Среднее эффективное давление в двигателях различного типа
Тип двигателя | pe, МПа |
четырехтактные карбюраторные двигатели | 0,6–1,1 |
четырехтактные карбюраторные двигатели форсированные | до 1,3 |
двигатели с электронным впрыском | 0,85–1,3 |
четырехтактные дизели без наддува | 0,65–0,85 |
четырехтактные дизели с наддувом | до 2,0 |
двухтактные быстроходные дизели | 0,4–0,75 |
газовые двигатели | 0,5–0,75 |
С ростом среднего эффективного давления улучшаются условия использования рабочего объема цилиндра, что дает возможность создавать более легкие и компактные двигатели.
5. Определяется механический КПД – отношение среднего эффективного давления к индикаторному
. | (10.11) |
С увеличением потерь в двигателе механический КПД уменьшается. При снижении нагрузки в карбюраторном двигателе значительно возрастает pм из-за увеличения потерь на газообмен. При холостом ходе pi=pм и ηм=0.
Величина механического КПД возрастает с уменьшением потерь на трение и на привод вспомогательных механизмов, а также с увеличением нагрузки до определенных пределов.
Пределы значений механического КПД различных типов двигателей, работающих на номинальном режиме, приведены в табл. 10.3.
Таблица 10.3
Механический КПД двигателей различного типа
Тип двигателя | ηм |
бензиновые двигатели | 0,75–0,92 |
четырехтактные дизели без наддува | 0,70–0,82 |
четырехтактные дизели с наддувом (без учета потерь мощности на нагнетатель) | 0,80–0,90 |
двухтактные быстроходные дизели | 0,70–0,85 |
газовые двигатели | 0,75–0,85 |
6. Определяется эффективный КПД, который характеризует экономичность работы двигателя и представляет собой отношение количества теплоты, эквивалентной полезной работе на валу двигателя, к общему количеству теплоты, внесенной в двигатель с топливом. Этот показатель характеризует степень использования теплоты топлива в двигателе с учетом всех потерь – тепловых и механических.
Эффективный КПД может быть определен по формуле
. | (10.12) |
Значения эффективного КПД для различных типов двигателей при работе их на номинальном режиме приведены в табл. 10.4.
Таблица 10.4
Эффективный КПД двигателей различного типа
Тип двигателя | ηe |
бензиновые двигатели | 0,25–0,38 |
дизели без наддува | 0,35–0,42 |
дизели с наддувом | 0,38–0,43 |
Более высокие значения эффективного КПД у дизелей по сравнению с бензиновыми двигателями объясняются более полным сгоранием в дизелях топлива, вследствие более высоких значений коэффициента расхода воздуха.
7. Эффективный удельный расход топлива также является характеристикой экономичности работы двигателя.
Эффективный удельный расход жидкого топлива определяется по формуле, г/(кВт·ч)
. | (10.13) |
Эффективный удельный расход газового топлива, м3/(кВт·ч)
, | (10.14) |
а удельный расход теплоты на единицу эффективной мощности, МДж/(кВт·ч)
. | (10.15) |
Значения эффективного удельного расхода топлива для различных типов автомобильных и тракторных двигателей при их номинальной нагрузке приведены в табл. 10.5.
Таблица 10.5