Определение стоимости тс затратным и доходным методами
179. Затратный метод оценки - это совокупность методов расчета стоимости ТС, основанных на определении стоимости восстановления или стоимости замещения с учетом комплектности ТС за вычетом накопленного износа ТС и с учетом внешнего удорожания ТС.
180. Затратный метод оценки применяется в случаях:
оценки уникального ТС;
невозможности использования сравнительного и доходного методов оценки ТС.
181. При затратном методе оценки преимущественно используется метод построения.
Определение стоимости ТС методом построения заключается в последовательном выполнении следующих действий:
определение стоимости восстановления (замещения) ТС или стоимости нового базового аналога ТС;
определение стоимости дополнительного оборудования;
определение накопленного износа ТС;
определение внешнего удорожания ТС;
определение стоимости ТС.
182. При определении стоимости восстановления или стоимости замещения ТС могут использоваться следующие методы:
сравнительной единицы;
поэлементного расчета;
анализа и индексации затрат;
182.1. метод сравнительной единицы основан на определении стоимости замещения путем умножения стоимости нового объекта-аналога на отношение количественных показателей элемента сравнения объекта оценки.
Если стоимость объекта-аналога имеет линейную зависимость от выбранного элемента сравнения, стоимость замещения определяется по формуле
где - стоимость замещения, д.е.;
- цена нового объекта-аналога, д.е.;
- количественная характеристика элемента сравнения объекта оценки (мощность, грузоподъемность, полная масса, объем грузового пространства и др.);
- количественная характеристика элемента сравнения объекта-аналога.
Если стоимость объекта оценки изменяется нелинейно, то стоимость замещения определяется по формуле
где - коэффициент торможения стоимости.
Коэффициент торможения стоимости может определяться с помощью коэффициентов корреляции, анализа рынка, экспертным методом.
При этом предполагается, что изготовитель ТС и факторы, влияющие на стоимость ТС (марка, модель, год выпуска и др.) объекта оценки и объекта-аналога, одинаковы или сопоставимы.
В случае, если объект оценки и объект-аналог отличаются элементами сравнения, влияющими на стоимость замещения, то необходимо провести корректировку стоимости объекта-аналога по этим элементам сравнения в порядке, установленном в главе 18 настоящих Правил;
182.2. метод поэлементного расчета основан на суммировании стоимости частей объекта оценки, стоимость приобретения которых известна на рынке. Данный метод позволяет рассчитать стоимость ТС, если известна стоимость сборки (монтажа) ТС, стоимость его частей или удельный вес стоимости частей в стоимости ТС в целом, и используется преимущественно для расчета стоимости специальных и специализированных ТС. Удельный вес частей ТС может определяться согласно таблицам 9.2 - 9.5 приложения 9 к настоящим Правилам. При отсутствии информации о стоимости монтажа такая стоимость может определяться в размере до десяти процентов от стоимости частей ТС.
Стоимость частей и материалов, необходимых для расчета стоимости ТС, определяется в порядке, установленном в главах 13 и 14 настоящих Правил. Стоимость работ, входящих в себестоимость сборки ТС, должна быть технологически оправдана. Прибыль должна соответствовать среднеотраслевому уровню рентабельности. При расчете учитываются все налоги, сборы и иные обязательные неналоговые платежи, включенные в стоимость ТС;
182.3. метод анализа и индексации затрат заключается в приведении цены объекта оценки к современному уровню цен с помощью коэффициентов или индексов, указанных в пункте 172 настоящих Правил, в том числе полученных на основании анализа рынка и рассчитанных оценщиком.
Метод анализа и индексации затрат используется при определении стоимости восстановления или стоимости замещения, если первоначальная стоимость объекта оценки или объекта-аналога представлена в уровне цен, отличном от текущего уровня цен на дату оценки.
183. Стоимость восстановления или стоимость замещения может определяться по рыночной стоимости нового ТС.
184. Определение стоимости дополнительного оборудования производится в порядке, установленном в подпункте 175.1 пункта 175 настоящих Правил, аналогично корректировке по элементам сравнения, относящимся к структуре объекта оценки.
185. Накопленный износ объекта оценки определяется по результатам осмотра объекта оценки исходя из условий его эксплуатации, соответствия объекта оценки современным требованиям рынка, а также снижением стоимости из-за влияния внешних факторов.
Накопленный износ может определяться в процентах или долях от стоимости восстановления (замещения) или рыночной стоимости нового ТС (относительная величина) или в денежном выражении (абсолютная величина). Округление относительной величины накопленного износа производится до одного процента, а при определении износа методом экспертизы состояния - до пяти процентов.
Накопленный износ не может превышать сто процентов.
186. В зависимости от имеющейся информации накопленный износ объекта оценки может определяться следующими методами:
рыночной выборки;
экономической жизни;
разбивки;
186.1. определение накопленного износа объекта оценки методом рыночной выборки производится на основании данных о продажах новых объектов-аналогов ТС. При этом выполняется следующая последовательность действий:
отбор информации по стоимости новых аналогичных ТС и аналогичных ТС на вторичном рынке в порядке, установленном в пункте 160 настоящих Правил;
определение стоимости замещения посредством расчета средней рыночной стоимости новых объектов-аналогов методом прямого сравнения в порядке, установленном в подпункте 165.3 пункта 165 настоящих Правил, или определение стоимости нового базового аналога на основании данных отечественных информационных справочников;
определение стоимости аналогичных ТС на вторичном рынке с корректировками в порядке, установленном в главе 17 настоящих Правил, или определение скорректированной стоимости базового объекта-аналога по данным отечественных информационных справочников в порядке, установленном в пункте 178 настоящих Правил;
определение относительной величины накопленного износа по формуле
где - накопленный износ объекта оценки, %;
- скорректированная стоимость аналогичного ТС, д.е.;
- стоимость нового аналогичного ТС, д.е.;
186.2. метод экономической жизни основан на расчете накопленного износа отношением эффективного возраста объекта оценки к сроку его экономической жизни.
Накопленный износ ТС методом экономической жизни определяется по формуле
где - накопленный износ объекта оценки, %;
- эффективный возраст объекта оценки, лет;
- срок экономической жизни объекта оценки, лет.
Эффективный возраст - возраст, соответствующий физическому состоянию ТС, учитывающий интенсивность и условия эксплуатации ТС, отражающий полезность ТС.
Срок экономической жизни - период времени, в течение которого улучшения в объекте оценки или объекте-аналоге дают вклад в их стоимость.
Срок экономической жизни определяется на основе формирования и обработки представительной выборки по результатам анализа информации о сроке службы аналогов, о техническом состоянии и эксплуатационных показателях аналогов, о долговечности этих аналогов. За срок экономический жизни принимается максимальный срок службы из всех выявленных и включенных в сформированную представительную выборку аналогов.
При невозможности определения срока экономический жизни срок службы определяется сроком полезного использования имущества, установленным владельцем ТС.
В случае, если в качестве срока экономической жизни принят нормативный срок службы, определяемый Министерством экономики Республики Беларусь, или срок полезного использования ТС, то эффективный возраст может определяться экспертным методом посредством определения остающегося срока эксплуатации ТС до момента перехода ТС в предельное (негодное) состояние и списания.
При этом эффективный возраст объекта оценки определяется по формуле
где - эффективный возраст объекта оценки, лет;
- нормативный срок службы объекта оценки, лет;
- срок полезного использования объекта оценки, лет;
- остающийся срок эксплуатации объекта оценки, лет.
В случае, если эффективный возраст соответствует сроку эксплуатации, то срок экономической жизни также может определяться экспертным методом посредством определения остающегося срока эксплуатации ТС до момента перехода ТС в предельное (негодное) состояние и списания.
При этом срок экономической жизни объекта оценки определяется по формуле
где - срок экономической жизни объекта оценки, лет;
- срок эксплуатации объекта оценки, лет;
- остающийся срок эксплуатации объекта оценки, лет.
Метод экономической жизни применяется при отсутствии информации, позволяющей разделить накопленный износ по видам;
186.3. метод разбивки позволяет определить накопленный износ посредством его разделения на физический, функциональный и внешний износ.
При последовательном и однократном учете факторов, влияющих на уменьшение стоимости объекта оценки, накопленный износ определяется по формуле
где - накопленный износ объекта оценки, д.е., %;
- физический износ объекта оценки, д.е., %;
- функциональный износ объекта оценки, д.е., %;
- внешний износ объекта оценки, д.е., %.
Относительная величина накопленного износа может определяться по формуле
187. Физический износ объекта оценки определяется следующими методами:
нормативного износа;
экономической жизни;
экспертизы состояния;
средневзвешенного износа;
поэлементного расчета;
прямого расчета;
снижения доходности;
стадии ремонтного цикла;
снижения потребительских свойств;
187.1. метод нормативного износа позволяет определить физический износ ТС как отношение срока эксплуатации ТС к нормативному сроку службы или отношение наработки основного двигателя к техническому ресурсу ТС.
Метод нормативного износа используется только в случаях:
соответствия технического состояния объекта оценки нормативным требованиям;
нормального режима эксплуатации объекта оценки.
Физический износ ТС методом нормативного износа определяется по формуле
где - физический износ объекта оценки, %;
- срок эксплуатации объекта оценки, лет;
- нормативный срок службы объекта оценки, лет.
Метод нормативного износа используется только в случае невозможности применения иных методов определения физического износа.
Нормативный срок службы и технический ресурс ТС устанавливаются изготовителем ТС. При отсутствии информации изготовителя нормативный срок службы ТС определяется в порядке, устанавливаемом Министерством экономики Республики Беларусь;
187.2. физический износ методом экономической жизни определяется в порядке, установленном в подпункте 186.2 пункта 186 настоящих Правил.
Метод экономической жизни используется для расчета физического износа, если функциональный и внешний износ отсутствуют;
187.3. методом экспертизы состояния может определяться физический износ в зависимости от фактического состояния ТС при помощи шкалы экспертных оценок согласно приложению 5 к настоящим Правилам;
187.4. метод средневзвешенного износа основан на расчете физического износа, при котором износ определяется по фактическому состоянию отдельных частей ТС с учетом их удельного веса в стоимости ТС в целом. Удельный вес частей ТС может определяться согласно таблицам 9.2 - 9.5 приложения 9 к настоящим Правилам;
187.5. метод поэлементного расчета (разбивки по элементам) основан на определении физического износа ТС суммированием величины физического износа его отдельных частей с учетом их весомости в себестоимости ТС или стоимости ТС в целом. В стоимость частей должна включаться стоимость на их сборку (монтаж). При отсутствии информации о стоимости монтажа такая стоимость может определяться в размере до десяти процентов от стоимости восстановления ТС или стоимости замещения объекта-аналога.
При определении физического износа методом поэлементного расчета выполняется следующая последовательность действий:
выделяются основные части ТС;
на основании акта осмотра ТС определяется состояние каждой части ТС;
определяется физический износ каждой части ТС;
определяется удельный вес частей ТС в стоимости восстановления (себестоимости) (замещения);
определяется средневзвешенное значение физического износа каждой части ТС как произведение удельного веса каждой части ТС на физический износ этой части по формуле
где - расчетный физический износ i-го элемента объекта оценки, %;
- фактический физический износ i-го элемента объекта оценки, %;
- себестоимость или стоимость i-го элемента объекта оценки, д.е.;
- себестоимость или стоимость объекта оценки в целом, д.е.,
или по формуле
где - удельный вес i-й годной части в стоимости ТС (определяется согласно таблицам 9.1 - 9.5 приложения 9 к настоящим Правилам);
определяется суммарный средневзвешенный физический износ ТС по формуле
где - физический износ объекта оценки, %;
- расчетный физический износ i-го элемента объекта оценки, %;
n - количество элементов в разбивке объекта оценки, шт.
Физический износ ТС может быть разделен на исправимый и неисправимый. При этом отдельно определяется исправимый и неисправимый износ с последующим их суммированием.
Исправимым физическим износом ТС (отложенным ремонтом) признается физический износ, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.
Исправимый физический износ определяется как стоимость устранения дефектов эксплуатации ТС в порядке, установленном в подпункте 176.3 пункта 176 настоящих Правил.
Неисправимый физический износ - это физический износ, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Неисправимый физический износ отдельных частей и ТС в целом может определяться методами нормативного износа, экономической жизни и другими;
187.6. физический износ методом прямого расчета определяется путем составления калькуляции на ремонтные работы по восстановлению ТС до состояния нового ТС в порядке, установленном в главе 15 настоящих Правил, с учетом всех налогов и обязательных неналоговых платежей, включенных в стоимость восстановления ТС.
Физический износ методом прямого расчета определяется по формуле
где - физический износ объекта оценки, %;
З - необходимые затраты по восстановлению объекта оценки до состояния нового ТС, д.е.;
- стоимость нового аналогичного ТС, д.е.
Метод прямого расчета может применяться для определения величины изменения стоимости ТС при частичном восстановлении ресурса ТС в результате проведения капитального ремонта. В этом случае определяются фактические затраты на его проведение с последующей корректировкой на сверхулучшения;
187.7. метод снижения доходности позволяет определить физический износ объекта оценки как отношение снижения дохода за срок эксплуатации ТС к доходу, получаемому от нового ТС в начале эксплуатации.
Снижение величины дохода за срок эксплуатации ТС определяется как разница между годовым доходом, получаемым от нового ТС, и годовым доходом объекта оценки;
187.8. метод стадии ремонтного цикла позволяет определить физический износ объекта оценки путем определения интенсивности снижения потребительских свойств в течение ремонтного цикла по отношению к значению потребительских свойств в начале ремонтного цикла.
Метод стадии ремонтного цикла рекомендуется использовать при наличии информации от изготовителя ТС о продолжительности межремонтных циклов ТС, времени наработки после капитального ремонта ТС, уровне снижения потребительских свойств к концу межремонтного цикла и уровне восстановления потребительских свойств после капитального ремонта.
Физический износ ТС методом ремонтного цикла определяется по формуле
где - физический износ объекта оценки, %;
ПС - потребительские свойства в начале первого ремонтного цикла ТС - принимаются равными единице;
- потребительские свойства ТС после проведения последнего капитального ремонта, долей.
Метод стадии ремонтного цикла может быть использован в комбинации с другими методами, в том числе с методами нормативного износа, прямого расчета, поэлементного расчета;
187.9. метод снижения потребительских свойств позволяет определить относительную величину физического износа путем суммирования относительной средневзвешенной величины снижения потребительских свойств ТС на дату оценки по сравнению с нормативными их значениями, установленными изготовителем.
188. Функциональный износ ТС вызван несоответствием характеристик объекта оценки или объекта-аналога современным требованиям рынка. Функциональный износ может рассчитываться по объекту в целом и по отдельным частям ТС. При определении функционального износа по отдельным частям ТС он рассчитывается от их стоимости восстановления или стоимости замещения за вычетом физического износа этих частей.
189. Функциональный износ может определяться следующими методами оценки:
сравнительным;
доходным;
разделения:
189.1. сравнительным методом определятся функциональный износ как сумма затрат на устранение функциональных недостатков объекта оценки по сравнению с современными объектами-аналогами;
189.2. доходным методом определятся функциональный износ как разница между капитализированным доходом от эксплуатации объекта оценки с функциональным износом и капитализированным доходом от эксплуатации современного объекта-аналога. Функциональный износ может определяться как настоящая стоимость потерь, вызванных избыточными эксплуатационными расходами;
189.3. методом разделения определяется функциональный износ путем суммирования исправимого и неисправимого функционального износа.
Исправимый функциональный износ определяется недостатками, требующими:
добавления (установки) отдельных конструктивных элементов, которые являются обязательными для выпускаемых современных объектов-аналогов;
замены и (или) модернизации отдельных частей, не отвечающих современным стандартам.
Исправимый функциональный износ, вызванный необходимостью установки дополнительных частей ТС, рассчитывается как разность стоимости установки части ТС на месте и стоимости установки этой части ТС у изготовителя в момент создания.
Исправимый функциональный износ, вызванный необходимостью замены и (или) модернизации отдельных частей ТС, рассчитывается как стоимость частей ТС за вычетом их физического износа и скраповой стоимости с учетом стоимости работ по замене их на новые части ТС.
Стоимость работ по замене частей ТС может приниматься до десяти процентов от стоимости восстановления или стоимости замещения.
Неисправимый функциональный износ определяется недостатками, вызванными:
отсутствующими частями ТС, которые должны быть в комплекте современного ТС в соответствии с требованиями нормативной документации и требованиями потребителей;
частями ТС, которых в соответствии с требованиями нормативной документации не должно быть в комплекте современного ТС.
Неисправимый функциональный износ от отсутствующих частей ТС, которые являются обязательными для серийно выпускаемых современных объектов-аналогов, может рассчитываться как разница капитализированной потери чистого операционного дохода ТС за счет отсутствия частей ТС и стоимости восстановления или стоимости замещения этих частей с учетом их установки (монтажа).
Неисправимый функциональный износ, вызванный частями ТС, которые должны быть исключены из стоимости ТС как не отвечающие современным требованиям, может рассчитываться как капитализированная потеря чистого операционного дохода при использовании старой части ТС за вычетом разницы между стоимостью новой заменяемой части ТС и стоимостью старой части ТС. Неисправимый функциональный износ, вызванный частями ТС, которые должны быть исключены из стоимости ТС, рассчитывается, если замена или модернизация этих частей является нецелесообразной.
190. Внешний (экономический) износ определяется после учета влияния на стоимость объекта оценки факторов, относящихся к физическому и функциональному износу. Внешний износ определяется как уменьшение стоимости объекта оценки, вызванное негативным влиянием внешних факторов.
Негативное влияние на стоимость ТС могут оказывать экономические, политические, социальные, природные и другие факторы (ситуация на рынке, условия финансирования, ограничения в использовании, изменение законодательства, изменение климатических условий и экологической обстановки, отсутствие элементов инфраструктуры по обслуживанию ТС и др.).
191. Внешний износ может определяться следующими методами оценки:
сравнительным;
экспертных оценок;
доходным;
другими;
191.1. внешний износ сравнительным методом определяется как разница между стоимостью объекта-аналога, имеющего внешнее воздействие, и стоимостью объекта-аналога без такого же внешнего воздействия;
191.2. внешний износ методом экспертных оценок определяется как произведение стоимости объекта-аналога ТС и относительной величины внешнего износа в размере:
двух процентов в год с момента снятия ТС с производства до даты оценки, но не более двадцати процентов;
двадцати процентов - при прекращении выпуска частей к ТС;
трех процентов за каждую смену владельца - при смене владельца ТС (включая продажу на первичном рынке), но не более десяти процентов;
191.3. определение внешнего износа доходным методом основано на капитализации потери дохода от двух объектов-аналогов, один из которых имеет внешний износ, либо на капитализации потери чистого операционного дохода по причине сложившегося на дату оценки более низкого уровня рыночной арендной платы;
191.4. внешний износ может определяться иными методами, если он вызван отсутствием спроса или избытком предложения ТС на рынке.
192. Внешнее удорожание определяется как увеличение стоимости ТС, вызванное положительным влиянием на него внешних факторов (рыночной ситуации, изменения законодательства и других факторов). В случае отсутствия таких факторов внешнее удорожание равно нулю.
Внешнее удорожание может быть определено доходным и сравнительным методами.
Внешнее удорожание доходным методом определяется как капитализированный прирост дохода, вызванный внешним воздействием (внешними факторами).
Внешнее удорожание сравнительным методом рассчитывается как разница между стоимостью объекта-аналога, имеющего внешнее воздействие, и стоимостью объекта-аналога без такого же внешнего воздействия.
193. Стоимость объекта оценки определяется как стоимость восстановления или стоимость замещения с учетом внешнего удорожания за вычетом накопленного износа по формуле
где - стоимость восстановления или стоимость замещения ТС, д.е.;
- стоимость дополнительного оборудования ТС, д.е.;
- накопленный износ ТС, д.е.;
- внешнее удорожание ТС, д.е.
194. При отсутствии информации о стоимости восстановления или стоимости замещения на дату оценки такая стоимость может определяться по формуле
где - стоимость восстановления или стоимость замещения ТС, д.е.;
- первоначальная стоимость объекта оценки, д.е.;
- первоначальная стоимость объекта оценки, рассчитанная по первоначальной стоимости объекта-аналога, д.е.;
- сводный коэффициент дооценки первоначальной стоимости ТС на дату оценки, который рассчитывается по формуле
где - коэффициенты изменения стоимости основных средств, устанавливаемые Национальным статистическим комитетом. Принимаются по коэффициентам пересчета стоимости основных средств всех предшествующих переоценок, начиная с уровня цен, в котором определяется первоначальная стоимость объекта оценки. При этом соответствует месяцу даты приобретения объекта оценки. принимается на 1 января текущего года. принимается на первое число месяца, предшествующего дате оценки, к дате проведения переоценки в текущем году.
Если объект оценки принят к бухгалтерскому учету в период, прошедший от даты предыдущей переоценки, то принимается к дате принятия к бухгалтерскому учету.
Сводный коэффициент дооценки равен единице, если стоимость ТС принимается в текущих ценах на дату оценки.
195. Стоимость объекта оценки может определяться по формуле
где V - стоимость ТС, д.е.;
- стоимость нового ТС, д.е.;
- стоимость нового базового аналога ТС, д.е.;
- стоимость дополнительного оборудования ТС, д.е.;
- накопленный износ ТС, д.е.;
- внешнее удорожание ТС, д.е.
196. Доходный метод оценки представляет собой совокупность методов расчета стоимости, основанных на преобразовании будущих денежных потоков в стоимость в текущем уровне цен.
Доходный метод применяется при определении стоимости ТС в случае невозможности определения стоимости объекта-аналога (базового аналога) сравнительным и затратным методами.
Доходный метод может применяться для расчета уникальных, раритетных, несерийных специальных ТС, по которым имеется полная информация о стоимости их эксплуатации, доходности этой эксплуатации, перспективах эффективного использования ТС.
Определение стоимости объекта оценки доходным методом проводится в следующем порядке:
сбор и анализ информации;
выбор метода расчета стоимости;
расчет потенциального (действительного) валового дохода или расчет годового чистого операционного дохода;
составление моделей прогноза;
определение общего коэффициента капитализации, норм дисконтирования или мультипликатора валового дохода;
определение стоимости объекта оценки.
При определении стоимости доходным методом применяются следующие методы расчета:
капитализации по норме отдачи (дисконтирование денежных потоков);
прямой капитализации.
(п. 196 в ред. приказа Белбюро по транспортному страхованию от 22.06.2016 N 19-од)
197. При определении стоимости серийных ТС доходный метод не применяется, так как степень эффективности (доходности) их использования напрямую не отражается на стоимости ТС.
ГЛАВА 19