Развитие пассивного словаря (понимания речи)
Сейчас уже надо приучать ребёнка понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Необходимо расширять пассивный словарь ребёнка за счет:
- существительных, обозначающих названия предметов домашнего обихода (мебель, одежда, посуда), транспортных средств и частей автомобиля (машина, автобус, кабина, руль, колесо), растений (дерево, трава, цветы); фруктов (яблоко, груша), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных и птиц и их детёнышей (кошка - котёнок, собака - щенок, курица - цыплёнок); некоторые части тела животных (голова, ноги, хвост);
- глаголов, обозначающих трудовые действия (мыть, вытирать, стирать, гладить, лечить), взаимоотношения (отдать, помочь, пожалеть);
- прилагательных, обозначающих величину, цвет, вкус предметов (большой - маленький, красный, синий, сладкий, кислый);
- наречий (далеко - близко, высоко - низко, быстро - медленно, темно - светло, хорошо - плохо);
Учите ребёнка по словесному указанию какого-либо признака находить и показывать предметы (по цвету, размеру, например: "Принеси красный мяч"), различать местоположение предметов (высоко, рядом, например: "Положи рядом").
Для расширения запаса понимаемых ребёнком слов, используйте игры, картинки, в которых отражены разнообразные темы. Лучше всего параллельно знакомить ребёнка с реальными предметами, соответствующими им игрушками, и картинками с их изображением. Вначале ребёнок берёт предмет или картинку, а взрослый их называет.
Затем взрослый просит ребёнка найти или показать ему ту или иную картинку или предмет. Для этого можно организовать разные игры.
"Подбери таблички" В разных домиках, коробочках - клетках или загонах из кубиков расставлены игрушечные животные. Ребёнок подбирает картинку с изображением животного, находящегося в клетке (домике из кубиков).
"Рассади зверей по нужным клеткам" Игра по смыслу обратная предыдущей. Картинки расставлены около клеток, домиков. Ребёнку необходимо правильно расставить игрушечных животных.
"Что (кого) нарисовал художник?" Разложить предметы, игрушки, на картинки их изображающие. Взрослый обязательно должен назвать предмет, который кладёт ребёнок, если тот ещё не может сделать это сам.
Начинайте с двух - трёх наименований, постепенно увеличивайте количество игрушек и картинок в игре.
Вашему ребёнку полезны и игры с вкладышами. Их разнообразие поможет значительно расширить запас понимаемых ребёнком слов.
Овощи | Транспорт | Грибы | Птицы | Дикие животные |
Бабочки | Животные зоопарка | Домашние животные |
Развитие активной речи
На данном этапе речевого развития ребёнка надо расширять его активный словарь, формировать грамматический строй речи. Развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия.
Надо помочь ребёнку не только усвоить слова, но и научиться их употреблять по собственному усмотрению.
Учите ребёнка:
- использовать в речи слова, обозначающие знакомые предметы (игрушки, предметы домашнего обихода, транспорт, растения, животных) их свойства, действия;
- говорить внятно и не торопясь;
- произносить звукоподражательные слова (би-би, ту-ту) в разном темпе (быстро, медленно) и с разной силой голоса (громко, тихо);
- согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени (я поела, кукла гуляла);
- составлять фразы из 3 - 4 слов;
- отвечать на вопросы. Например: "Что будем делать?" - "Гулять", "Матрёшка какая?" - "Маленькая";
- рассказывать об увиденном на прогулке или на картинке двумя - тремя предложениями;
- воспроизводить короткие рассказы, стихи, потешки, песенки.
Учите ребёнка использовать в речи развёрнутые фразы. Без тренировки дети будут стараться заменить развёрнутые ответы простыми и речь их будет бедной.
Используйте приведённые ниже упражнения и игры для развития активной речи ребёнка
Следующие рекомендации эффективны для развития речи на данном этапе, они помогут вам в организации игр и занятий с ребёнком.
- Для введения в употребление новых слов полезно их употреблять в сочетании со знакомыми словами. Так, знакомя ребёнка с новой игрушкой, название которой ещё ему не знакомо, полезно назвать её много раз, описывая то, как она устроена, её внешний вид.
- Во время занятий с сюжетными игрушками знакомьте ребёнка с названием разных предметов, показывайте действия с ними, раскрывайте их назначение. Таким образом вы ещё и закрепляете навыки самообслуживания, нормы поведения.
- При наблюдении за предметами и явлениями уточняйте представления детей о них. Например, при наблюдении за животными опишите их повадки, внешний вид, что они едят.
- Для игр и занятий с ребёнком используйте картинки, на которых изображены предметы, предметы в действии и сюжетные картинки, подойдут любые картинки из книг.
- Для того, чтобы научить ребёнка пересказывать, организуйте совместное рассказывание. Учите ребёнка повторять фразы, отвечать на вопросы, самостоятельно рассказывать. Постепенно усложняйте пересказ, включая в него описание нескольких действий, места действия, отдельных персонажей.
- Используйте приём поручений для того, чтобы научить ребёнка воспринимать и выполнять несколько последовательных заданий (что взять, откуда и куда положить).
- Задавайте ребёнку различные вопросы: конкретные вопросы (где стоит стул?), более общие (что лежит на столе?) и вопросы, опирающиеся на знания ребёнка, его память (что ты видел в зоопарке?)
Первая фраза Учите ребенка конструировать элементарную фразу при помощи вопросов “Что делает? Что сделать?” Например: “Что папа делает?”, “Что мишка делает?” - и сами отвечайте, давая правильный образец: “Папа пилит. Мишка ест кашу”.
Во время занятий с карточками-звукоподражаниями произносите целую фразу: “Собака лает ав-ав. Ворона каркает кар-кар”.
Научите малыша называть свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, близких, местность, в которой он живет.
Какой? При составлении фраз по картинкам, при описании незнакомых предметов, в дидактических играх включайте в свою речь всевозможные прилагательные (большой, красный, круглый, резиновый, полосатый, мягкий и т.п.) и местоимения (он, это, мой и т.п.). Чаще задавайте вопросы "Какой?", "Какого цвета?", "Какой формы?", "Чей?" Сами на них отвечайте, если ребенок затрудняется.
Что читать? Советуем читать с детьми
- народные сказки о животных;
- стихотворные сказки К.Чуковского;
- стихотворения Э.Мошковской, И.Токмаковой, Б.Заходера, С.Маршака.
Задаем вопросы Учите ребенка задавать вопросы "Где?", "Куда?", "Когда?", "Откуда?", "Почему?" и отвечать на них. Они должны постоянно присутствовать в вашей речи, обращенной к ребенку. В случае затруднения сами давайте правильный образец вопроса и ответа, просите ребенка повторить за вами. Используйте необходимые союзы при построении придаточных предложений: туда где, там где, тогда, потому что и т.д.
Речевой этикет Требуйте от ребенка соблюдения речевого этикета. Он должен уметь в соответствующих ситуациях употреблять выражения: “Спасибо. Пожалуйста. Здравствуйте. До свидания. Будьте здоровы” и т.п.
Ваша речь Будьте особо внимательны к своей речи. Возраст от 2 до 5 – критический для возникновения заикания. Ваша речь должна быть не быстрой по темпу, плавной, негромкой, хорошо интонированной, четкой
и понятной, не перегружайте свою речь слишком трудными грамматическими конструкциями и лексикой.
Отвечайте на все вопросы Возьмите себе за правило не оставлять без ответа вопросы Вашего малыша. Даже если Вы не знаете точного ответа на какой-либо вопрос, постарайтесь выяснить и ответьте позже. Не давайте заведомо не правильной информации.
Телефон является игрушкой, которая как нельзя лучше подходит для "игр в разговоры". Вы можете разговаривать с ребёнком по игрушечному телефону, задавая вопросы типа: "Алло! Кто это?.. Ты играешь?.. Что мы будем есть?.." и так далее. Главное строить вопросы так, чтобы малыш догадался, что ответить. Если малыш молчит, притворитесь, что не расслышали его и подскажите ответ: "Что ты говоришь? Кашу или суп?"
Можно разговаривать по телефону с игрушкой или воображаемым родственником. В этом случае вы можете подсказывать ребёнку те вопросы, которые он потом повторит в трубку. Например: "Поздоровайся... Спроси, пойдёт он гулять?.. Позови его к нам в гости".
Иногда позвольте малышу сказать несколько слов по настоящему телефону.
Лото Для лото нужны картинки, изображающие знакомые ребёнку предметы: игрушки, животных, посуду, мебель, транспорт и т.д. Маленькие карточки с картинками находятся у взрослого. Большие карты, разделённые на несколько таких картинок распределяются между участниками игры. Можно привлечь к игре родственников, друзей или раздать карточки игрушкам. Показывая карточку, спросите у ребёнка: "Что это?" Если он не знает назовите вы, а потом спросите: "У кого мячик?" Ребёнок ищет, у кого есть такая же картинка и отдаёт её (за игрушку он выполняет действия сам).
Для начала предлагайте участникам игры карты, на которой нарисованы 2 - 3 картинки.
Игра потеряет значение для речевого развития ребёнка, если вы будете просто спрашивать: "У кого такая картинка?"
Развитие артикуляционного аппарата играет важную роль при овладении ребёнком речи. Артикуляционный аппарат развивается, когда малыш сосёт, ест твёрдую пищу (например, яблочко). Для его тренировки можно использовать и игры:
Мыльные пузыри. Подражая вам, малыш выдувает мыльные пузыри.
Птички. Вырежьте из бумаги птичку и привяжите к её спинке нить, длиной 15 - 20 см. Скажите малышу: "Смотри, это птичка. Я подую - она полетит. Вот так. Лети, птичка". Подуйте. Предложите малышу сделать то же самое: "Помоги мне".
Аналогично можно сделать летающий самолёт.
Покажи язычок. Когда малыш кушает какую-нибудь разноцветную еду (варенье, творожок), предложите ему посмотреть на его язычок в зеркальце. Покажите ему, как вы далеко высовываете язык.
Котёнок. Иногда можно позволить малышу полакать молочко или сметанку из блюдечка. Покажите ему, как можно это сделать: высовывая язычок и слизывая еду. Расскажите, что вы кушаете как котёнок. Можно понаблюдать, как лакает настоящая кошка или посмотреть картинку.
Самовар. Покажите ребёнку картинку с изображением самовара (например, в книжке про "Муху Цокотуху"). Изобразите кипящий самовар: надуйте щёки и резко выдуйте воздух. Предложите ребёнку тоже попыхтеть как самовар.
Стихи Стихотворный материал помогает активизировать речь ребёнка, особенно, если ребёнок не только слушает, но и двигается в такт словам. Многие стихи для детей этого возраста ритмичны, в процессе чтения такого стихотворения ребёнок может совершать какие-то движения. Вот несколько примеров из книжки "Игрушки" А. Барто.
Под стихотворение "Барабанщик" можно шагать:
Левой, правой,
Левой правой
На парад идёт отряд.
На парад идёт отряд,
Барабанщик очеть рад.
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой,
Левой, правой.
Барабан уже дырявый.
Под стихотворение "Самолёт" можно бегать с широко расставленными в стороны руками-крыльями:
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
А стихотворение "Про слона" Б. Заходера просто предназначено для утренней гимнастики.
Слон танцует | и поёт, |
И садится, | И встаёт |
Хобот вытянув, ложится, Машет тоненьким хвостом, Говорит: "Зачем не птицей Я родился, а слоном". |
Задайте ребёнку вопросы по картинкам: " Что делает слон?" Предложите проделать те же движения и назвать их.
Разным голосом Научите малыша использовать различные возможности своего голоса. Он должен уметь говорить громким и тихим голосом, высоким и низким, добрым и злым и т.д.
“Как говорит папа-мишка? – Бу-бу-бу (низко). А как говорит медвежонок? – Бу-бу-бу (высоко). Как кричит Бармалей?”
Одеваем кукол Для игры потребуются две куклы разного размера, большая и маленькая, и одежда для них. Предложите ребенку подобрать одежду каждой кукле соответственно и одеть их. Активно используйте в игре наименования одежды и прилагательные, обозначающие размер и цвета: “Давай оденем наших кукол Таню и Танечку. Какую одежду будет носить Таня? Большую или маленькую? А Танечка? Большое платье мы на кого оденем? Правильно, на Таню. А маленькое? Какая кофточка подойдет Танечке?”
Один-много Ребенка необходимо учить различать понятия “один – много”, уметь пересчитывать предметы от одного до трёх, т.е. употреблять количественные числительные, показывать свой возраст “на пальчиках”. Задавайте ребёнку вопросы, аналогичные следующим: “Сколько здесь мячиков, один или много? У меня много конфеток, а у тебя? Давай посчитаем, сколько их: одна, две, три”.
Кукла обедает Для игры потребуется кукла и набор посуды. Предложите ребенку составить меню, приготовить обед и покормить куклу или себя. Побуждайте ребенка использовать названия продуктов и предметов сервировки стола, а также необходимых действий.
“Наша Маша проголодалась. Давай приготовим ей обед. Что она будет есть? Наверно, макароны с сыром. Как мы их будем готовить? Сначала возьмем кастрюлю, нальем что? Воды. Поставим ее куда? На плиту. Вода закипит, мы ее посолим и бросим вариться макароны…”
Сначала-потом Учите ребенка различать понятия “сначала и потом”, устанавливать последовательность предметов, действий, событий. Для этого намеренно употребляйте в своей речи слова “сначала, потом”, разделяя процесс на отдельные составляющие действия, задавайте малышу вопросы типа: “Что было сначала? Что ты будешь делать потом, дальше? Какую книжку мы сначала почитаем?” и т.п.
Очень полезно в данном случае упражнение по развитию слуховой памяти. Перед ребенком раскладываются несколько (3-5) звучащих игрушек (например, дудочка, бубен, колокольчик и т.п.). Сначала вы называете все игрушки и показываете, как они звучат. Потом предлагаете закрыть ребенку глаза (или прячете игрушки за ширму) и отгадать ту игрушку, которая прозвучала. По мере усложнения задания ребенок должен угадывать последовательность звучания всех 3-5 игрушек: “Что сначала играло? Что потом? Какая игрушка была первая? Какая последняя?”