Глава 8. Порядок допуска транспортных средств на территорию аэропорта (авиапредприятия)

8.1. Порядок допуска на аэродром транспортных средств авиапредприятий и сторонних организаций устанавливается с учетом требований документов по организации движения автотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации.

8.2. Пропуск на транспортное средство для въезда в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) выдается в бюро пропусков по разрешению администрации аэропорта (авиапредприятия), в котором указывается номер машины, срок действия пропуска, дата выдачи, печать и подпись лица, выдавшего пропуск.

8.3. Постоянные пропуска для въезда в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) выдаются на транспортные средства, которым необходим регулярный въезд в эту зону. Срок действия постоянных пропусков не должен превышать одного года.

8.4. Для обеспечения проезда транспортных средств, которым не требуется регулярный въезд в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия), предусматривается выдача временных и разовых пропусков.

В таких пропусках указывается: фамилия, имя, отчество водителя; тип (марка) и номер транспортного средства; наименование организации-владельца данного транспортного средства; фамилия, имя, отчество, должность, принадлежность к конкретной службе аэропорта (авиапредприятия) лица, сопровождающего транспортное средство; фамилия, имя, отчество, должность, принадлежность к конкретной службе аэропорта (авиапредприятия) лица, проведшего инструктаж водителя; подпись руководителя, ответственного за выдачу пропуска, печать и дата выдачи пропуска.

8.5. Пропуска для транспортных средств должны постоянно находиться на этих транспортных средствах.

8.6. Наличие на транспортном средстве пропуска не означает, что находящиеся в нем лица имеют разрешение на въезд в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) без предъявления соответствующих пропусков и документов, удостоверяющих личности водителя и пассажиров.

Установление личности водителя и пассажиров проводится при каждом въезде и выезде транспортного средства из контролируемой зоны.

8.7. Допуск транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия), при необходимости, может ограничиваться в целях усиления мер авиационной безопасности.

8.8. Встречу транспортных средств сторонних организаций на КПП, их сопровождение до места, определенного в заявке и обратно, а также контроль за транспортным средством в процессе работы, обеспечивают начальники служб аэропорта (авиапредприятия), ответственные за проведение работ.

8.9. Допуск служебного транспорта подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Прокуратуры Российской Федерации в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) осуществляется с соблюдением мер авиационной безопасности по упрощенной технологии, разработанной администрацией аэропорта (авиапредприятия), согласованной с территориальными органами указанных ведомств и утвержденной на заседании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности.

8.10. Допуск транспортных средств Федеральной службы охраны Российской Федерации в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) осуществляется по разовым пропускам без предварительных заявок и, при необходимости, в сопровождении сотрудника службы авиационной безопасности аэропорта.

8.11.Транспортные средства всех типов, допускаемые к эксплуатации на аэродроме и за его пределами, должны состоять на учете в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГАИ МВД России), иметь соответствующие документы.

8.12.Выдача пропусков на транспортные средства, находящихся в личном пользовании, и их въезд в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) запрещается.

Глава 9. Порядок учета, хранения, выдачи и изъятия пропусков
в аэропортах (авиапредприятиях) гражданской авиации

9.1. Порядок оформления и выдачи различных видов пропусков определяется " Инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму", разрабатываемой в каждом аэропорту (авиапредприятии) гражданской авиации.

9.2. Пропуска по назначению подразделяются на:

- личные;

- транспортные;

- материальные.

Личные и транспортные пропуска по срокам действия подразделяются на постоянные, временные, разовые и дают право допуска в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).

9.3. Постоянные пропуска для прохода в контролируемую зону выдаются сроком до 3 лет с последующим продлением (заменой) лицам, постоянно работающим в аэропорту (авиапредприятии). Основанием для выдачи постоянного пропуска является приказ руководителя администрации аэропорта (авиапредприятия) о приеме данного лица на работу.

В таких пропусках указывается фамилия, имя, отчество сотрудника, занимаемая им должность, принадлежность к данной организации, дата выдачи, печать и подпись руководителя.

9.4. Временные пропуска выдаются лицам, временно работающим в аэропорту (авиапредприятии), на срок до окончания работ, но не более одного года, а также работникам, утратившим служебное удостоверение, до окончания служебного расследования.

9.5. В международных аэропортах постоянные и временные пропуска выдаются в соответствии со списками, согласованными с органами пограничного и таможенного контроля.

9.6. Разовые пропуска выдаются для одноразового посещения аэропорта (авиапредприятия) или объекта лицам по предъявлению документов, удостоверяющих личность.

При оформлении разового пропуска на группу лиц пропуск выписывается на старшего группы с приложением списка следующих с ним лиц.

Разовый пропуск действителен на день посещения с момента его получения до истечения времени, указанного в пропуске.

При выходе посетителей из контролируемой зоны аэропорта (авиапредприятия) разовые пропуска изымаются работниками КПП и сдаются в конце рабочего дня в бюро пропусков для проверки и подшивания к соответствующим корешкам.

9.7. Транспортные пропуска выдаются:

- постоянные - на транспортные средства и другую подвижную технику, имеющую право въезда (выезда) в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) сроком на один год;

- временные - на транспортные средства сторонних организаций, работающих в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия) по договору на срок выполнения работы, но не более одного года;

- разовые - на транспортные средства сторонних организаций для въезда в контролируемую зону аэропорта в день выдачи пропуска.

9.8. Материальные пропуска выписываются лицам на материальные ценности, подлежащие выносу (вывозу), вносу (ввозу) из (на) контролируемой зоны аэропорта.

Материальные пропуска выдаются руководителями структурных подразделений аэропорта (авиапредприятия), руководителями сторонних организаций, имеющих на это право, с указанием фамилии, имени и отчества экспедитора, наименования вывозимого (ввозимого) груза, марки, серии и номера транспортного средства, количества мест, номера накладной ведомости, даты выдачи и подписи материально-ответственного лица.

Образцы материальных пропусков и образцы подписей лиц, имеющих право на их выдачу, предварительно представляются в службу авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия).

Материальный пропуск является разовым и действителен в течение дня его выписки и изымается после совершения операции выноса (вывоза), вноса (ввоза) материальных ценностей.

В международных аэропортах основанием для выписки материального пропуска, кроме накладной на прием и выдачу прибывших из-за границы

Российской Федерации материальных ценностей и груза, является решение таможенного органа Российской Федерации о их выпуске.

Основанием, дающим право перевозки грузов транспортом аэропорта (авиапредприятия) от грузового терминала, расположенного на территории аэропорта, до воздушного судна и обратно, являются сопроводительные перевозочные документы (грузовая ведомость, почтовые накладные, багажная ведомость и др.), а также иные документы и основания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9.9. Порядок учета, хранения, выдачи и уничтожения (списания) бланков пропусков устанавливается как для документов строгой отчетности. На бланках всех видов пропусков типографским способом или нумератором проставляются порядковые номера, а при необходимости номера серии.

Пропуска должны иметь достаточную степень защиты от подделки.

9.10.Бланки пропусков хранятся в надежно запираемых и опечатываемых сейфах или металлических шкафах и учитываются в специальном журнале отдельно по каждому виду бланков.

9.11.При увольнении или переводе в другое предприятие работник аэропорта (авиапредприятия) сдает пропуск по месту его получения, о чем делается соответствующая запись в журнале учета и выдачи пропусков.

9.12.За утрату или передачу другому лицу своего пропуска работник подвергается мерам дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 10. Контроль за соблюдением правил пропускного и внутриобъектового режима
в международных аэропортах

10.1. Служба авиационной безопасности и органы пограничного и таможенного контроля в пределах прав, предоставленных им законодательством Российской Федерации, осуществляют контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, должностными лицами и работниками предприятий и организаций правил и инструкций пропускного и внутриобъектового режима в международном аэропорту.

10.2. Администрацией аэропорта, в целях контроля за соблюдением правил пропускного и внутриобъектового режима физическими и юридическими лицами, осуществляются организационные и практические мероприятия, в том числе, совместно с представителями органов пограничного, таможенного контроля и службы авиационной безопасности аэропорта проводятся комплексные проверки состояния пропускного и внутриобъектового режима.

Материалы таких проверок оформляются актом и представляются руководителю аэропорта для принятия мер по устранению выявленных недостатков.

10.3. Служба авиационной безопасности, подразделения военизированной охраны, а также органы, наделенные правом обеспечения авиационной безопасности, информируют органы пограничного и таможенного контроля о всех лицах, задерживаемых в контролируемой зоне международного аэропорта.

Приложение
Термины и определения

Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается: службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Авиационная безопасность обеспечивается посредством:

- предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;

- охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;

- исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легко - воспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

- предполетного досмотра;

- реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Акт незаконного вмешательства - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

Багаж - вещи пассажиров или экипажа, перевозимые на борту воздушного судна по соглашению с эксплуатантом.

Бортовые запасы - предметы, предоставляемые эксплуатантом для использования или продажи на борту воздушного судна во время полета, в том числе бортпитание.

Груз - любое перевозимое на борту воздушного судна имущество, за исключением бортзапасов и багажа.

Грузовая зона - весь участок земли, а также средства и оборудование, предусмотренные для обработки груза. Сюда относятся перроны, грузовые склады и хранилища, места стоянки наземных транспортных средств, а также связанные с ними дороги.

Досмотр - осуществление мер, с применением технических или других средств, предназначенных для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства.

Досмотр воздушного судна - досмотр в целях обнаружения на борту воздушного судна оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также посторонних лиц.

Зал вылета - пространство контролируемой зоны между местами регистрации и местом ожидания.

Зона таможенного контроля - специально выделенная и обозначенная часть территории аэропорта, в пределах которой в целях осуществления таможенного контроля признано необходимым поддерживать особый режим перемещения лиц, товаров и транспортных средств, а также осуществлять производственную и иную коммерческую деятельность.

Зона пограничного контроля - территория, помещения, специальные места в пределах контролируемой зоны, выделенные для осуществления пограничного контроля воздушных судов, членов экипажа, пассажиров и грузов, прибывающих в Российскую Федерацию и убывающих за границу.

Контролируемая зона - рабочая площадь аэропорта (авиапредприятия), прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется службой авиационной безопасности.

В международных аэропортах контролируемая зона дополнительно включает:

- зону пограничного контроля;

- зону таможенного контроля;

- стерильную зону.

Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль.

Неконтролируемая зона - зона аэропорта (авиапредприятия) и здания, куда лица, не являющиеся пассажирами, имеют свободный доступ.

Охраняемая зона ограниченного доступа - те зоны аэропорта (авиапредприятия), здания или сооружения, доступ в которые ограничен или контролируется в целях обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов.

Пропуска - документы, установленного образца, выдаваемые лицам, которые работают в аэропортах (авиапредприятиях) или которым в силу иных причин необходим санкционированный допуск в аэропорты (авиапредприятия) или в любые зоны ограниченного доступа в этих аэропортах (авиапредприятиях), в целях упрощения допуска и опознания лица, включая документы на транспортные средства, выдаваемые для аналогичных целей.

Стерильная зона - зона между любым пунктом досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется службой авиационной безопасности с обеспечением мер, исключающих контакт пассажиров прошедших предполетный досмотр, с пассажирами не прошедшими такой досмотр, а также с провожающими и персоналом аэропорта (авиапредприятия) или городского аэровокзала, не занятыми обслуживанием пассажиров данного рейса.

Сторонние организации - организации, не базирующиеся в данном аэропорту (авиапредприятии, на аэродроме) и не использующие в своей производственной или иной коммерческой деятельности рабочую площадь аэропорта (авиапредприятия, аэродрома).

Угроза взрыва - угроза, полученная из анонимного источника или по другим каналам, в которой сообщается или подразумевается достоверная или ложная информация о том, что безопасности воздушного судна в полете или на земле, либо любого аэропорта (авиапредприятия) или средства гражданской авиации, или любого лица на территории аэропорта (авиапредприятия) может угрожать взрывчатое вещество или другой предмет или устройство.

Экипаж воздушного судна - состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Наши рекомендации