Коммерческая работа на станциях и в пути следования
Коммерческая работа включает следующие операции:
· подготовка и прием грузов к перевозке
· оформление перевозочных документов
· определение и взимание провозной платы
· выдача грузов получателям
· пломбирование вагонов
· оформление переадресовки
· хранение грузов на станциях назначения
Классификация грузов
Тарно-штучные грузы – грузы, перевозимые железной дорогой отдельными местами в таре и упаковке.
Насыпные грузы – грузы, перевозимые железной дорогой без тары и упаковки, погружаемые и выгружаемые насыпью, состоящие из однородных предметов в количестве более 100.
Навалочные грузы – массовые грузы, перевозимые железно дорогой, погружаемые и выгружаемые навалом.
Транспортная маркировка
На тарно-штучные грузы отправитель обязан нанести маркировку. При этом маркировка наносится отправителем до предъявления груза к перевозке.
Маркировка наносится на бумажные, картонные, металлические и другие ярлыки, а также непосредственно на тару и упаковку.
Содержание маркировки в форме ярлыков, порядок и способ нанесения маркировки установлены правилами перевозок грузов и соответствующими ГОСТами.
Грузовладельцы и транспортно-экспедиторские организации обязаны строго соблюдать правила и стандарты по маркировке, так как с ее помощью устанавливается связь между грузом и перевозочными документами, определяется его принадлежность, информируются работники железной дороги о мерах предосторожности и способах обращения с упаковкой при транспортировке и хранении.
Прием груза к перевозке и оформление провозной документации
Лист 1 – накладная (выдается грузополучателю).
Устав железных дорог Украины в Статье 6 определяет роль накладной как основного перевозочного документа на каждую отправку грузов. Накладную составляет отправитель.
Накладная является обязательной двусторонней письменной формой договора перевозки. Кроме того, она одновременно определена как договор залога груза для обеспечения гарантии внесения провозной платы и других платежей за перевозку.
Накладная сопровождает груз на всем пути перевозки до станции назначения.
Лист 2 – дорожная ведомость (остается на станции назначения).
При приеме груза к перевозке станцией отправления составляется дорожная ведомость (Лист 2). Бланк дорожной ведомости размещен на трех листах. Все они имеют одинаковый номер, соответствующий номеру накладной.
Лист 3 – корешок дорожной ведомости (остается на станции отправления).
Лист 4 – квитанция о приеме груза (выдается грузоотправителю).
Отправитель несет материальную ответственность за правильность сведений, указанных в накладной. Железная дорога имеет право проверить правильность этих сведений, а также периодически проверять количество и массу груза, которые указываются в накладной.
Перед отправлением груза отправитель предъявляет заполненную накладную начальнику станции или в товарную контору для визирования и внесения числа и месяца ввоза груза на станцию.
При перевозке грузов (особенно внешнеторговых) требуется приложение к накладной дополнительных сопроводительных документов, которые указываются в перечне ППГ (Правил перевозки грузов).
Отправитель должен объявить ценность следующих грузов:
· изделий из драгоценных металлов, камней, антикварных вещей (т.е. старше 50 лет)
· грузов и изделий, не имеющих прейскурантной цены
· опытных машин и приборов
· домашних вещей
Ценность навалочных, насыпных, наливных, скоропортящихся и опасных грузов, а также грузов, перевозимых на открытом подвижном составе, с проводниками или за пломбами грузоотправителя, не объявляется.
Грузоотправитель имеет право объявить ценность любых грузов, кроме вышеперечисленных, причем объявленная ценность не должна превышать действительную стоимость груза. В случае расхождения между отправителем и станцией ценность груза определяется независимой экспертизой, о чем составляется соответствующий акт. В случае принятия груза с объявленной ценностью железной дорогой взымается дополнительный сбор в размере, установленном тарифом (Ст. 28 УЖДУ).
Определение массы груза
Ввоз груза на станцию всегда осуществляет отправитель. Груз принимает приемосдатчик, который проверяет груз и его соответствие характеристикам, указанным в накладной (масса и способ ее определения, количество мест, упаковка). Масса груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом массы на грузовых местах по трафарету или по стандарту. Для отдельных грузов масса может определяться расчетным путем, по обмеру или условно. Масса тарных и штучных грузов определятся до предъявления их к перевозке с указанием на каждом грузовом месте массы брутто и нетто. Если предъявляются грузовые места стандартной массы, указание массы на каждом грузовом месте не обязательно. О способе определения массы грузоотправитель обязан указать в накладной.
Массу груза определяет:
· железная дорога – при погрузке на местах общего пользования
· грузоотправитель – при погрузке на местах необщего пользования
Определение массы грузов по трафарету, по стандарту, расчетным путем, по обмеру или условно, а также грузов, погрузка которых возложена на грузоотправителя, во всех случаях производится грузоотправителем, за исключением отгружаемых с мест общего пользования грузов, перевозимых навалом или насыпью, масса которых при наличии на станции вагонных весов по требованию грузоотправителя определяется железной дорогой. Массу зерновых хлебных грузов, семян, отрубей и комбикормов, перевозимых насыпью, картофеля, овощей, перевозимых навалом, определяет на весах грузоотправитель и удостоверяет своей подписью в накладной. При отсутствии вагонных или элеваторных весов у грузоотправителя массу определяют на вагонных весах станции отправления приемосдатчик железной дороги совместно с грузоотправителем и удостоверяет своими подписями в накладной. Грузы в контейнерах принимаются железной дорогой к перевозке за массой грузоотправителя.
Определение массы грузов, перевозимых наливом в цистернах, производится путем взвешивания или путем замера отправителем высоты налива и определения объема налитого груза с применением специальных калибровочных таблиц. Масса пищевых грузов определяется только на вагонных весах, а при их отсутствии – на товарных весах. О приеме груза к перевозке приемосдатчик записывает в книгу приема груза к отправлению. По окончании указанных операций приемосдатчик на оборотной стороне накладной записывает данные о ввозе груза, удостоверяя их своей подписью, и пересылает ее в товарную контору.
Загрузка вагонов
По Уставу УЗ загрузка груза в вагоны и контейнеры, а также выгрузка из них осуществляется отправителем и получателем. Железная дорога может брать на себя выполнение грузовых работ по отдельным договорам и за отдельную плату. В обязанности ЖД входит подача под загрузку вагонов, пригодных для перевозки данного груза, очищенных и продезинфицированных. Это же касается и контейнеров.
Отправитель, осуществляющий загрузку вагонов, самостоятельно проверяет их пригодность к перевозке. Контейнеры и цистерны также проверяются отправителем. При загрузке вагонов необходимо учитывать две границы грузоподъемности – нижнюю и верхнюю. Техническая норма загрузки вагона – это обязательное количество груза, которое должно быть погружено в данный тип вагона при полном использовании вместимости или грузоподъемности. Нижние технические нормы загрузки публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.
После проверки правильности загрузи вагонов производится пломбировка вагонов. Пломбируются крытые вагоны, в том числе изотермические (на дверях с каждой стороны), контейнеры (на защелках и дверных рукоятках) и цистерны (на крышках люков). Пломбирует тот, кто осуществляет загрузку. Пломба играет роль охранного замка (если не повреждена, то доступа к грузу не было). Если разрешена перевозка без пломб, то накладываются проволочные закрутки. Тиски отправителя имеют следующие знаки:
· полное или сокращенное название отправителя
· наименование станции и дороги
Тиски железной дороги имеют следующие знаки:
· полное или сокращенное наименование станции и дороги
· контрольные знаки
· номер тисков
После проверки правильности загрузки и пломбировки приемосдатчик составляет вагонный лист, который передается в товарную контору. Окончательное оформление накладной осуществляется в товарной конторе, где в накладную вносятся все сведения, включая сведения о провозных платежах. После внесения платежей, отправителю выдается квитанция. Локомотивной бригаде дается пакет документов:
· оригиналы накладных
· дорожные ведомости
· вагонные листы
· документы по списку
В пути следования:
· если груз следует по железной дороге в морской порт внутри страны, то получателем по накладной является поименованный порт или стивидорная компания в порту, или какое-либо третье лицо (экспедитор)
· если груз находится в пути следования, то согласно Уставу УЗ, по заявлению грузоотправителя или грузополучателя, груз может быть переадресован на другую станцию назначения.
· грузоотправитель имеет право изменить грузополучателя без изменения станции назначения
Выдача груза получателю
В Уставе УЗ записаны обязательства по доставке груза в установленные сроки. При этом отсчет срока начинается с 24 часов даты приема груза к перевозке. Груз считается доставленным своевременно, если на станции назначения он выгружен средствами ж/д, о чем сообщено получателю, либо вагон подан под выгрузку средствами получателя до окончания установленного срока. УЗ обязуется уведомить получателя в день прибытия груза или до 12 часов следующего дня. Выдача груза оформляется в товарной конторе и называется раскредитованием транспортных документов.
Процедура раскредитования заключается в том, чтобы окончательно оплатить перевозку, после чего накладная вручается получателю. Когда выдан груз, получатель расписывается в дорожной ведомости. На обороте накладной приемосдатчик отмечает число и месяц выдачи груза, количество мест и массу.
Если получателем груза по накладной является порт, то раскредитование осуществляет транспортно-экспедиторская контора порта (в Одессе – отдел транспортного сервиса) или уполномоченная портом экспедиторская компания.
Если получателем груза по накладной является не порт, то раскредитование осуществляет соответствующий экспедитор.
Операция приема груза портом регламентируется следующими документами (помимо Устава УЗ):
· Основные условия приема и сдачи экспортных и импортных грузов на ж/д станциях и в морских портах
· Правила приема, хранения и отпуска грузов морскими торговыми портами
· Правила оформления грузовых и перевозочных документов
· Правила составления актов при морских перевозках грузов и багажа
Все перечисленные документы включены в состав тарифного руководства 4М «Общие правила перевозки грузов и багажа морем» (1990 г.).
При передаче экспортных грузов диспетчерской портана основании накладных и других документов составляется приемный акт, в котором определяются места подачи вагонов под разгрузку. Основное назначение – это учетный документ. Приемный акт выписывается на один склад.
Бланк приемного акта имеет следующие графы:
1) Значится по документам (заполняет диспетчер)
2) Фактически принято
3) Отгружено портом
Приемный акт выписывается в 6 экземплярах. На склад – 3 экземпляра со всеми товаросопроводительными документами, 4 и 5 – в ТЭК порта, 6 – остается в диспетчерской порта. Операцию приема-выдачи груза осуществляют:
· начальник склада (магазинер)
· тальман склада
· представитель железной дороги
Осматривается кузов вагона и пломбы. Оттиски пломб сверяются с данными вагонного листа. После чего пломбы снимаются.
Тарно-штучные грузы принимаются счетом без взвешивания. Взвешиваются только поврежденные грузовые места.
Цветные металлы принимаются с обязательной перевеской.
Насыпные, навалочные и наливные грузы принимаются с выборочной проверкой массы на вагонных весах.
Обязательно проверяется масса, количество мест и состояние груза в следующих случаях:
· повреждены пломбы или кузов вагона
· прибыл груз с признаками недостачи, порчи или повреждения в открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб
· прибывшие вагоны были загружены ж/д
· прибытие скоропортящихся грузов с нарушением предельного срока доставки или с нарушением температурного режима
Масса груза считается правильной, если разница массы груза на станции отправления и назначения не превышает:
· нормы естественной убыли и предельного расхождения определения массы нетто (в случае недостачи)
· предельного расхождения определения массы нетто (в случае излишка)
Учет выхода груза из вагона ведется на бланках отвеса. Отвес – это первичный документ, подтверждающий количество и внешнее состояние груза, принятого из вагона.
Отвес заполняет тальман склада, а подписывает тальман склада и весовщик. На основании отвеса начальник склада записывает количество принятого груза в приемный акт в графу – «фактически принято». После каждой записи о приеме груза по накладной в акте фиксируется состояние груза, тары и маркировки. В случае несоответствия фактического количества и качества объявленным в накладной должны быть составлены коммерческий акти акт общей формы. Это документы железной дороги.
Коммерческий акт, согласно УЖД, составляется в случаях:
· несоответствия наименования, массы и количества мест груза, данным, указанным в транспортных документах
· выявления груза без документов или документов без груза
· ущерба, повреждения груза
· возвращения железной дороге украденного груза
Железная дорога обязана составить коммерческий акт, если она сама выявила указанные обстоятельства или если о существовании хотя бы одного из них заявил получатель или отправитель груза. Во всех других случаях обстоятельства, которые возникли в процессе перевозки груза и которые могут быть основанием для материальной ответственности, оформляются актами общей формы.