления состава, т.е.
Fт = R'c. (7)
Поэтому по таблице определяют, при какой скорости приведенная сила тяги на гаке Fт равна приведенному сопротивлению состава Rc.
Если приведенное сопротивление состава не совпадает с приведенными в таблице значениями приведенной силы тяги, то техническая скорость состава находится путем интерполяции по формуле:
км/ч (8)
где
kт - коэффициент эффекта толкания, принимается из диспетчерского справочника (стр.38, Л.8);
Fmax, Fmin - ближайшее большее и меньшее значения приведенной силы тяги на гаке, указанные в таблице последовательно, между которыми находится величина Fт равная величине Rc;
Vmax, Vmin- табличные скорости движения, соответствующие значениям Fmax и Fmin.
Анализируя полученные данные рассчитать потери - приращения скорости на участках с естественными условиями реки и на водохранилищах.