Расчет сопротивления движению вагонетки по прямолинейному горизонтальному пути
Цель работы – изучить разновидность сил сопротивления движению вагонетки по прямолинейному горизонтальному пути и методику их определения. Согласно заданию выполнить расчет сопротивления от трения в подшипниках, от трения качения колес по рельсам, от трения скольжения реборд колес по рельсам, суммарного сопротивления движению и силу тяги, необходимую для перемещения состава вагонеток.
Основные сопротивления движению вагонетки
При движении вагонетки с постоянной скоростью по прямолинейному горизонтальному пути имеют место следующие сопротивления: сопротивления от трения качения колес по рельсам , а также сопротивления от трения скольжения реборд колес по рельсам
.
Указанные выше сопротивления рассчитываются по следующим формулам:
- сопротивления от трения загруженной вагонетки
, Н, (5.1)
где - полный вес загруженной вагонетки, Н,
, Н, (5.2)
- вес порожней вагонетки, Н;
, Н,
- масса порожней вагонетки, кг;
вес груза в вагонетке, Н;
,
- плотность материала, т/м3;
- приведенный коэффициент трения в подшипниках качения (см. табл. 5.1);
- радиус цапфы оси вагонетки (см. табл. 5.2);
- радиус колеса вагонетки по кругу качения (см. табл. 5.2);
- сопротивление от трения качения колес по рельсам
, Н, (5.3)
где - коэффициент трения качения колес, принимается равным 0,001…0,005;
- сопротивление от трения скольжения реборд колес по рельсам
, Н. (5.4)
Суммарное сопротивление движению вагонетки :
,Н. (5.5)
Сила тяги для перемещения вагонеток с постоянной скоростью по прямолинейному горизонтальному пути
. (5.6)
Таблица 5.1 – Приведенный коэффициент трения подшипников качения
Тип подшипника | ![]() | |
Радиальный | Радиальный и осевой | |
Роликоподшипники | ||
- радиальные с короткими цилиндрическими роликами | 0,0025 | - |
- то же с длинными роликами | 0,005 | - |
- игольчатые | 0,01 | - |
- двухрядные сферические радиальные | 0,004 | 0,006 |
- конические | - | 0,01 |
Шарикоподшипники | ||
- радиальные однорядные | 0,002 | 0,004 |
- радиально-упорные, сферические, двухрядные упорные | 0,003 | 0,005 |
Таблица 5.2 – Технические характеристики вагонеток с глухим кузовом
Параметры | Масса вагонеток | ||||||
ВГ1.0 УВГ1.0 | ВГ1.1 УВГ1.1 | ВГ1.3 УВГ1.3 | ВГ1.4 УВГ1.4 | ВГ1.6 УВГ1.6 | ВГ2.5 | ВГ3.3 | |
Вместимость кузова, м3 | 1,1 | 1,3 | 1,4 | 1,6 | 2,5 | 3,3 | |
Колея, мм | |||||||
Жесткая база, мм | |||||||
Диаметр колеса по кругу катания, мм | |||||||
Высота оси сцепки от головки рельса, мм | |||||||
Допустимое усилие на сцепке, кН | |||||||
Диаметры цапфы оси вагонетки, мм | |||||||
Остальные размеры | |||||||
- длина с вращающейся сцепкой | |||||||
- длина с автоматической сцепкой | |||||||
- ширина кузова | |||||||
- высота от головки рельсов | |||||||
Масса с вращающейся сцепкой | |||||||
Масса с автоматической сцепкой |
Порядок выполнения работы
5.2.1 Изучить теоретический материал.
5.2.2 Выписать условия задачи 5.1. При этом номер варианта соответствует порядковому номеру в журнале учета учебного процесса.
5.2.3 Решить задачу 5.1.
5.2.4 Защитить работу у преподавателя.
Задача 5.1
Вычислить сопротивления , силу тяги перемещения вагонеток
. Исходные данные приведены в табл. 5.3.
Таблица 5.3 – Исходные данные для задачи 5.1
№ варианта | Тип вагонетки | Кол-во вагонеток | Плотность материала в вагонетке, т/м3 |
ВГ-1.0 | 1,80 | ||
ВГ-1.1 | 2,10 | ||
ВГ-1.3 | 2,00 | ||
ВГ-1.4 | 1,90 | ||
ВГ-1.6 | 1,00 | ||
ВГ-2.5 | 0,95 | ||
ВГ-3.3 | 0,70 | ||
ВГ-1.0 | 0,90 | ||
ВГ-1.1 | 0,70 | ||
ВГ-1.3 | 0,85 | ||
ВГ-1.4 | 1,80 | ||
ВГ-1.6 | 1,00 | ||
ВГ-2.5 | 0,70 | ||
ВГ-3.3 | 0,70 | ||
ВГ-1.0 | 0,95 | ||
ВГ-1.1 | 2,00 | ||
ВГ-1.3 | 2,10 | ||
ВГ-1.4 | 0,90 | ||
ВГ-1.6 | 0,70 | ||
ВГ-2.5 | 0,80 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6