По сохранной перевозке продовольственных грузов

Рекомендации по сохранной перевозке продовольственных грузов

УтвержденыПриказом Федеральной службы морского флота России от 29 ноября 1996 г. N 43

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОХРАННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ГРУЗОВ

Настоящие Рекомендации приведены по группам (подгруппам) продовольственных грузов в соответствии с транспортной классификацией, приведенной в "Правилах морской перевозки продовольственных грузов. Общие требования" (РД 31.11.25.00-96). Номер группы соответствует первым двум цифрам цифровой части кода конкретного груза, номер подгруппы - последней цифре кода (см. приложение 1 к вышеупомянутым Правилам).

ЗЕРНОВЫЕ ГРУЗЫ

Злаковые

А. Свойства и транспортные особенности

Находятся в состоянии непрерывного обмена с окружающей средой - дышат и прорастают; этот процесс энергетический и происходит с выделением тепла, чем выше температура и влагосодержание зерна, тем интенсивнее этот процесс, при этом выделяется углекислый газ, вода, спирт и другие вещества с одновременным поглощением кислорода. Концентрация углекислого газа и снижение содержания кислорода в грузовых помещениях могут достичь опасных для человека величин.

Гигроскопические - способны к поглощению и выделению влаги, в том числе и паров воды из окружающего воздуха. Увлажнение зерна приводит к появлению затхлого запаха, плесневению и порче груза.

· Пылеемкие.

· Восприимчивы к посторонним запахам.

· Увеличивают объем (набухают) при увлажнении.

· Могут быть заражены насекомыми и вредителями.

· Склонны к самосогреванию и самовозгоранию, однако при перевозке кондиционного зерна процесс довольно редкий.

Кондиционным считается зерно, имеющее на момент погрузки:

· - влагосодержание не более значений, указанных в нормативных документах (РД 31.11.25.25-96);

· - содержание сорных примесей - не более 2%;

· - содержание зерновых примесей - не более 3%;

· - температуру, не превышающую более чем на 5 °C среднесуточную наружного воздуха в порту погрузки.

Повышение указанных параметров способствует активизации процесса самосогревания груза, в котором главенствующую роль играют микроорганизмы, второстепенную - дыхание зерна.

Некондиционное зерно может быть принято к перевозке в исключительных случаях, по согласованию с перевозчиком, исходя из конкретных условий (климатических) предстоящего морского перехода. При этом следует иметь в виду, что такой груз более склонен к самосогреванию, вероятность которого зависит от многих определяющих конкретный рейс факторов, основные из которых следующие:

· - длительность морского перехода;

· - температура груза и окружающего воздуха;

· - перепад температуры во время морского перехода (разница температур наружного воздуха в портах погрузки и выгрузки во время нахождения там судна);

· - размеры грузовых помещений.

Например, если перевозка некондиционного зерна в одной климатической зоне (из портов Северной Европы в порты Балтики) в этом плане сравнительно безопасна, то значительно опаснее перевозка такого же зерна из портов Юго - Восточной Азии в порты Северной Европы, особенно в зимний период.

Злаковые предъявляются к морской перевозке, как правило, насыпью, реже - в льно - джутовых мешках.

Удельный погрузочный объем (в дальнейшем - УПО) в куб. м/тонну составляет:

пшеница - 1,27 - 1,50 рис (обрушенный) - 1,22 - 1,56

рожь - 1,50 - 1,56 рис (необрушенный) - 1,90 - 2,00

ячмень - 1,70 - 2,06 просо - 1,36 - 1,47

овес - 1,84 - 2,38 гречиха - 1,82 - 1,90

кукуруза - 1,42 - 1,64 чечевица - 1,40 - 1,45.

УПО приведен при погрузке в льно - джутовых мешках, при погрузке насыпью - на 10% меньше, при погрузке в мешках в пакетированном виде - на 8 - 10% больше.

Б. Суда, грузовые помещения

Злаковые могут перевозиться как на универсальных сухогрузных судах, так и на специализированных судах: балкерах, танкерах и др.

Серьезное внимание следует уделять подготовке грузовых помещений к приему груза. В отечественных портах пригодность грузовых помещений удостоверяется инспекцией по карантину растений и Росгосхлебинспекцией, в иностранных портах - сюрвейером или инспектором соответствующей контролирующей организации, согласно международным правилам и обычаям порта, о чем выдается акт установленной формы.

Перед вызовом инспектора (сюрвейера) грузовые помещения осматриваются судовой комиссией, назначаемой капитаном судна, о чем делается запись в судовом журнале.

При осмотре особое внимание уделяется отсутствию остатков ранее перевозимого груза (особенно зерна, жмыха, зачастую увлажненных после мойки трюмов, и т.п.), чистоте грузовых помещений, отсутствию масляных или иных пятен на палубах и пайолах, отсутствию следов влаги (отпотевание или недостаточная просушка), отсутствию посторонних запахов, исправности крышек люков и др. Нагнетательные и всасывающие отверстия системы вентиляции, как и отверстия других систем, должны быть надежно закрыты мешковиной или брезентом, льяльные крышки закрыты и проконопачены, чтобы не допустить попадания зерна и пыли в судовые системы и механизмы.

В. Особенности погрузки

Перед началом погрузки следует получить от грузоотправителя (или его агента) необходимые документы.

Погрузка злаковых обычно осуществляется у специализированных причалов (из элеваторов), однако в некоторых портах злаковые грузятся и у неспециализированных причалов, из вагонов с помощью греферов или автомашин в мешках подаются краном или стрелами на борт судна и вручную (разрезая шов мешка на крышке люка) пересыпаются в грузовые помещения.

Перед началом погрузки следует обратить внимание на следующие вопросы: показания счетчика весов на элеваторе, грузоподъемность вагонов, автомашин, масса мешков и т.п. Для контроля за количеством груза в процессе погрузки использовать все технические и проектные возможности судна. Реально оценить возможность опломбировки грузовых помещений пломбами грузоотправителя. Все предпринимаемые меры необходимо отражать в судовом журнале.

Во время погрузки не следует допускать попадания в трюмы остатков тары (наиболее вероятно в тех портах, где груз подается на борт в таре), ветоши и других подобных материалов (особенно промасленных). Наличие в грузе таких материалов может способствовать самовозгоранию груза при начавшемся процессе самосогревания.

Определенное значение имеет высота ссыпания груза: чем она больше, тем заметнее идет процесс самосортирования зерна в трюмах, в результате в грузе в периферийных районах грузовых помещений будут образовываться зоны с повышенным содержанием примесей, что повышает опасность самосогревания зерна в таких зонах. Этим обстоятельством предопределяется необходимость уменьшения высоты ссыпания груза до минимальной (на практике - около 2 метров), возможно частого перемещения грузового устройства элеватора в трюме и смены направления струи зерна во время погрузки.

Представляет опасность погрузка зерна при относительной влажности наружного воздуха более 90%. В процессе погрузки в таких условиях груз (или часть груза) может увлажниться, что создаст предпосылки для самосогревания зерна, особенно при сложных метеоусловиях предстоящего морского перехода и высокой температуре груза.

Замеры температуры и влагосодержания зерна во время погрузки рекомендуется производить не менее 3-х раз: в начале, в середине и в конце погрузки. Температуру замеряют с помощью обыкновенного термометра или на ощупь (подставив руку под струю зерна). Повышенная температура может свидетельствовать о начавшемся (в элеваторе) процессе самосогревания. Влагосодержание может быть определено с помощью отечественного влагомера ВЛ-4 или подобных импортных влагомеров. О повышенном влагосодержании может свидетельствовать отсутствие (или незначительное количество) пыли, зерна могут быть влажноватыми на ощупь.

К погрузке кукурузы следует относиться с еще большей осторожностью, так как она в большей степени подвержена самосогреванию и самовозгоранию. По внешнему виду зерен и отсутствию пыли трудно установить ее влагосодержание и, следовательно, пригодность к перевозке. Рекомендуется разрезать несколько зерен, и, если внутренность их окажется мягкой - появляются большие сомнения в кондиционном влагосодержании груза. Если после сильного сжатия горсти зерен они будут склеиваться друг с другом - это тоже признак того, что зерна имеют повышенное влагосодержание.

В случае возникшего сомнения в добротности качества груза капитану следует обратиться в контролирующие организации с просьбой провести контрольные лабораторные анализы, сделать соответствующую оговорку в коносаменте.

Грузовые помещения следует загружать полностью, оставляя, при необходимости, недогруженным один трюм.

Усадка груза во время морского перехода может составлять 1,5 - 2,0%.

Г. Особенности перевозки

Перевозка зерновых грузов насыпью, как правило, выполняется в режиме герметизации.

При перевозках на универсальных вентилируемых судах (если есть такая возможность - патрубки вентиляционной системы расположены у подволока) рекомендуется, по возможности, удалять избыточную влагу из трюмного воздуха над грузом при переходе из тропической зоны в более холодную, благодаря чему уменьшается вероятность образования конденсата. С этой же целью целесообразно в сухую, прохладную погоду (при температуре наружного воздуха более чем на 5 °C меньше температуры груза и относительной влажности около 75%) на один - два часа приоткрывать крышки люков, если это не рискованно с точки зрения безопасности мореплавания. На практике такие условия обычно возникают в вечернее время суток, перед заходом солнца в умеренных широтах (при движении судна с юга на север). Факт и время приоткрытия крышек люков следует фиксировать в судовом журнале. Это обстоятельство может служить в арбитраже доказательством, что судно принимало меры к уменьшению интенсивности образования конденсата в случае несохранной перевозки (подмочки конденсатом).

Во время морского перехода замеры температуры груза следует производить не реже 2-х раз в сутки, при обнаружении очага самосогревания - каждые 4 часа.

Случаи самосогревания груза до 50 - 55 °C обычно не считаются опасными, хотя и могут ухудшить качество груза; повышение температуры зерна является губительным для большинства микроорганизмов (кроме термофильных), и поэтому, как правило, процесс самосогревания прекращается. Если же температура груза продолжает повышаться, нужно быть готовым к принятию экстренных мер по спасению груза и судна.

Д. Особенности выгрузки

С приходом в порт назначения перед открытием трюмов рекомендуется (одновременно с вызовом инспекторов контролирующих организаций) вызвать сюрвейера на предмет визуального осмотра груза и защиты интересов судна (при необходимости), особенно если рейс проходил в сложных метеоусловиях.

Вопросы укрупнения грузовых мест изложены в разделе 1.3 настоящих Рекомендаций.

Бобовые

А. Свойства и транспортные особенности

В основном свойства идентичны свойствам подгруппы 1.1, хотя и менее выражены.

Непылеемкие.

Не склонны к самосогреванию и самовозгоранию, поэтому меры, предпринимаемые к недопущению самосогревания и самовозгорания, не требуются.

Могут увлажняться, в результате чего набухают, увеличиваются в объеме, плесневеют, теряют свои качества.

К морской перевозке предъявляются чаще насыпью, реже - в льно - джутовых мешках.

УПО (в мешках), куб. м/т:

бобы - 1,54 - 1,70 горох - 1,40 - 1,65

фасоль - 1,90 - 2,00 соя - 1,40 - 1,70.

При перевозке насыпью рекомендации по сохранной перевозке идентичны изложенным в разделе 1.1, при перевозке в мешках идентичны изложенным в разделе 1.3.

Семена

А. Свойства и транспортные особенности

Подгруппа включает в себя обширный перечень семян злаковых, бобовых культур, семян различных трав и др.

Свойства в общем идентичны изложенным в разделах 1.1 и 1.2.

Боятся увлажнения (при этом может произойти плесневение или преждевременное прорастание) и чрезмерной сушки (могут потерять способность к прорастанию). Оптимальный режим хранения: температура - 3 - 7 °C, относительная влажность - около 75%, т.е. режим, при котором тормозятся процессы жизнедеятельности.

Требуют интенсивного вентилирования.

Предъявляются к морской перевозке обычно в льно - джутовых мешках.

УПО в куб. м/тонну: семена

горчицы - 3,15 - 3,20 вики - 1,40 - 1,45

гвоздики - 1,42 - 1,47 кунжута - 1,84 - 1,98

конопли - 1,95 - 2,00 клещевины - 1,98 - 2,12

льна - 2,33 - 2,56 люцерны - 1,60 - 1,65

мака - 2,33 - 2,46 подсолнечника - 2,50 - 2,60

сорго - 1,40 - 1,45 риса - 1,45 - 1,80

травяные - 1,45 - 2,10 хлопчатника - 2,26 - 2,58.

Условия погрузки, укладки, сепарации, перевозки, в том числе укрупненными местами, идентичны изложенным в разделе 1.3.

Мука, крупа, комбикорма

А. Свойства и транспортные особенности

Мука - пищевой продукт, получаемый дроблением зерна. Срок хранения - от нескольких месяцев до 2-х лет в зависимости от вида и сорта.

Гигроскопический, сильно пылящий груз, активно поглощает запахи.

В муке происходят сложные процессы, в результате которых снижается ее качество. Основные из них:

· - прогоркание, при этом появляется горький привкус, затем запах испорченного жира, может приобрести токсические свойства, во многом зависит от исходного качества муки (качества зерна), доступа воздуха, света, температуры и др.;

· - прокисание, характеризуется появлением кислого вкуса и запаха, происходит в результате развития кислообразующих бактерий, процесс протекает внутри массы муки;

· - плесневение, развивается при увлажнении в результате деятельности микроорганизмов, сопровождается появлением специфического затхлого запаха;

· - самосогревание - комплексный процесс, происходящий подобно самосогреванию зерновой массы, толчком к развитию может служить высокая температура, повышенное влагосодержание, неравномерное распределение влаги, предъявление к морской перевозке свежемолотой муки без достаточного охлаждения после выбоя;

· - уплотнение - естественный физический процесс, имеет практическое значение при перевозках насыпью;

· - слеживание, уплотнение, происходящее при неблагоприятных условиях, сопровождается образованием глыб (монолита), большое значение на интенсивность этого процесса оказывает изменение влагосодержания.

Кондиционное влагосодержание может меняться в зависимости от вида и сорта муки, но не должно превышать 15,5%.

Крупа - пищевой продукт, вырабатываемый из зерен некоторых злаковых культур, в оптимальных условиях может храниться без ухудшения качества до нескольких лет. Свойства в какой-то мере идентичны злаковым, но проявляются в значительно меньшей степени. Процесс дыхания практически отсутствует, самосогреванию не подвержена.

Оптимальное влагосодержание может колебаться от 10 до 14%, при предъявлении к морской перевозке - не выше 15%.

Комбикорма - непищевой продукт, но по свойствам и условиям морской перевозки тяготеющий к этой подгруппе.

Существует более 100 рецептов изготовления комбинированных кормов, включающих животные белки, жиры, травяную муку, жмых, жом, шрот, минеральные добавки (соль, соединения кальция и др.), специальные добавки, содержащие витамины, аминокислоты, антибиотики и т.п.

Являются исключительно благоприятной средой для развития бактерий и плесневых грибов, отсюда - общность свойств со злаковыми (раздел 1.1) и кормовыми грузами (раздел 22), из которых основное - самосогревание и порча груза, при этом комбикорма могут приобретать токсичные свойства. Оптимальное влагосодержание может колебаться в довольно широком диапазоне - 10 - 14%, при предъявлении к морской перевозке - не более 14,5%. Сроки хранения во многом зависят от условий хранения (параметров окружающего воздуха) и могут составлять от 1 до 6 месяцев.

Мука и крупа предъявляются к морской перевозке, как правило, в плотных тканевых мешках, комбикорма - в тканевых мешках с полиэтиленовым вкладышем, мешках из крафт - бумаги или полиэтиленовых мешках, но иногда и насыпью.

Оптимальные условия хранения: температура - 5 - 15 °C, относительная влажность - 70 - 75%.

УПО в куб. м/т составляет:

крупы - 1,64 - 1,85 мука - 1,45 - 1,75

крахмал - 1,65 - 2,00 комбикорма - 1,50 - 1,85.

Условия перевозки в таре:

- в пределах одной климатической зоны при температурах наружного воздуха 5 - 20 °C особых трудностей не представляет, вентиляция не требуется, подмочка в результате выпадения конденсата или миграции влаги маловероятна;

- в разных климатических зонах с предполагаемым перепадом температуры более 20 °C следует принимать меры по предотвращению подмочки, изложенные в разделе 1.3.

Условия перевозки насыпью идентичны изложенным в разделе 1.1.

ЖИРЫ

По происхождению подразделяются на 2 подгруппы:

2.1. Жиры животные.

2.2. Жиры растительные.

А. Свойства и транспортные особенности

Основные свойства и транспортные особенности грузов обеих подгрупп идентичные:

· - подвержены окислительной порче под действием атмосферного кислорода;

· - прогоркают под действием света;

· - поглощают и удерживают летучие ароматические вещества;

· - при высоких положительных температурах (25 °C и выше) переходят в жидкое состояние, возможно вытекание содержимого из тары;

· - вентиляции не требуют;

· - требуют определенного температурного режима (минус 5 °C и ниже), который обычно уточняется грузовладельцем.

Как правило, предъявляются к морской перевозке в деревянных бочках стандартной массой 90 - 120 кг, при перевозках в импорте и между иностранными портами - в полиэтиленовых бочках. По согласованию с перевозчиком могут быть предъявлены к перевозке в фанерно - штампованных бочках или картонных навивных барабанах. Отдельные грузы этой группы (фасованное сливочное масло, маргарин и др.) могут быть упакованы в дощатые ящики, фанерные ящики, ящики из гофрированного картона или ящики из картона.

УПО (куб. м/т) в бочках - 1,6 - 1,9; в ящиках - 1,3 - 1,5 в зависимости от содержимого.

Б. Суда, грузовые помещения

Жиры, как правило, перевозятся рефрижераторным тоннажем (реф. суда, реф. контейнеры, реф. лихтера), система охлаждения существенного значения не имеет.

Жир говяжий, технический по согласованию сторон (грузовладелец, перевозчик) может перевозиться наливом (на танкерах) или в специальных контейнер - цистернах (КЦ) на обычных судах (на палубе), а также на контейнеровозах и судах типа "Ро - Ро".

Грузовые помещения должны быть сухими, чистыми, не иметь посторонних запахов, быть предварительно охлажденными до требуемой температуры. Особых специфических требований к чистоте грузовых помещений не предъявляется, так как грузы этой группы надежно защищены от контакта с набором корпуса тарой. При погрузке в летний период, когда температура наружного воздуха значительно выше требуемой температуры перевозки, предварительное охлаждение грузовых помещений рекомендуется производить на 2 - 4 °C ниже температуры перевозки. Факт готовности грузовых помещений проверяется судовой комиссией, фиксируется в судовом журнале. Разрешение на погрузку в отечественных портах дает инспектор погранветслужбы, в зарубежных - инспектор соответствующей контролирующей организации или сюрвейер. Особое внимание при осмотрах уделяется надежности работы приборов контроля, судовых систем и механизмов, точности поддержания требуемой температуры перевозки.

В. Особенности погрузки

Груз должен подаваться в грузовые помещения таким образом, чтобы избежать деформации или иного повреждения отдельных грузовых мест. Как правило, погрузка осуществляется с помощью специальных площадок.

Груз в бочках укладывается с максимальной плотностью, без оставления каких-либо зазоров. Бочки, как правило, устанавливаются вертикально. В последнем ярусе и просветах люков бочки могут быть, при необходимости, уложены горизонтально с максимальной плотностью. Укладка должна производиться аккуратно во избежание повреждения отдельных грузовых мест. Сепарация применяется только для разделения коносаментных партий, при необходимости - для выравнивания ярусов и крепления отдельных бочек.

Груз в ящиках, при перевозках на судах с батарейной системой охлаждения, укладывается обычно с максимальной плотностью с оставлением небольших свободных пространств (200 - 300 мм) у батарей охлаждения. При перевозке на судах с воздушной системой охлаждения, если груз требует поддержания жесткого температурного режима (например, сливочное масло), могут быть оставлены небольшие зазоры (30 - 40 мм) в направлении тока воздуха для более равномерного охлаждения груза. В этом случае для обеспечения неподвижности штабеля применяются рейки такого же сечения. Зазоры от бортов, переборок и подволока обычно не оставляются. Допускается загрузка просветов люков (с согласия грузовладельца).

Сепарация, где это необходимо, должна производиться материалами, не препятствующими движению воздуха (особенно на судах с воздушной системой охлаждения): рейки, доски, старые сети и пр.

Г. Особенности перевозки

Во время морского перехода основной обязанностью перевозчика (в части сохранности) является строгое поддержание в грузовых помещениях требуемого температурного режима. Если судно оборудовано самописцами, регистрирующими температуру в трюмах, целесообразно сохранять ленты самописцев, как доказательство того, что в грузовых помещениях поддерживался требуемый режим перевозки, на случай возникновения претензий грузополучателя.

Если на судне отсутствуют самописцы, то на протяжении рейса следует вести температурный журнал, требуемый РД 31.11.25.00-96, с этой же целью.

На практике точность поддержания требуемого температурного режима до 1 °C считается достаточной.

Д. Особенности выгрузки

Выгрузка должна производиться с помощью специальных площадок во избежание повреждения отдельных грузовых мест. Применение сеток при выгрузке, как правило, не разрешается. Запрещается также сбрасывать отдельные грузовые места (особенно бочки) с верхних ярусов. Это особенно важно при выгрузке бочек с жиром в тропических странах при высокой температуре наружного воздуха, так как при повреждении их возможно вытекание содержимого, как в грузовых помещениях, так, что более вероятно, и на причале. Поэтому в процессе выгрузки в грузовых помещениях следует по возможности поддерживать температуру, близкую к температуре перевозки, включая холодильную установку (на судах с воздушной системой охлаждения) во время любых перерывов в работе. На судах с батарейной системой охлаждения холодильная установка может работать все время в течение выгрузки.

Е. Особенности перевозки УГЕ

В пакетах, как правило, грузы этой группы предъявляются к морской перевозке упакованные в ящики. В бочках или барабанах груз пакетируется значительно реже. В грузовых помещениях пакеты должны размещаться с максимальной плотностью, вплотную к бортам и переборкам. Укладку ведут от бортов к центру грузового помещения, если не вмещается пакет, то несколько последних устанавливаются так, чтобы между ними оставалось небольшое расстояние (100 - 150 мм). Ярусность ограничивается лишь высотой грузовых помещений. Обычно допускается загрузка комингсов люков, но лучше иметь на это разрешение грузовладельца. Несколько пакетов в центре каждого грузового помещения оставляется застропленными для облегчения начала выгрузки.

Ж. Особенности перевозки в контейнерах

Перевозки жиров в рефрижераторных контейнерах специфических сложностей не представляют. Требуется лишь максимальная плотность укладки груза в контейнере и поддержание требуемого режима перевозки.

При перевозке говяжьего технического жира в обычных контейнерах, контейнер - цистернах (КЦ) и других емкостях следует иметь в виду, что наименее благоприятными местами размещения контейнеров являются верхний ярус на открытой палубе (особенно, если перевозка осуществляется в тропической зоне) и вблизи нагревающихся переборок.

В мировой практике известны случаи предъявления к морской перевозке контейнеров - цистерн, отличающихся по размерам от стандартных (особенно по длине): ГОСТ 24582-81, тип СКП-4-20. Такая перевозка должна быть предварительно согласована с перевозчиком из-за сложности крепления таких КЦ на специализированных судах в особенности.

Макаронные изделия

А. Свойства и транспортные особенности

Гигроскопические - способны к поглощению влаги из окружающего воздуха. При увлажнении плесневеют, подвержены микробиальной порче. Деятельность микроорганизмов активизируется с повышением температуры.

· Подвержены порче грызунами.

· Пылеемкие.

· Хрупкие, легко ломаются, крошатся, теряют качество и товарный вид.

· Активно воспринимают и удерживают посторонние запахи.

· Вентиляция желательна.

· Кондиционное влагосодержание - 12 - 13%.

· Оптимальные условия хранения: температура - 5 - 15 °C и относительная влажность - 75%.

Предъявляются к морской перевозке небольшими партиями в фанерных или картонных ящиках, прокладываются или упаковываются в пергамент, целлофан или иной материал.

Благодаря таре и упаковке свойства выражены слабо.

Грузы относятся к категории легких, УПО колеблется в широком диапазоне - от 2,0 до 6,5 куб. м/т.

Б. Суда, грузовые помещения

Перевозятся нерефрижераторным тоннажем. Лучше подходят малотоннажные суда с небольшой высотой грузовых помещений (до 2,5 м) из-за ограничений по высоте укладки.

Требования к чистоте грузовых помещений обычные, как при перевозке любого продовольственного груза. Особое внимание при осмотре уделяется сухости грузовых помещений и отсутствию запахов. Факт готовности трюмов проверяется судовой комиссией, фиксируется в судовом журнале. Если этого требуют обычаи порта - вызывается инспектор (или сюрвейер) независимой организации и составляется акт о пригодности грузовых помещений к погрузке.

В. Особенности погрузки

При погрузке основное внимание следует уделять целостности и сухости тары, для чего целесообразен предварительный осмотр груза перед погрузкой. Груз должен подаваться в грузовые помещения таким образом, чтобы избежать деформации или иного повреждения отдельных грузовых мест. Обычно погрузка осуществляется с помощью специальных площадок.

Ящики должны укладываться на подстилочную сепарацию (доски, при перевозках в пределах одной климатической зоны - крафт - бумага) обычно без оставления зазоров, вплотную к бортам (рыбинсам) и переборкам (нагревающиеся переборки должны быть изолированы). Сепарация применяется для выравнивания ярусов и разделения коносаментных партий при необходимости. В качестве сепарационных материалов лучше использовать доски, рейки, старые сети и другие материалы, не препятствующие току воздуха.

Высота укладки во многом лимитируется прочностными характеристиками тары, в любом случае не рекомендуется укладка на груз любых других грузов. Запрещается бросать грузовые места, также хождение докеров по грузу.

Если предполагаемый перепад температуры во время рейса превышает 20 °C (при движении судна с юга на север), целесообразно накрыть верхний ярус груза крафт - бумагой или полиэтиленовой пленкой для предохранения груза от возможной подмочки конденсатом.

Г. Особенности перевозки

Груз не требует жесткого температурно - влажностного и вентиляционного режима. При перевозках в пределах одной климатической зоны может перевозиться в режиме герметизации. Вентиляция может использоваться лишь для того, чтобы приблизить параметры трюмного воздуха к оптимальным, при этом основное внимание должно уделяться относительной влажности.

При перевозках с юга на север, особенно если перепад температуры достиг 20 °C и более, вентиляцию следует использовать для предотвращения (или уменьшения интенсивности) образования конденсата (см. раздел 1.3).

Д. Особенности выгрузки

Специфических особых требований по выгрузке нет. Выгружать груз следует только в крытые, сухие склады или транспортные средства получателя. Выгрузка должна производиться аккуратно во избежание деформации или иного повреждения грузовых мест.

Е. Особенности перевозки УГЕ

По возможности грузы этой подгруппы должны предъявляться к морской перевозке в пакетированном виде. Если пакеты сформированы на поддонах, необходимости в применении подстилочной сепарации нет. Пакеты должны быть сформированы в соответствии с требованиями отечественных и международных стандартов, в противном случае требуется предварительное согласование с перевозчиком. Если предполагаемый перепад температуры во время рейса более 20 °C, целесообразно накрыть груз крафт - бумагой или полиэтиленовой пленкой во избежание подмочки конденсатом. Вентиляция - по п. "Г" настоящего раздела.

Ж. Особенности перевозки в контейнерах

Груз, как правило, предъявляется к погрузке в опломбированных контейнерах. Контейнеры должны быть загружены с максимальной плотностью.

Исходя из конкретных условий рейса целесообразно получить согласие грузовладельца на перевозку контейнеров на открытой палубе.

Наименее благоприятные условия размещения контейнеров - верхний ярус на открытой палубе и в грузовых помещениях вблизи нагревающихся переборок.

Мучные кондитерские изделия

Свойства и условия перевозки полностью идентичны грузам предыдущего раздела 3.1.

Дрожжи свежие

А. Свойства и транспортные особенности

· Скоропортящийся продукт. Имеет строго ограниченный срок хранения - 12 суток с момента изготовления.

· Гигроскопические - способны к выделению и поглощению влаги.

· Активно подвержены микробиальной порче, плесневеют; с повышением температуры процесс активизируется.

· При пониженной относительной влажности высыхают, при этом уменьшается масса продукта, снижается качество.

· Выделяют и легко воспринимают посторонние запахи.

· Вентиляции не требуют.

· Оптимальная температура хранения: 1 - 4 °C при относительной влажности 75 - 80%.

· Из-за своих свойств не совместимы практически ни с каким продовольственным грузом.

· Предъявляются к морской перевозке крайне редко, небольшими партиями на короткие расстояния в деревянных, полимерных, фанерных или картонных ящиках массой около 12 кг.

· УПО в зависимости от тары - 1,3 - 1,5 куб. м/т.

Б. Суда, грузовые помещения

Перевозятся исключительно рефрижераторным тоннажем, система охлаждения практического значения не имеет.

Требования к чистоте грузовых помещений обычные, особое внимание уделяется отсутствию запахов и температуре предварительного охлаждения.

В. Особенности погрузки

Груз должен предъявляться к морской перевозке предварительно охлажденным до температуры перевозки, иметь сертификат качества с указанием даты изготовления. Не принимается к перевозке, если время с момента изготовления до предполагаемого окончания рейса превышает 12 суток.

Г. Особенности перевозки

Режим перевозки обычно уточняется грузовладельцем. При перевозке на судах с воздушной системой охлаждения кратность вентиляции должна быть минимальная.

Д. Особенности выгрузки

Выгрузка должна производиться с максимальной скоростью в транспортные средства получателя или в рефрижераторный склад.

Остальные особенности перевозки (по пунктам "Б", "В", "Г", "Д", "Е" и "Ж") идентичны изложенным в разделе 2.

КОНСЕРВЫ

В группу входят 9 подгрупп консервированной продукции, отличающихся друг от друга как способом изготовления, так и по происхождению содержимого. Однако свойства их и транспортные особенности идентичны, хотя более ярко выражены у консервов непродолжительного хранения (пресервы и пр.).

А. Свойства и транспортные особенности

В результате стерилизации консервов уничтожается большая часть микрофлоры и даже устойчивые к воздействию высоких температур споры, при этом пищевая ценность продукта практически сохраняется. Герметизация, т.е. отсутствие контакта с воздухом, предотвращает развитие новых микроорганизмов. Все это позволяет длительное время хранить консервированную продукцию без изменения исходного качества. Тем не менее хранить и транспортировать консервы необходимо при определенных температурно - влажностных режимах, так как отклонение от оптимальных значений, особенно в течение длительного времени, приводит к порче продукта, который может не только потерять свои вкусовые качества, но даже стать опасным для жизни.

При неправильном хранении (и перевозке) возможно возникновение бомбажа, т.е. вздутия крышек и днищ банок в результате образования газов, которое может быть настолько интенсивным, что банки взрываются. Образование газов может возникнуть в результате взаимодействия имеющейся в продуктах кислоты (маринады, фруктовые консервы и пр.) с металлом банки (химический бомбаж) либо в результате разложения микроорганизмами содержимого (микробиологический бомбаж). Физический или мнимый бомбаж происходит за счет расширения содержимого при определенных температурах. Так низкотемпературный физический бомбаж может произойти в результате расширения при замерзании воды, содержащейся в консервированной продукции. Высокотемпературный бомбаж происходит вследствие термического расширения продукта при длительном воздействии высоких температур.

Кроме того, при длительном воздействии высоких температур возможны и другие качественные изменения консервов, а именно:

· - в консервах из томатов в металлических банках происходит накопление солей тяжелых металлов, переходящих в продукт;

· - в плодово - ягодных пюре, приправах, сиропах и пр. - забраживание;

· - в консервах из продуктов, содержащих много белковых веществ (мясо, рыба, зеленый горошек и пр.), обычно образуется так называемая мраморизация, или сульфидная коррозия, при взаимодействии олова или железа жести с сернистыми компонентами белковых продуктов;

· - в молочных сгущенных консервах происходит засахаривание, молоко желтеет, а при температурах 35 - 40 °C уже через 3 месяца кислотность увеличивается в 2 раза и происходит гидролиз сахарозы; также возможен переход солей тяжелых металлов в продукт.

При хранении и перевозке консервов возможен такой вид порчи, как коррозирование металла банок под действием влаги (высокая относительная влажность, конденсат). Чаще всего коррозия происходит в местах поврежденных или загрязненных, главным образом в области расположения этикетки.

Под влиянием отрицательных температур возможна кристаллизация сока, приводящая к повреждению банок (особенно стеклянных).

Предъявляются к морской перевозке в картонных (иногда деревянных) ящиках. УПО (куб. м/т) - 1,4 - 1,6.

Условия перевозки и вопросы укрупнения грузовых мест определяются "Правилами морской перевозки консервированной продукции" (РД 31.11.25.29-96).

МОРЕПРОДУКТЫ

А. Свойства и транспортные особенности

· Пищевые продукты, скоропортящиеся, предъявляются к морской перевозке только в замороженном состоянии.

· Подвержены деятельности ферментов и микробиальной порче, процессы активизируются с повышением температуры.

· При положительных температурах дефростируются, теряют товарный вид, портятся.

· Обладают специфическим запахом, восприимчивы к посторонним запахам.

· Подвержены естественной убыли, при уменьшении относительной влажности окружающего воздуха интенсивность усушки возрастает.

· На величину естественной убыли также влияют: плотность укладки штабеля, размеры грузового помещения, количество груза в помещении, проницаемость тары, система охлаждения грузовых помещений, продолжительность рейса и др.

· Вентиляция не требуется.

· Предъявляются к морской перевозке обычно в картонных ящиках, реже - в кулях. УПО (куб. м/т)

Наши рекомендации