Общие сведения о пожарной технике
Перечень необходимой для пожаротушения техники и ее виды определяются предприятием в соответствии с НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятий. Общие требования».
Пожарную технику в зависимости от назначенияподразделяют на следующие виды:
- первичные средства пожаротушения;
- мобильные средства пожаротушения;
- установки пожаротушения;
- средства пожарной автоматики;
- пожарное оборудование;
- средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре;
- пожарный инструмент (механизированный, немеханизированный);
- пожарная сигнализация, связь и оповещение.
Первичные средства пожаротушения подразделяют:
- на переносные и передвижные огнетушители (водные, воздушно-пенные, воздушно-эмульсионные, порошковые, газовые, аэрозольные, комбинированные и др.);
- пожарные краны и средства обеспечения их использования;
- пожарный инвентарь;
- покрывала для изоляции очага возгорания.
Кмобильным средствам пожаротушения относят пожарные:
– автомобили (основные и специальные);
– самолеты, вертолеты;
– поезда;
– суда;
– пожарные мотопомпы;
– технические средства (тягачи, прицепы, трактора), приспособленные для целей пожаротушения, доставки воды, людей, пожарного инвентаря, инструментов.
Каждое производственное помещение, здание или сооружение должно быть обеспечено пожарной техникой того или иного вида в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-93).
Установки пожаротушенияпо степени мобильности классифицируют на стационарные, полустационарные и передвижные. В зависимости от рода и составов огнегасительных веществ их делят на аэрозольные (галоидоуглеводородные), водяные (спринклерные, дренчерные и установки с лафетными стволами), газовые (азотные, углекислотные), жидкостные, паровые и порошковые.
Стационарными называют установки пожаротушения, смонтированные внутри производственного объекта (здания, сооружения) и постоянно готовые к действию. Они могут быть автоматические и дистанционные. Автоматические установки при возникновении пожара действуют без участия обслуживающего персонала. Дистанционные установки приводятся в действие людьми.
Автоматические средства тушения пожара применяют в случаях, когда возникновение и развитие пожара могут привести к несчастным случаям с людьми, дестабилизации деятельности всего предприятия и значительному материальному ущербу. К объектам, защищаемым такими средствами, относятся энергетические узлы, газораздаточные станции и пункты, насосные станции по перекачке ЛВЖ и ГЖ, а также склады и помещения, в которых на 1 м2 находится более 100 кг горючих материалов.
Наиболее распространены спринклерные (англ, sprinkle — брызгать) и дренчерные (англ, drench — смачивать) установки водяного и пенного пожаротушения.
Спринклерные установки предназначены для автоматической подачи сигнала о пожаре и защиты от пожаров объектов, в которых скорость распространения огня ограничена, что позволяет своевременно вступившим в действие спринклерам локализовать источник пожара. Спринклерная установка (рисунок 2) состоит из источника водоснабжения, насосов, контрольно-сигнальной системы, водопроводов и спринклерных головок.
Рис. 2. Схема водяной спринклерной установки:1 — источник водоснабжения; 2—основной водопитатель; 3 — трубопровод подпитки вспомогательного водопитателя; 4—вспомогательный (автоматический) водопитатель; 5— контрольно-сигнальный клапан; 6 —сигнальный прибор; 7— магистральный трубопровод; 8 —спринклерная головка; 9 — распределительный трубопровод
Сеть магистральных и распределительных водопроводных труб располагают под перекрытием и заполняют водой под давлением, создаваемым автоматическим водопитателем (водопроводом, водонапорным баком или гидропневматической установкой), способным подавать не менее 10 л/с в течение 10 мин. Поскольку такого количества воды для тушения пожара может оказаться недостаточно, в установке обычно размещают основной водопитатель (насос, водопровод или запасную емкость), который должен обеспечивать расход воды не менее 30 л/с в течение 1 ч.
В распределительный трубопровод через каждые 3...4 м ввернуты спринклерные головки (рисунок 3), что позволяет орошать одним спринклером в зависимости от конструкции и диаметра проходного отверстия 6...36м2 площади пола помещения. Выходные отверстия головок (рисунок 3,4) закрыты легкоплавкими замками (клапанами), рассчитанными на вскрытие при достижении температуры 72, 93, 141, 182 или 240 °С
.
Рисунок 3. Спринклерная головка: 1—шайба, поддерживающая клапан; 2—штуцер; 3— рамка для крепления замка и розетки; 4— легкоплавкий замок клапана; 5 — розетка
Рисунок 4. Оросители спринклерные быстрого реагирования с различной температурой вскрытия
При расплавлении замка вода поступает в головку, ударяется о розетку и, разбрызгиваясь, поступает в зону горения (рисунок 5). Интенсивность орошения площади помещения при этом составляет более 0,1л/(с·м2). Одновременно контрольно-сигнальная система включает основной водопитатель и подает сигнал пожарной тревоги.
Рисунок 5. Спринклерная головка в действии
В неотапливаемых помещениях с температурой воздуха 0°С и ниже применяют водовоздушные спринклерные установки, заполняемые водой только до контрольно-сигнальных клапанов, после которых в трубопроводах со спринклерами находится сжатый воздух. При вскрытии головок сначала выходит воздух, а затем начинает поступать вода.
Практика применения спринклерных установок показала, что в зданиях, оборудованных ими, обеспечивается тушение свыше 90 % возникающих пожаров, в том числе и до прибытия пожарных формирований.
Дренчерные установкипредназначены для автоматического или ручного тушения пожара по всей площади помещения, а также для создания водяных завес в проемах дверей или окон, орошения отдельных элементов технологического оборудования и т. п.
Рисунок 6. Схема системы водяного пожаротушения дренчерного типа
Автоматически срабатывающее дренчерное оборудование приводится в действие тросовой, пневматической или электрической пусковой установкой.
Дренчерные головки (рисунок 7) не имеют замков, и их выходные отверстия всегда открыты. Вода в головки поступает через клапаны группового действия, автоматически включающиеся с помощью тросов с легкоплавкими замками при определенной температуре (рисунок 8).
Рисунок 7. Дренчерные головки водяные ДВВ (розеткой вверх) и ДВН (розеткой вниз)
Применяют также дренчерные установки, приводимые в действие ручной задвижкой. При наличии электрифицированной задвижки пуск установки осуществляется автоматической пожарной сигнализацией. Вода в дренчерные установки подается из расчета 0,1 л/(с·м2), а при их монтаже в помещениях повышенной пожарной опасности (более 200 кг горючих материалов на 1 м2) ‒ 0,3 л/(с·м2).
Рисунок 8 . Ороситель дренчерный водяной общего назначения ДВН
Для повышения эффективности действия спринклерные и дренчерные установки комплектуют пенообразующими оросителями или устройствами для смешивания пенообразователя с водой. Такие установки применяют в производственных помещениях различного назначения: окрасочных и сушильных камерах; в отделениях обкатки двигателей внутреннего сгорания в ремонтных мастерских; в помещениях, где обрабатываются и хранятся различные твердые горючие материалы, в том числе и плохо смачиваемые водой; в трансформаторных подстанциях и др. (рисунок 9).
Рисунок 9. Дренчерные установки пенного АПТ
РВ высокого давления RG-W-FOG
ТРВ высокого давления RG-W-FOG
Рисунок .Система пожаротушения тонкораспыленной водой
Удельный расход воды на тушение твердых материалов составляет от 40 до 400 л/м2.
Пожарные автомобили обеспечивают: доставку к месту пожара личного состава пожарной охраны, огнетушащих веществ, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасения пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей; подачу в очаг пожара огнетушащих веществ и проведение аварийно-спасительных работ, связанных с тушением пожара. Их подразделяют на основные и специальные.
К основным пожарным автомобилям относят автоцистерны, автонасосы, рукавно-насосные автомобили, пожарные автомобили пенного пожаротушения, водопенного, порошкового, пенопорошкового, газового, газоводяного, комбинированного тушения.
К специальным пожарным автомобилям относят пожарные аэродромные автомобили, пожарные автолестницы, пожарные автоподъемники и пожарные коленчатые подъемники, пожарные автомобили газодымозащитной службы, пожарные автомобили дымоудаления, водозащитные автомобили, пожарные автолаборатории технической службы, автонасосные станции, рукавные пожарные автомобили, пожарные аварийно-спасательные автомобили, штабные и оперативные автомобили, автомобили связи и освещения, автомобили отогрева, диагностики и ремонта пожарной техники, пожарные агитационные автомобили, автомобили медицинской помощи при пожарах, подвижные пункты управления силами и средствами пожаротушения, пожарные автомобили ремонта средств связи.
Пожарные автоцистерны оборудуют на базе грузовых автомобилей, преимущественно высокой проходимости (ЗИЛ, УРАЛ, КАМАЗ), и окрашивают в красный цвет с белыми полосами. Основной автомобиль пожарных подразделений ‒ автоцистерны типа АЦ-40, оборудованные баком для воды: до 2,0 м3 ‒ легкие, более 2,0 до 4,0 м3 ‒ средние и свыше 4,0 м3 ‒ тяжелые, а также пенобаком до 2 м3 и более. Цифра «40» указывает расход воды ‒ 40 с. Например, автоцистерна тяжелого типа АЦ-8,8-50 (рисунок 10), смонтированная на базе автомобиля КАМАЗ-53229, имеет цистерну для воды на 8,8 м3, пенобак на 2,0 м3, пожарный насос с подачей воды ‒ 50 л/с, а через лафетный ствол ‒ 40 л/с; подача пены ‒ 50 л/с, число мест боевого расчета ‒ 3 человека.
Цистерны на шасси ЗИЛ-130 АЦ-40(130)-63Б.
ото - Цистерны на шасси ЗИЛ-4331** (Москарз / АМО ЗИЛ)
АЦ-40(4331) производства "Москарз".
Рис. 2.2 Пожарная автоцистерна АЦ-40(431410)63Б.
Рисунок 10.Автоцистерна тяжелого типа АЦ-8,8-50 на базе автомобиля КАМАЗ-53229 и
У пожарных автонасосов (рисунок 11) в отличие от автоцистерн отсутствует бак для воды, но высокие ходовые качества, большая емкость для пенообразователя, повышенный запас рукавов и другого пожарно-технического вооружения, возможность прокладки на ходу одной или двух магистральных линий, наличие спасательных устройств позволяют успешно использовать их для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Рисунок 11.Пожарный автонасос ПМЗ-18 на базе ЗИЛ-164
Пожарные насосные станции предназначены для подачи воды на большие расстояния по магистральным линиям диаметром 150 мм. Они питают водой пожарные автоцистерны и автонасосы, служат как для подачи воды, так и пенообразователя. Одна насосная станция одновременно может питать водой четыре пожарных автомобиля с насосными установками производительностью 30‒40 л/с на расстоянии 4‒5 км. Насосные станции также используют для заполнения искусственных пожарных водоемов.
Высокая скорость движения, небольшой расход топлив, возможность преодоления труднопроходимых участков позволяют успешно эксплуатировать насосные станции ПНС-100 (рисунок 12) и ПНС-110 в районах с температурой воздуха от –35 до +35 С.
Рисунок 12.Пожарная насосная станции ПНС-100(43114)-50ВР на базе КАМАЗ-4311
Пожарный автомобиль насосно-рукавный предназначен для прокладки на ходу напорных магистральных рукавных линий, уборки их по окончании тушения пожаров, обеспечение подачи воды или воздушно-механической пены. Например, АНР-40 на базе автомобиля ЗИЛ-431412 (рисунок 13) имеет 9 мест для боевого расчета, 820 м напорных рукавов, бак с пенообразователем на 0,49 м3.
Рисунок 13.Пожарный автомобиль насосно-рукавный АНР-40 на базе ЗИЛ‑431412 и насосно-рукавный автомобиль АНР 40-1,4 на базе КАМАЗ-4311
Пожарные автомобили пенного тушения(АВ-20, АВ-40 и др.) предназначены в основном для тушения нефтепродуктов (в т. ч. и при их разливе на больших площадях) в составе с другими пожарными автомобилями. Например, пожарный автомобиль АВ-40 на базе автомобиля УРАЛ-5557 имеет цистерну 5 м3 для пенообразователя и насос для подачи воздушной механической пен производительностью 40 л/с (рисунок 14).
Рисунок 14.Пожарный автомобиль АВ-40 на базе автомобиля УРАЛ-5557
Автомобили пожарные порошкового тушения (АП‑5000 , АП-4, АП-5 и др.) имеют широкое применение благодаря универсальности огнетушащих свойств порошков (рисунок 15). Например, АП-4000-50 на базе автомобиля КАМАЗ‑43118, имеет два сосуда для порошков общей массой 4000 кг, рабочее давление в сосудах -1,2 МПа, расход порошка через каждый из двух лафетных стволов ‒ не менее 50 кг/с при дальности его полета 50 м, через ручной ствол ‒ 6,5 кг/с на расстояние до 15 м.
Рисунок 15.Пожарный автомобиль АП-5000 на базе автомобиля КАМАЗ-53215
Пожарные автомобили пенного тушения(АВ-20, АВ-40 и др.) предназначены в основном для тушения нефтепродуктов (в т. ч. и при их разливе на больших площадях) в составе с другими пожарными автомобилями. Например, пожарный автомобиль АВ-40 на базе автомобиля УРАЛ-5557 имеет цистерну 5 м3 для пенообразователя и насос для подачи воздушной механической пен производительностью 40 л/с (рисунок 15).
Рисунок 15.Пожарный автомобиль АВ-40 на базе автомобиля УРАЛ-5557