Развитие социально - адаптивных функций
Развитие общей моторики и координации движений
Укрепление здоровья
На данном этапе учите ребёнка
- ходить и бегать, не наталкиваясь на препятствия, в разном темпе и направлении;
- разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать, ловить);
- прыгать на двух ногах на месте, и с продвижением;
- прыгать в длину с места, отталкиваясь двумя ногами;
- сохранять равновесие при ходьбе по прямой дорожке, по доске, поднятой параллельно земле и наклонной;
- преодолевать препятствия ползком (подлезая под него и перелезая);
- лазать вверх и вниз по лесенке - стремянке на высоту до 1,5 метров.
После пробуждения и краткого утреннего туалета оденьте ребенка в спортивную форму: трусики и тапочки, если прохладно — в рубашечку и колготки (главное, чтобы одежда не сковывала движений, а штаны не сползали на каждом шагу). Комнату к этому времени надо проветрить, а в теплую погоду распахнуть окно. Для Вашего ребёнка рекомендуем следующий комплекс упражнений для утренней гимнастики:
- Ходьба по полу.
Обычная и назад спиной. 2 мин. - Бег. 1 мин.
- Ходьба по дорожке или доске шириной 15 – 20 см, лежащей на полу. 1 мин.
- Самостоятельная ходьба по наклонной доске.
Ширина доски 30 см, высота подъёма 35 – 40 см. - Ходьба по кирпичикам.
а) По кирпичикам, лежащим друг за другом. Ширина дорожки 15 - 25 см.
б) Переступание по кирпичикам, находящимся на расстоянии 10 - 15см друг от друга. - Перешагивание через предметы.
Высота препятствий 10 – 15 см. - Преодоление препятствий ползком.
Задание: догнать игрушку. Взрослый показывает, как убегает игрушка, проводит её под препятствием (под скамейкой или журнальным столиком) и оставляет на другой стороне. Потом предлагает ребёнку проследовать по тому же пути. Для этого надо присесть перед препятствием, подползти под него, достать игрушку с другой стороны, взять ее, выпрямиться и отнести взрослому. Такое трудное упражнение при правильном выполнении должно вознаграждаться словесной похвалой. - “Бокс”
Среднего размера мяч помещается в сетку (авоську) и поддерживается над головой ребенка, который должен раскачивать мяч, отталкивая его ладонью одной, а потом другой руки. Подбадривайте ребёнка “Сильнее, ещё сильнее!” - Наклоны.
Упражнение выполняется в положении сидя. Малыш двумя руками поднимает игрушку как можно выше, затем кладет ее к ногам, как можно ближе к ступням. Взяв игрушку второй раз, прячет ее за спину, достает и снова кладет к ногам. Количество повторений упражнения с возрастом увеличивается с 6 до 10.
Спрыгивание с высоты 15 – 20 см при поддержке взрослого. Для такого упражнения подойдут плотные диванные подушки или устойчивая скамеечка. На место приземления постелите матрасик или ватное одеяло. Придерживайте ребёнка за обе руки, присядьте вместе с ним, показывая как нужно готовиться к прыжку. Затем выпрямляясь (можно подскакивая), потяните ребёнка за ручки вверх и немного на себя. Сопровождайте это улыбкой и словами: “Прыг - скок!” Для начала достаточно 2 – 3 прыжков, затем доведите постепенно их до 5 – 6.
Чередуйте это упражнение с обычными прыжками на двух ногах. Вначале прыгайте вместе, взявшись за руки. Можете приговаривать любой стишок - “прыгушок”: “Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок” или “Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем и ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.”, а можно и такой:
Раз - два, раз - два,
Скачут весело слова.
Скачут, скачут, как мячи.
С ними, с ними поскачи.
Вместе, вместе со стишком
Скачут овцы с пастушком,
Увидав, как скачет врач,
И больной пустился вскачь.
(С. Погореловский)
- Игра в мяч.
Для упражнения нужен небольшой мяч. Ребёнок поднимает с пола мяч как можно выше и бросает взрослому то левой, то правой рукой. Взрослый ловит его и опять подкатывает к ребенку. - Ходьба в быстром и обычном ритме.
Завершите зарядку водными процедурами — теплым душем или влажным теплым обтиранием тела мягкой тряпочкой или поролоновой губкой.
При проведении гимнастических упражнений и игр в течение дня необходимо многократно демонстрировать ребенку правильное дыхание, учитывая его стремление подражать взрослым, легко перенимать их действия. Если делать при малыше шумный вдох и выдох, он легко повторит это. Все упражнения должны иметь внешнюю форму игровых моментов, даже дыхание (“подуем в трубочку”, “надуем шарик”, “скажем у-у-у”).
Игры и игровые упражнения
Маленькие и большие По показу и команде взрослого ребёнок садится на корточки, затем встаёт, подняв руки. Взрослый говорит: "Сядь, покажи какая мышка маленькая, а теперь покажи какой слон большой". Меняйте интонацию, произнося слова "большой" — "маленький".
Птицы машут крыльями Подражая взрослому, ребёнок выполняет движения руками от плеча вверх - вниз — так летит большая птица (ворона).
Прижать согнутые в локтях руки к бокам, "махать" только кистями — так летит маленькая птичка (воробей).
Постепенно заменяйте показ словесной инструкцией: "Летит ворона, а сейчас воробей". Дети выполняют соответствующие движения. Инструкция может быть и музыкальной, если к каждому движению подобрать соответствующую по характеру музыку.
Паровозик Вначале подражая взрослому, а затем по команде: "Паровозики, приготовились, поехали". Дети выполняют такие движения: сжать пальчики в кулачки, руки согнуть в локтях, кулачки направить вперёд. Сделать обеими руками движение руками по кругу — вперёд, вниз и в исходное положение. Повторить. "Паровозик" поехал.
Выполняя такие движения руками, ребёнок может двигаться и говорить: "Чух, чух, чух".
Движения руками делайте интенсивно, постепенно увеличивая скорость оборотов, ребёнок подражает вам.
Когда ребёнок научится правильно двигать двумя руками вместе, покажите ему поочерёдные движения руками. Одна рука двигается по кругу вперёд, вниз, немного назад и возвращается в исходное положение. Вторая рука в тот момент, когда первая двигается вперёд, отходит немного назад, а затем выполняет такое же движение по кругу. Таким образом, вторая рука оказывается всё время в точке, противоположной той, в которой находится первая рука. Поочерёдное движение рук способствует развитию координации. Оно достаточно сложно для малыша, поэтому на первых порах кроме показа можно взять руки ребёнка в свои и выполнять движения вместе.
Самолёты Подражая взрослому и по его команде, ребёнок выполняет движения:
"Приготовиться" - поставить перед грудью руки, согнутые в локтях; пальцы зажаты в кулачки.
"Завести моторы" - делать вращательные движения руками (правая вращается вокруг левой и наоборот). Одновременно можно порычать: "Р-р-р".
"Полетели" - расправить руки в стороны и двигаться по кругу шагом или бегом (как позволяет место).
"На посадку" - присесть на корточки и обхватить руками колени.
Когда ребёнок научится выполнять движения, отдавайте команды, не показывая, как их выполнять. Иногда можно поменяться с ребёнком местами: Вы - "самолётик", а он - "командир".
Усложнить игру можно, "летая" не по кругу, а по извилистой линии вслед за взрослым или обегая препятствия, например, расставленные на полу кубики.
Мячик Покажите ребёнку, как прыгает мяч под стишок С. Маршака "Мяч". Затем Вы попрыгайте, как мячик, и предложите ребёнку тоже побыть мячиком. Ребёнок прыгает в такт стиха:
"Мой
Весёлый
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Красный,
Желтый,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!"
Взрослый может выполнять движения рукой, будто хлопает по мячу.
Зайка Покажите ребёнку, как выполнять движения под стишок:
"Зайка беленький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так Он ушами шевелит". | Сидеть на корточках, прижав кисти рук к голове - это "зайкины ушки". Шевелите "ушками". |
"Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть". | Встать. Хлопать в ладоши. |
"Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Прыг-скок, прыг-скок, Надо зайке поскакать". | Подпрыгивать на двух ногах. |
Продолжительность ходьбы с возрастом увеличивается, но монотонная ходьба малышу быстро надоедает, он начинает капризничать, проситься на руки. Поэтому, наметив поход в магазин или в парк заинтересуйте малыша. Скажите, например, что идёте смотреть уточек в пруду или, что в магазине разрешите ему катить коляску с продуктами. На обратном пути из магазина дайте ему лёгкую ношу, ведь он уже ваш помощник. Благодарите его за помощь.
Разнообразить ходьбу можно, напевая песенку или читая какие-нибудь ритмичные стихи. Например:
По дороге мы идём, Путь далёк, далёк наш дом, Жаркий день, Сядем в тень. | Мы под дубом посидим, Мы под дубом полежим, Полежим, отдохнём, А потом домой пойдём! |
или
Встань, малыш. Ещё разок Сделай маленький шажок. Топ-топ. Ходит мальчик наш с трудом, В первый раз обходит дом. Топ-топ. | Мама водит взад-вперёд, Мальчик ходит взад-вперёд. Топ-топ! Он догонит козлика, Он обгонит ослика. Топ-топ! | Вот окошко, вот порог, Путь пока недалёк. Топ-топ! Будет время и, малыш, Далеко ты побежишь, Топ-топ! |
А под такой стишок можно идти, меняя характер ходьбы, сначала идти медленно, поднимая ноги высоко или делая широкий шаг, а потом идти маленькими шажками быстро-быстро. Стишок можно повторить несколько раз.
Большие ноги Шли по дороге: То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп! | Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ! |
Развитие активной речи
На данном этапе речевого развития ребёнка надо расширять его активный словарь, формировать грамматический строй речи. Развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия.
Надо помочь ребёнку не только усвоить слова, но и научиться их употреблять по собственному усмотрению.
Учите ребёнка:
- использовать в речи слова, обозначающие знакомые предметы (игрушки, предметы домашнего обихода, транспорт, растения, животных) их свойства, действия;
- говорить внятно и не торопясь;
- произносить звукоподражательные слова (би-би, ту-ту) в разном темпе (быстро, медленно) и с разной силой голоса (громко, тихо);
- согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени (я поела, кукла гуляла);
- составлять фразы из 3 - 4 слов;
- отвечать на вопросы. Например: "Что будем делать?" - "Гулять", "Матрёшка какая?" - "Маленькая";
- рассказывать об увиденном на прогулке или на картинке двумя - тремя предложениями;
- воспроизводить короткие рассказы, стихи, потешки, песенки.
Учите ребёнка использовать в речи развёрнутые фразы. Без тренировки дети будут стараться заменить развёрнутые ответы простыми и речь их будет бедной.
Используйте приведённые ниже упражнения и игры для развития активной речи ребёнка
Следующие рекомендации эффективны для развития речи на данном этапе, они помогут вам в организации игр и занятий с ребёнком.
- Для введения в употребление новых слов полезно их употреблять в сочетании со знакомыми словами. Так, знакомя ребёнка с новой игрушкой, название которой ещё ему не знакомо, полезно назвать её много раз, описывая то, как она устроена, её внешний вид.
- Во время занятий с сюжетными игрушками знакомьте ребёнка с названием разных предметов, показывайте действия с ними, раскрывайте их назначение. Таким образом вы ещё и закрепляете навыки самообслуживания, нормы поведения.
- При наблюдении за предметами и явлениями уточняйте представления детей о них. Например, при наблюдении за животными опишите их повадки, внешний вид, что они едят.
- Для игр и занятий с ребёнком используйте картинки, на которых изображены предметы, предметы в действии и сюжетные картинки, подойдут любые картинки из книг.
- Для того, чтобы научить ребёнка пересказывать, организуйте совместное рассказывание. Учите ребёнка повторять фразы, отвечать на вопросы, самостоятельно рассказывать. Постепенно усложняйте пересказ, включая в него описание нескольких действий, места действия, отдельных персонажей.
- Используйте приём поручений для того, чтобы научить ребёнка воспринимать и выполнять несколько последовательных заданий (что взять, откуда и куда положить).
- Задавайте ребёнку различные вопросы: конкретные вопросы (где стоит стул?), более общие (что лежит на столе?) и вопросы, опирающиеся на знания ребёнка, его память (что ты видел в зоопарке?)
Первая фраза Учите ребенка конструировать элементарную фразу при помощи вопросов “Что делает? Что сделать?” Например: “Что папа делает?”, “Что мишка делает?” - и сами отвечайте, давая правильный образец: “Папа пилит. Мишка ест кашу”.
Во время занятий с карточками-звукоподражаниями произносите целую фразу: “Собака лает ав-ав. Ворона каркает кар-кар”.
Научите малыша называть свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, близких, местность, в которой он живет.
Какой? При составлении фраз по картинкам, при описании незнакомых предметов, в дидактических играх включайте в свою речь всевозможные прилагательные (большой, красный, круглый, резиновый, полосатый, мягкий и т.п.) и местоимения (он, это, мой и т.п.). Чаще задавайте вопросы "Какой?", "Какого цвета?", "Какой формы?", "Чей?" Сами на них отвечайте, если ребенок затрудняется.
Что читать? Советуем читать с детьми
- народные сказки о животных;
- стихотворные сказки К.Чуковского;
- стихотворения Э.Мошковской, И.Токмаковой, Б.Заходера, С.Маршака.
Задаем вопросы Учите ребенка задавать вопросы "Где?", "Куда?", "Когда?", "Откуда?", "Почему?" и отвечать на них. Они должны постоянно присутствовать в вашей речи, обращенной к ребенку. В случае затруднения сами давайте правильный образец вопроса и ответа, просите ребенка повторить за вами. Используйте необходимые союзы при построении придаточных предложений: туда где, там где, тогда, потому что и т.д.
Речевой этикет Требуйте от ребенка соблюдения речевого этикета. Он должен уметь в соответствующих ситуациях употреблять выражения: “Спасибо. Пожалуйста. Здравствуйте. До свидания. Будьте здоровы” и т.п.
Ваша речь Будьте особо внимательны к своей речи. Возраст от 2 до 5 – критический для возникновения заикания. Ваша речь должна быть не быстрой по темпу, плавной, негромкой, хорошо интонированной, четкой
и понятной, не перегружайте свою речь слишком трудными грамматическими конструкциями и лексикой.
Отвечайте на все вопросы Возьмите себе за правило не оставлять без ответа вопросы Вашего малыша. Даже если Вы не знаете точного ответа на какой-либо вопрос, постарайтесь выяснить и ответьте позже. Не давайте заведомо не правильной информации.
Телефон является игрушкой, которая как нельзя лучше подходит для "игр в разговоры". Вы можете разговаривать с ребёнком по игрушечному телефону, задавая вопросы типа: "Алло! Кто это?.. Ты играешь?.. Что мы будем есть?.." и так далее. Главное строить вопросы так, чтобы малыш догадался, что ответить. Если малыш молчит, притворитесь, что не расслышали его и подскажите ответ: "Что ты говоришь? Кашу или суп?"
Можно разговаривать по телефону с игрушкой или воображаемым родственником. В этом случае вы можете подсказывать ребёнку те вопросы, которые он потом повторит в трубку. Например: "Поздоровайся... Спроси, пойдёт он гулять?.. Позови его к нам в гости".
Иногда позвольте малышу сказать несколько слов по настоящему телефону.
Лото Для лото нужны картинки, изображающие знакомые ребёнку предметы: игрушки, животных, посуду, мебель, транспорт и т.д. Маленькие карточки с картинками находятся у взрослого. Большие карты, разделённые на несколько таких картинок распределяются между участниками игры. Можно привлечь к игре родственников, друзей или раздать карточки игрушкам. Показывая карточку, спросите у ребёнка: "Что это?" Если он не знает назовите вы, а потом спросите: "У кого мячик?" Ребёнок ищет, у кого есть такая же картинка и отдаёт её (за игрушку он выполняет действия сам).
Для начала предлагайте участникам игры карты, на которой нарисованы 2 - 3 картинки.
Игра потеряет значение для речевого развития ребёнка, если вы будете просто спрашивать: "У кого такая картинка?"
Развитие артикуляционного аппарата играет важную роль при овладении ребёнком речи. Артикуляционный аппарат развивается, когда малыш сосёт, ест твёрдую пищу (например, яблочко). Для его тренировки можно использовать и игры:
Мыльные пузыри. Подражая вам, малыш выдувает мыльные пузыри.
Птички. Вырежьте из бумаги птичку и привяжите к её спинке нить, длиной 15 - 20 см. Скажите малышу: "Смотри, это птичка. Я подую - она полетит. Вот так. Лети, птичка". Подуйте. Предложите малышу сделать то же самое: "Помоги мне".
Аналогично можно сделать летающий самолёт.
Покажи язычок. Когда малыш кушает какую-нибудь разноцветную еду (варенье, творожок), предложите ему посмотреть на его язычок в зеркальце. Покажите ему, как вы далеко высовываете язык.
Котёнок. Иногда можно позволить малышу полакать молочко или сметанку из блюдечка. Покажите ему, как можно это сделать: высовывая язычок и слизывая еду. Расскажите, что вы кушаете как котёнок. Можно понаблюдать, как лакает настоящая кошка или посмотреть картинку.
Самовар. Покажите ребёнку картинку с изображением самовара (например, в книжке про "Муху Цокотуху"). Изобразите кипящий самовар: надуйте щёки и резко выдуйте воздух. Предложите ребёнку тоже попыхтеть как самовар.
Стихи Стихотворный материал помогает активизировать речь ребёнка, особенно, если ребёнок не только слушает, но и двигается в такт словам. Многие стихи для детей этого возраста ритмичны, в процессе чтения такого стихотворения ребёнок может совершать какие-то движения. Вот несколько примеров из книжки "Игрушки" А. Барто.
Под стихотворение "Барабанщик" можно шагать:
Левой, правой,
Левой правой
На парад идёт отряд.
На парад идёт отряд,
Барабанщик очеть рад.
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой,
Левой, правой.
Барабан уже дырявый.
Под стихотворение "Самолёт" можно бегать с широко расставленными в стороны руками-крыльями:
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
А стихотворение "Про слона" Б. Заходера просто предназначено для утренней гимнастики.
Слон танцует | и поёт, |
И садится, | И встаёт |
Хобот вытянув, ложится, Машет тоненьким хвостом, Говорит: "Зачем не птицей Я родился, а слоном". |
Задайте ребёнку вопросы по картинкам: " Что делает слон?" Предложите проделать те же движения и назвать их.
Разным голосом Научите малыша использовать различные возможности своего голоса. Он должен уметь говорить громким и тихим голосом, высоким и низким, добрым и злым и т.д.
“Как говорит папа-мишка? – Бу-бу-бу (низко). А как говорит медвежонок? – Бу-бу-бу (высоко). Как кричит Бармалей?”
Одеваем кукол Для игры потребуются две куклы разного размера, большая и маленькая, и одежда для них. Предложите ребенку подобрать одежду каждой кукле соответственно и одеть их. Активно используйте в игре наименования одежды и прилагательные, обозначающие размер и цвета: “Давай оденем наших кукол Таню и Танечку. Какую одежду будет носить Таня? Большую или маленькую? А Танечка? Большое платье мы на кого оденем? Правильно, на Таню. А маленькое? Какая кофточка подойдет Танечке?”
Один-много Ребенка необходимо учить различать понятия “один – много”, уметь пересчитывать предметы от одного до трёх, т.е. употреблять количественные числительные, показывать свой возраст “на пальчиках”. Задавайте ребёнку вопросы, аналогичные следующим: “Сколько здесь мячиков, один или много? У меня много конфеток, а у тебя? Давай посчитаем, сколько их: одна, две, три”.
Кукла обедает Для игры потребуется кукла и набор посуды. Предложите ребенку составить меню, приготовить обед и покормить куклу или себя. Побуждайте ребенка использовать названия продуктов и предметов сервировки стола, а также необходимых действий.
“Наша Маша проголодалась. Давай приготовим ей обед. Что она будет есть? Наверно, макароны с сыром. Как мы их будем готовить? Сначала возьмем кастрюлю, нальем что? Воды. Поставим ее куда? На плиту. Вода закипит, мы ее посолим и бросим вариться макароны…”
Сначала-потом Учите ребенка различать понятия “сначала и потом”, устанавливать последовательность предметов, действий, событий. Для этого намеренно употребляйте в своей речи слова “сначала, потом”, разделяя процесс на отдельные составляющие действия, задавайте малышу вопросы типа: “Что было сначала? Что ты будешь делать потом, дальше? Какую книжку мы сначала почитаем?” и т.п.
Очень полезно в данном случае упражнение по развитию слуховой памяти. Перед ребенком раскладываются несколько (3-5) звучащих игрушек (например, дудочка, бубен, колокольчик и т.п.). Сначала вы называете все игрушки и показываете, как они звучат. Потом предлагаете закрыть ребенку глаза (или прячете игрушки за ширму) и отгадать ту игрушку, которая прозвучала. По мере усложнения задания ребенок должен угадывать последовательность звучания всех 3-5 игрушек: “Что сначала играло? Что потом? Какая игрушка была первая? Какая последняя?”
Развитие социально - адаптивных функций
Нельзя чрезмерно опекать ребёнка, считая его слишком маленьким. Чрезмерная опека убивает активность ребёнка, его инициативу, угнетает и утомляет его.
Например, если ребёнку предоставить возможность идти не за руку, а самостоятельно, он сможет пройти вдвое больше. Однообразная ходьба за руку утомляет малыша, а при самостоятельной ходьбе ребёнок меняет ритм, направление движения и ходьба для него перестаёт быть утомительной.
Сейчас ваша задача научить ребёнка
- делиться игрушками со сверстниками;
- помогать другим детям;
- здороваться, прощаться, благодарить; действовать в соответствии со значением слов нельзя, можно, нужно;
- понимать, что такое хорошо и плохо;
- выполнять простейшие поручения (расставить стульчики, некоторую посуду, смести крошки со стола или снег со скамейки и т.п.)
Часто дети не хотят общаться с малознакомыми людьми. Это абсолютно нормально, однако не означает, что ребенку надо вообще избегать контактов с посторонними. Помогите своему малышу. Для этого нужно, чтобы он находился в привычной, спокойной обстановке, чтобы ваши гости, например, относились к нему доброжелательно и не докучали своим вниманием, и если ребенку кто-то совсем не понравился, лучше не настаивать и не заставлять его общаться с этим человеком.
Вы, ваши родственники и знакомые должны быть всегда доброжелательны к малышу: чаще улыбаться, смеяться, говорить ему больше ласковых слов, ни в коем случае не раздражаться и не кричать.
Старайтесь, чтобы день вашего малыша был организован так, чтобы он в естественной обстановке встречался и общался с малознакомыми людьми (с соседкой, гуляющей с собакой, врачом в поликлинике...)
Для развития социально - адаптивных функций ребёнка используйте следующие игры
Кот и мыши Эту игру хорошо проводить с компанией детей и взрослых. Можно привлечь к ней всю семью. Игра поможет ребёнку победить некоторые свои страхи, наладить контакт с другими детьми. Кроме того, она способствует повышению эмоционального тонуса ребёнка.
Игра заключается в том, что водящий, "кот", ловит игроков - "мышей", а те стараются от него убежать в норки - сесть на стульчики. Ребёнок может исполнять любую роль. Роль кота полезна малышу, который многого боится.
Вначале "кот" спит (сидит на корточках, закрыв глаза). В это время "мыши" ходят вокруг него на цыпочках. Можно прочитать стишок:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька - кот.
Ваш разгонит хоровод!
С последними словами "кот просыпается" и бежит за мышками, пытаясь схватить. Если роль кота исполняет взрослый, то он делает вид, что ловит "мышей", но даёт им уйти или ловит другого взрослого. Если в роли кота ребёнок, то взрослый ему незаметно поддаётся.
"Котов" может быть сразу два: взрослый и ребёнок, если малыш ещё по каким-то причинам не может водить один.
Аналогично можно проводить и другие игры:
У медведя во бору
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
Он на нас рычит: "Р-р-р!"
Игры - соревнования учат ребёнка взаимодействовать со взрослыми или с другими детьми. Главная их цель привлечь ребёнка к какому-то виду деятельности, вызвать речевую активность. Кроме того, с их помощью можно развивать самооценку у детей, учить их выигрывать и проигрывать.
Конечно, всё это зависит от правильного отношения взрослого. Нельзя ругать ребёнка, если он вдруг проигрывает, необходимо подбодрить его: "В следующий раз твоя машинка приедет быстрее". Если это возможно, лучше вообще обойтись без проигравших, похвалив всех участников соревнования.
Игроки могут сами исполнять роль машинки, льва, а могут использовать и игрушки: машинки, зверюшек, мячики.
Такие игры на данном этапе следует проводить в два этапа, чтобы одинаково стимулировались процессы возбуждения и торможения. Например, если вы соревнуетесь, чья машинка громче гудит, то сразу после этого надо соревноваться в том, чья машинка гудит тише.
Если ребёнок соревнуется со взрослым, взрослому не стоит всё время выигрывать у малыша. Но и постоянно ему проигрывать тоже не надо. Иначе малыш быстро потеряет интерес к игре.
Например, игра-соревнование
"Чей паровозик громче/тише стучит колёсами?" - игроки-паровозики выполняют движения согнутыми в локтях руками, и стучат: "Тук, тук, тук!"
Другой вариант: игроки катают игрушечные паровозики и озвучивают их.
Аналогично проводятся игры "Чья машина быстрее/медленнее едет?" "Чей лев страшнее/ласковее зарычит?" "Чей самолёт летит выше/ниже" "Какой мячик прыгнет дальше/ближе?"
"Коршун и цыплята" Водящий - коршун. Остальные игроки - цыплята. Коршун старается поймать цыплят, а цыплята убегают от него. Игра может проводиться по разному, в зависимости от возможностей и потребностей малыша:
1 вариант. Цыплята прячутся за маму (папу) - этот вариант игры хорош, когда ребёнок нуждается в дополнительном общении, контакте с близкими. Рекомендуется для семейной игры.
2 вариант. Цыплята прячутся в домик и оттуда кричат на коршуна, машут на него руками, прогоняя. Этот вариант полезен детям, которым необходимо научиться защищаться, выплёскивать свою агрессию.
Взрослый вначале помогает малышу сориентироваться, куда бежать, направляет его. Может и спрятаться в домик вместе с малышом. Во время игры можно приговаривать:
Коршун, коршун, колесом,
Твои дети за лесом,
В камешки играют, а нас не пускают.
Шуг-шуг, коршунок! Улетай!
3 вариант. Цыплята прячутся в домик, но не кричат, как в предыдущем варианте, а сидят тихо. Данный вариант игры способствует развитию тормозных процессов у ребёнка. Он полезен для легко возбудимых детей, которым трудно усидеть тихо даже какое-то время.
Для того, чтобы успокоить малыша, поднять его эмоциональный тонус, снять тревожность в незнакомой обстановке полезны игры на руках или на коленях у взрослого. Это игры, похожи на знакомые "По кочкам, по кочкам":ребёнок сидит на коленях у взрослого, а взрослый, придерживая малыша, качает его на коленях и говорит:
* * * По ровненьким мосточкам, По кочкам, по кочкам, В ямку бух! Другие варианты слов: Поехали, поехали За грибами да орехами... Приехали, приехали С грибами, с орехами... * * * Еду, еду, к бабе к деду, Я спешу попасть к обеду! По мосту, по мосту, по мосту гнилому, В ямку бух! | * * * Ехали мы, ехали, К горке подъехали, В горку въехали, Дальше поехали. Ехали мы, ехали, К мостику подъехали, Мостик переехали, Дальше поехали. Ехали мы, ехали, К ямке подъехали, Ямку объехали, Дальше поехали. Ехали мы, ехали, К дому подъехали, Все... приехали! | * * * На лошадку я сажусь И держусь руками. Посмотрите на меня, Я поеду к маме! * * * Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. |
"Паровозик" Это подвижная совместная игра, которая поможет малышу тесно общаться со взрослым. Один из игроков - паровоз, остальные - вагоны - должны ехать, куда повезёт паровоз. Замечательно то, что малыш может руководить движениями одного или нескольких взрослых, исполняя роль паровоза.
Игра поможет вам общаться с малышом, отвлекаясь от домашних дел, она создаёт хорошее настроение у игроков, особенно у малыша.
Паровоз и вагоны могут переговариваться, вместе читать какой-нибудь стишок, петь песенку. Подойдёт песенка Шаинского "Голубой вагон" или такие стихи:
Загудел паровоз И вагончики повёз: Чох-чох, Чу-чу-чу, Далеко я укачу! Спят ли волки? Спят. Спят. | Спят ли пчёлки? Спят. Спят. А лисички? Спят. Спят. А тюлени? Спят. Спят. | А олени? Спят. Спят. А все дети? Спят. Спят Все на свете Спят. Спят. | Только я и паровоз - Мы не спим, Мы не спим. И летит до самых звёзд К небу дым, К небу дым. |
Хороводы играют важную роль в совместных играх ребёнка со взрослыми и другими детьми. Взявшись за руки, все идут по кругу, напевая или приговаривая. Ребёнок повторяет слова и движения. Хороводные игры полезно повторять несколько раз, можно сделать их традиционными в начале и в конце занятий, например, после утренней гимнастики.
Существует много хороводных песен, стихов. Ниже приведены некоторые, подходящие вашему малышу.
"Солнышко"
"Солнышко, солнышко, Выгляни скорей! Солнышко, солнышко, Ты согрей детей! Когда светит солнышко, Мы быстрей растём. (Поднять соединённые руки вверх и встать на носочки.) Песенку о солнышке Весело поём! | Солнышко, солнышко, Выгляни скорей! Солнышко, солнышко, Ты согрей детей! Когда светит солнышко, Веселее жить. Мы не будем ссориться, Будем все дружить". (Можно обняться всем вместе или по парам) |
Догоню - догоню В эту игру можно играть в небольшой компании. Несколько пар взрослый-ребёнок сидят (стоят) каждый в своём "домике". По сигналу ("Беги!") малыши начинают убегать от взрослых, а по другому сигналу ("Догоняй!") взрослые пускаются в догонку, догнав малыша, обнимают и идут в домик.
В другой раз убегают взрослые, а дети по сигналу их догоняют. Повторите игру 2 - 3 раза.
В игре развиваются положительные эмоции от непосредственного контакта с близким человеком. Играя, малыши обычно громко радуются, хохочут. Взрослым тоже не следует играть молча - хотя бы просто смейтесь. Передышку в домике используйте для выражения нежных чувств к малышу и его успокаивания, таким образом вы будете ещё и тренировать процессы торможения.
Укротитель звуков Звуки, особенно громкие и неожиданные, часто вызывают у малышей чувство страха. Именно такими звуками сопровождается работа электробытовых приборов: пылесоса, кофемолки, электродрели, фена. Знакомя ребёнка с этими приборами поближе, вы помогаете ему преодолеть этот страх.
Во-первых. можно изобразить этот прибор. Используйте загадки и стихи, например: "Пыль увижу - заворчу, заверчу и проглочу", "Жужжит, не летает - от пыли дом спасает". Озвучьте, как ворчит, жужжит пылесос, изобразите его. Пусть малыш вас "включает" и "выключает". Потом пусть он сам изобразит пылесос или другие приборы.
В пляс пошла, заголосила, Зажужжала будто шмель. В стенке дырку просверлила Что же это? Это ...(дрель). | Что же это, посмотри: Ветер прячется внутри. Если включишь, запоёт, Загудит, как самолёт. Станут волосы сухими Вспомни, как же его имя? (Фен) |
Во-вторых, можно записать звуки электроприборов на магнитофон, покажите малышу, как можно управлять этим звуком: делать громче - тише, включать - выключать.