Категории снегозаносимости участков и очередность их защиты

Категория снего­заносимости Характеристика участков по категориям снегозаносимости Очередность защиты
Выемки глубиной от 0,4 до 8,5 м и более; Нулевые места на косогорах; Участки на перегонах с путями в разных уровнях; Территории станций и узлов Первая очередь
Выемки глубиной до 0,4 м и нулевые места Вторая очередь
Насыпи высотой до 0,7 м в равнинной местности и до 1 м на косогорах Третья очередь

Степень снегозаносимости определяется расчетным годовым объемом в м3 метелевого снега, приносимого к 1 м пути с вероят­ностью повторения один раз в 15—20 лет. По степени снегозаносимости участки пути подразделяются на слабозаносимые с объемом приносимого снега за наиболее снежную (не менее чем из 10 зим) до 100 м3/м, среднезаносимые 101—300 м3/м, сильнозаносимые 301—600 м3/м и особо сильнозаносимые более 600 м3/м.

Особо сильнозаносимой является Западно-Сибирская железная дорога, на территории которой в течении зимы наблюдаются снего­пады и метели с очень сильной интенсивностью. К сильнозаносимым относятся Южно-Уральская, Свердловская, Куйбышевская, Красноярская, Северная (выше Сыктывкара), Октябрьская (выше станции Беломорск) и Сахалинская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с очень сильной интенсивностью, а метели с сильной интенсивностью (или наоборот). К заносимым относятся

Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Горьковская железные до­роги, а также южные части Северной и Октябрьской железных до­рог, на территории которых наблюдаются снегопады и метели с силь­ной интенсивностью. К среднезаносимым относятся Юго-Восточная, Приволжская, Московская, Северо-Кавказская и Калининградская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с сильной интенсивностью снегоотложения и метели со значительной интенсивностью (или наоборот). Слабозаносимой является Забай­кальская железная дорога, на территории которой наблюдаются сне­гопады и метели с умеренной интенсивностью.

По степени снегозаносимости осуществляется выбор и проекти­рование типа и снегосборной способности снегозащитных огражде­ний. Снегосборность защитных ограждений характеризуется объе­мом задерживаемого ими снега на каждом погонном метре. Для того, чтобы воспрепятствовать приносу снега к пути во время метелей, вдоль него устраивают стационарные или переносные ограждения.

Стационарная защита осуществляется лесонасождениями вдоль пути и вокруг территории станций, а там, где они не могут быть созданы, применяют снегозадерживающие или снегопередувающие постоянные заборы (рис. 1), снегосборность которых в зависимости от конструкций составляет от130 до 370 м3/м.

Категории снегозаносимости участков и очередность их защиты - student2.ru

Рис.1 Типы и конструкции снегозадерживающих заборов:

а - постоянных высотой 4,5 м.: 1 – прогон; 2 - доска обшивки; 3 – полосовое железо (30 х 15 мм.); 4 – подкос; 5 – подкладка;

б - снегопередувающего забора: 1 – столбы; 2 – прогон; 3 – подкос; 4 – подкладка.

Категории снегозаносимости участков и очередность их защиты - student2.ru

Рис.2. Конструкции щитов с равномерной просветностью по всей высоте (а) и с разряженной нижней частью (б)

При малых объемах снегоприноса к пути (на слабозаносимых участках), а также дополнение к стационарным защитам применяются переносные ограждения из ре­шетчатых снеговых щитов снегосборностью 25—50 м3/м (рис.2). Кроме того, защита снегозаносимых участков может быть произведена системой снежных траншей и валков, нарезаемых в снежном покрове снегопахами. Лучшим средством защиты пути от метелевых потоков являются естественные леса в полосе отвода и искусственные лесонасождения, расположенные вдоль железных дорог.

В табл. 3 приведены наиболее рациональные, основанные на многолетнем практическом опыте, снегозащитные ограждения для участков различной степени снегозаносимости.

Категории снегозаносимости участков и очередность их защиты - student2.ru

Рис. 3 Схематическая карта заносимых участков путей и существующий снегозащитных средств.

Таблица 3

Наши рекомендации