Международные ж/д перевозки грузов
Международные ж/д перевозки в Украине регламентируются следующими документами:
· Соглашения о международном ж/д грузовом сообщении (СМГС)
· Служебная инструкция (СИ) к СМГС
· Международные тарифы для транзитных перевозок
Оформление имеет определенные особенности, которые вытекают из формы и содержания самого договора, т.е. из накладной.
Одновременно с предъявлением груза к перевозке отправитель для каждой отправки должен представить станции правильно заполненную и подписанную накладную специальной формы, состоящую из 5 листов:
· 1-й – оригинал накладной
· 2-й – дорожная ведомость (2-й экземпляр для дороги отправления, по одному для каждой транзитной железной дороги)
· 3-й – дубликат накладной
· 4-й – лист выдачи груза
· 5-й – лист уведомления о прибытии груза
Расчет времени:
,
где t0 – это срок на отправление (1 сутки)
Li – расстояние по i-й железной дороге
V – среднесуточная скорость движения (перевозки)
t1 – дополнительный срок продолжительностью 2 сут., установленный на перегрузку груза в вагоны другой ширины колеи или перестановку вагонов на колесные пары другой ширины колеи; при паромной переправе вагонов
t2 – удлинение срока доставки за счет:
а) задержки для выполнения таможенных операций
б) перерыва в сообщении не по вине железной дороги
в) задержки по изменению договора перевозки и т.д.
В системе СМГС срок доставки устанавливается на весь путь следования груза, а началом этого срока считается 00.00 час дня, следующего за днем, в который принят к перевозке груз и накладная. Установлены (Ст. 14 СМГС) следующие нормы скорости:
- для грузов большой скорости:
ü мелкие отправки – 200 км/сут.
ü повагонные отправки/крупнотоннажные контейнеры – 320 км/сут.
- для грузов малой скорости:
ü мелкие отправки – 150 км/сут.
ü повагонные отправки/крупнотоннажные контейнеры – 200 км/сут.
При перевозке негабаритных грузов сроки доставки увеличиваются на 100%
Международные ж/д перевозки грузов регулируются «Конвенцией о международных ж/д перевозках» в редакции 1980 г. (КОТИФ), содержащей объединенный текст «Бернской Конвенции о ж/д перевозках грузов (МГК/ЦИМ)», заключенной в конце 19 века европейскими государствами, включая Россию, и «Конвенции о перевозках пассажиров (МПК)».
Украина подписала КОТИФ в 2003 г. Участниками ЦИМ/КОТИФ являются большинство европейских и североафриканских стран. Стороны этой конвенции создали как государства-участники Межправительственную организацию международных ж/д перевозок (ОТИФ).
ЭКСПЕДИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В последние годы получают все большее развитие авиаперевозки грузов, в основном ценных и скоропортящихся. В последние десятилетия доходы от грузовых перевозок росли быстрее, чем от пассажирских. Особенно интенсивно стали увеличиваться контейнерные перевозки. Особенно рост авиаперевозок характерен для азиатско-тихоокеанского региона и для Среднего Востока.
Внутренние авиаперевозки
Прием к отправке мелких партий грузов и личного имущества производится по заявкам отправителей и осуществляется:
· регулярными рейсами по расписанию
· заказными рейсами по установленным воздушным линиям, а также в пункты, куда регулярные рейсы не выполняются
· в прямом смешанном сообщении перевозчиками разных видов транспорта по одному документу с участием воздушного транспорта
К перевозке заказными рейсами принимается груз, перевозка которого невозможна регулярными рейсами. Перевозки грузов производятся по кратчайшим маршрутам, как правило, прямыми рейсами. При невозможности прямого рейса производится перевозка с перегрузкой в промежуточных аэропортах (трансферная перевозка).
Очередность перевозки устанавливается:
· во исполнение плана перевозок
· во исполнение специального договора с отправителем
· сверх утвержденного плана
· по разовым заявкам от государственных и других организаций
Вне очереди перевозятся грузы:
· по заданию правительства
· предназначенные для предотвращения стихийных бедствий и т.п. и ликвидации их последствий
· специального назначения (посевные и пр.)
· по разовым заявкам граждан
· случайно засланные или задержанные в период перевозки