Построение индикаторной диаграммы двигателя с принудительным воспламенением от искры
1. Принимаются масштабы диаграммы:
– масштаб хода поршня MS = 0,5 мм в мм;
– масштаб давлений Mp = 0,025 МПа в мм.
2. Длина отрезка AB
мм.
3. Определяется отрезок OA
мм.
4. Из точки O, являющейся началом координат диаграммы, по оси абсцисс откладывается отрезок OA = 17,6 мм. Далее от точки A по оси абсцисс откладывается отрезок AB = 132 мм. Таким образом, длина отрезка OB составит
OB = OA + AB = 17,6 + 132 = 149,6 мм.
5. Определяется максимальная высота диаграммы (ордината точки z), а также ординаты характерных точек:
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм.
6. Характерные точки a (149,6; 3,4); b (149,6; 17,48); c (17,6; 64,6); r (17,6; 4,72); z (17,6; 254,2) наносятся на диаграмму. Также показывается величина давления окружающей среды p0.
7. Производится построение политроп сжатия и расширения аналитическим методом:
а) политропа сжатия строится при помощи выражения
мм;
б) политропа расширения строится при помощи выражения
мм.
Результаты определения точек политроп сжатия и расширения заносятся в табл. 13.1.
Таблица 13.1
Расчетная таблица к построению политроп сжатия и расширения
№ точек | OX, мм | OB/OX, мм | Политропа сжатия | Политропа расширения | ||||
Рx/Мр, мм | Рx, МПа | Рx/Мр, мм | Рx, МПа | |||||
17,6 | 8,5 | 19,01 | 64,62 | 1,62 | 14,54 | 254,24 | 6,36 | |
25,0 | 5,98 | 11,73 | 39,87 | 1,00 | 9,38 | 163,89 | 4,10 | |
33,0 | 4,53 | 8,00 | 27,21 | 0,68 | 6,62 | 115,80 | 2,90 | |
42,0 | 3,56 | 5,74 | 19,53 | 0,49 | 4,90 | 85,64 | 2,14 | |
51,6 | 2,90 | 4,33 | 14,71 | 0,37 | 3,79 | 66,20 | 1,65 | |
61,6 | 2,43 | 3,39 | 11,53 | 0,29 | 3,03 | 53,04 | 1,33 | |
83,0 | 1,80 | 2,25 | 7,65 | 0,19 | 2,09 | 36,53 | 0,91 | |
105,0 | 1,42 | 1,63 | 5,53 | 0,14 | 1,56 | 27,22 | 0,68 | |
127,0 | 1,18 | 1,25 | 4,26 | 0,11 | 1,23 | 21,45 | 0,54 | |
149,6 | 1,00 | 3,40 | 0,09 | 1,00 | 17,48 | 0,44 |
8. Точки a и c соединяют плавной кривой, проходящей через вычисленные и нанесенные на поле диаграммы точки политропы сжатия, а точки z и b – кривой, проходящей через точки политропы расширения. Прямыми линиями соединяются точки с и z, а также b и a. Принимается, что процесс выпуска протекает сначала при постоянном объеме от давления pb до давления pr (из точки b вертикально вниз), затем – при постоянном давлении pr от н.м.т. до в.м.т. (горизонтально до точки r), а процесс впуска сначала протекает также при постоянном объеме от давления pr до давления pa (из точки r вертикально вниз), затем – при постоянном давлении pa от в.м.т. до н.м.т. (горизонтально до точки a). Теоретическая индикаторная диаграмма приведена на рис. 13.1, а, а изображение процессов газообмена на теоретической диаграмме – на рис. 13.1, в.
9. Скругление индикаторной диаграммы осуществляется на основании следующих соображений и расчетов. Так как рассчитывается достаточно быстроходный двигатель (n = 5600 мин-1), то фазы газораспределения необходимо устанавливать с учетом получения хорошей очистки цилиндра от отработавших газов и обеспечения дозарядки в пределах, принятых в расчете. В связи с этим начало открытия впускного клапана (точка r') устанавливается за 18º до прихода поршня в в.м.т., а закрытие (точка a") – через 60º после прохода поршнем н.м.т.; начало открытия выпускного клапана (точка b') принимается за 55º до прихода поршня в н.м.т., а закрытие (точка a') через 25º после прохода поршнем в.м.т. Учитывая быстроходность двигателя, угол опережения зажигания q принимается равным 35º, а продолжительность периода задержки воспламенения – Dj1 = 5º.
В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения зажигания определяют положение точек r', a², a¢, b¢, с¢ и f по формуле для перемещения поршня:
,
где l – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.
При построении индикаторной диаграммы предварительно принимается l = 0,285.
Расчеты абсцисс точек r¢, a², a¢, b¢, с¢ и f сведены в табл. 13.2.
Таблица 13.2
Расчетная таблица к скруглению индикаторной диаграммы
Обозначение точек | Положение точек | j | Расстояние от в.м.т. (AX), мм | |
r¢ | 18º до в.м.т. | 0,0626 | 4,1 | |
a¢ | 25º после в.м.т. | 0,1191 | 7,9 | |
a² | 60º после н.м.т. | 1,6069 | 106,1 | |
с¢ | 35º до в.м.т. | 0,2277 | 15,0 | |
f | 30º до в.м.т. | 0,1696 | 11,2 | |
b¢ | 55º до н.м.т. | 1,6692 | 110,2 |
Положение точки c′′ определяется из выражения
МПа;
мм.
Действительное давление сгорания
МПа;
мм.
Точки r с a′; c′ с f и c′′ и далее с zд соединяются плавными кривыми; далее точка zд соединяется кривой расширения с точкой b′, а она – плавной кривой – с точкой b′′, которая соединяется с точками r′ и r линией выпуска. В итоге получается скругленная действительная индикаторная диаграмма ra′ac′fc″zдb′b″r.
Действительная индикаторная диаграмма приведена на рис. 13.1, б.
Рис. 13.1. Индикаторная диаграмма карбюраторного двигателя: а – теоретическая; б – действительная; в – процессы газообмена на теоретической диаграмме |
Пример теплового расчета дизеля
Исходные данные
Произвести тепловой расчет четырехтактного восьмицилиндрового дизеля для грузового автомобиля с турбонаддувом pк = 0,17 МПа (центробежный компрессор с охлаждаемым корпусом и лопаточным диффузором и радиальная турбина с постоянным давлением перед турбиной). Дизель с неразделенными камерами сгорания, с объемным смесеобразованием. Эффективная мощность двигателя без наддува Ne = 170 кВт. Ход поршня S = 120 мм, степень сжатия ε = 17. Частота вращения коленчатого вала nN = 2600 мин–1.
Тепловой расчет двигателя