Научное представление экскурсоведения
|
|
Восстановление сил (отдых, рекреация)
Трансляция жизненного опыта (образов.)
|
Регулятивная (нормативная, статус, правовая)
Семиотическая (знаковая, обозначение, смысл)
|
Теория (Экскурсология)
Экскурс как метод: развитие, противоречие
Экскурс как интерпретация информации: анализ, синтез
|
Экскурс как знак (семиотика): обознач., значение, смысл,
Экскурс как сравнение: тип, класс, герменевтика
Практика (экскурсистика)
Добывание и обработка информации: наблюдение, опрос, описание
Принятие и реализация решений: понимание, интуиция, трансформация
Методология - методы исследования экскурса(теоретические, практические)
Рис. 11. Схема составляющих и взаимосвязей экскурсоведения с науками
К теме № 7.
Авторская схема образования функциональной системы индивидуальности (D)
при отражении объектов (1–2) и переработке речевой информации (3–4) в туре или экскурсии
2 сигнальная (речевая) система самосознание
|
4
|
|
Общество
|
|
Поведение
|
|
Природа
2 Культурный человек
Сигнальная (образная) система
1 – образование функциональной системы индивида как отражения природы в сознании
2 – проявление активности субъекта труда (SId) в процессе обмена с природными силами
3 – образование функциональной системы личности как отражения общества в сознании
4 – проявление активности субъекта общения (SL) в процессе информ-обмена с обществом
5 – целостное проявление индивидуальности (индивидуума) как субъекта деятельности
Понятие Треугольник Фреге указывает три
Смысл Значение составляющие сущности феномена
Культуры, определяющие его место
Слово Термин в информационном поле экскурсии
Обозначение
Рис. 12. Научно-методологические основы информатизации данных об экскурсах
Рис. 13. Информационное представление ассортимента экскурсных услуг
в мегаполисе (Санкт-Петербург и др.) для создания базы данных
Потребители услуг экскурсного, экскурсионного, туристского рынков
| ||||
Рис. 14. Схема рынка экскурсных услуг и его субъектов (организаций)
для построения информационной модели
Заключение
В результате проведённой учебно-методической разработки образовательной дисциплины по туристско-экскурсионному обслуживанию становится очевидным, что сфера досуговой (туристско-экскурсионной) жизни человека и инструментария организации и управления ею на рынке услуг имеет право на самостоятельное существование как вполне сформировавшаяся область научно-практических знаний. При этом необходимо отметить, что как учебный курс «Туристско-экскурсионное обслуживание» имеет полный набор элементов учебно-методического комплекса. Речь идёт о создании целостного представления о взаимодействии сферы туризма, гостеприимства, экскурсий и экскурсов в едином процессе обслуживания клиентов заказов. Только комплексный (общепрофессиональный) подход к сферам туризма и сервиса может способствовать самостоятельному определению специалиста в широком спектре привлекаемых средств для достижения успехов в оказании услуг потребителям. Вместе с тем, этот же момент указывает на то, что теория и практика туристско-экскурсионного обслуживания входит в комплекс основ профессионального мировоззрения специалиста и при правильном использовании становится мощным потенциалом в понимании смежных областей знаний и целых направлений туристско-ориентированной деятельности и социально-культурного сервиса.
В целом материалы данного пособия являются необходимым дополнением к фундаментальным дисциплинам на пути к становлению профессионального самосознания в области менеджмента организации в сфере туризма и социально-культурного сервиса. Вместе с тем, этот же момент указывает на то, что данная образовательная дисциплина является научно-дидактической основой для изучения курсов специалитета, поскольку создаёт мощный потенциал для нового шага в понимании смежных областей знаний и целых направлений туристско-ориентированной деятельности и социально-культурного сервиса. Вполне очевидно, что приведённые в данном пособии результаты исследований имеют не только учебно-прагматическую, но и перспективно-эвристическую ценность. Предложенные схематические представления помогут образовантам (студентам) самостоятельно поразмыслить над возможностью практического развития туристско-экскурсионного обслуживания в целях повышения управляемости бизнес-процессов. Ограниченность временных ресурсов не позволяет более подробно в рамках данного курса рассматривать ряд аспектов, связанных с характеристикой потребителей и поставщиков услуг. В то же время становится очевидным, что в рамках практической отработки указанных позиций образовант сможет самостоятельно приобрести необходимый опыт решения профессиональных задач.
Об авторе
Англинов Константин Анатольевич родился 13 октября 1956 года в знаменитой Снегирёвке Ленинграда. Окончил среднюю школу № 41 (Крестовский остров), работал судовым сборщиком на судостроительной фирме (научно-производственном объединении) «Алмаз». В 1974 г. добровольно ушел служить во флот. Окончил радиотехническую школу в г. Лиепае, получил специальность гидроакустика. После службы акустиком на гвардейском сторожевом корабле Северного флота (г. Полярный) поступил в ВВМУРЭ им. А. С. Попова. После его окончания в 1980 г. (инженер боевых информационно-управляющих систем) 13 лет прослужил в объединении подводных лодок Северного флота (Мурманск-140). Занимал должности инженера и командира электронно-вычислительной группы на подводном корабле 1 ранга, инженера и начальника кабинета учебного центра, старшего помощника по социально-правовым вопросам начальника тыла объединения. С 1994 по 2003 г. во ВМИРЭ им. А.С.Попова. С 1996 по 2003 г. в должности командира роты, заместителя начальника ОУБ, преподавателя «Военной психологии и педагогики» и ст. преподавателя «Истории войн и военно-морского искусства».
В 2004 годузаместитель начальника кафедры культурного туризма и экскурсоведенияБалтийского международного института (академии) туризма.В 2005 г. разработал и вел курс экскурсоведения в межшкольном учебном комбинате (9–11 классы), истории культуры Санкт-Петербурга в 5-9 классах 412 школы. С 2006 г. доцент кафедры социально-гуманитарных наук Санкт-Петербургского института гостеприимства; ведет курсы психологии и педагогики, культурологии, отечественной истории. В 2008году избран заведующим кафедры туризма и гостеприимства Санкт-Петербургского института гостеприимства.
В 1995 году РГИ при СПбГУ – второе высшее образование (психолог). В 2003 г. ИДПО СЗ СПб – «менеджер по маркетингу и управлению продаж». Кандидат педагогических наук. В 1996 г. под руководством доктора военно-морских наук, проф. А. П. Блинова защита диссертации «Педагогическое проектирование военно-профессиональной направленности курсантов ввмуз». Доцент по кафедре тактики ВМФ и военной истории (1997). Педагогикой занимается с 1977 г. (А. И. Пахарев). Будучи курсантом, выступал на конференциях с темой «Структурно-логическая схема дидактического цикла». Знакомство с А. В. Барабанщиковым – создание курса «Основ педагогического мастерства». В. И. Гинецинским приобщен к проблемам педагогического проектирования. По месту службы получил кличку «педагог»; вел скорочтение, психологическую подготовку, разработал концепцию и технологию базовой межпоходовой подготовки экипажей АПЛ. Выполнил 15 НИР с А. М. Устьянцевым, М. И. Житницким, О. В. Ржановым, В. Л. Марищуком, самостоятельно и руководя творческими коллективами. Имеет более 150 научных и научно-популярных публикаций, включая 2 монографии по теории педагогического проектирования, 1 по педагогическому конструированию, около 50 пособий и более 60 статей. Написал серию брошюр по экскурсоведению, культурологии и культурно-историческим местам Петродворца, Санкт-Петербурга, России. Проводит стандартные и авторские экскурсии и экскурсы.
Мастер спорта СССР (1978) по морскому многоборью (бег, стрельба, плавание, гребля, парус). В 1990–94 гг. избирался депутатом, председателем комиссии и заместителем председателя городского совета депутатов. Активный участник и совещатель (сопредседатель, заместитель председателя) правления общества «Возрождение Петергофа». Много путешествовал на кораблях (вокруг Европы, к Северному полюсу, в Голландию), на самолетах (Камчатка, Приморье, Алтай, Средняя Азия), поездами и пешком (Карелия, Мурмания, Поморье, Московия, Урал, Сибирь, Приволжье и Прикаспий, Кавказ, Крым, Украина, Молдавия, Прибалтика). Ведет комплексную разработку психологических тренингов, теории педагогического конструирования, проектирования, культурологии, экскурсологии, истории отечества, а также экскурсных ресурсов Санкт-Петербурга и России. Разработал жанр путеводной сказки для взрослых, склонных к путешествиям самоходом. Активный разработчик Интернет-ресурсов и участник целого ряда Интернет-форумов.Внёс на рассмотрение предложения по поправкам к Конституции и Программу антикризисных мер, позволяющие развивать «одноэтажную Россию» и дачный туризм в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе (Руссии).
Противник тотального администрирования в системе высшего профессионального образования с предоставлением возможности культурогогического сотрудничества образовантов и преподавательского состава с целью выхода России в мировые лидеры.
Автор-составитель