Перевозки грузов железнодорожным транспортом
Преимущества:
· возможность перевозки достаточно больших объемов грузов на дальние расстояния
· большая грузоподъемность единицы подвижного состава
· независимость от погодных условий
· возможность перевозки специальных грузов в специализированном подвижном составе
· малая трудоемкость перевозок
· низкая цена перевозки единицы груза
Недостатки:
· высокая стоимость начально-конечных операций
· привязка к сети железных дорог
Железнодорожные перевозки применяются для больших объемов грузов, перевозимых на дальние расстояния, в районах с хорошо развитой сетью железных дорог.
Документы, регламентирующие внутренние железнодорожные перевозки:
· Устав железных дорог Украины (утвержден Постановлением КМ Украины от 06.04.98 № 457) – основной документ, регулирующий взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя и с железной дорогой
· Правила перевозки грузов железнодорожным транспортом
· Технические условия погрузки и крепления грузов
Международные перевозки грузов железнодорожным транспортом регулируют:
· КОТИФ – Конвенция о международных железнодорожных перевозках в редакции 1980 г. (участвуют 43 страны Европы, Азии и Северной Африки)
· СМГС – Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении, заключенное в 1951 г. (участвуют страны СНГ, Балтии, Болгария, Польша, Китай, Монголия, Северная Корея, Вьетнам)Договор ж/д перевозки
Договор ж/д перевозки:
· заключается между железной дорогой и грузоотправителем в пользу грузополучателя
· перевозка осуществляется железной дорогой на плановых началах; договор является плановым
· согласно Уставу, железная дорога осуществляет месячное планирование перевозок на основе заявок грузоотправителей, экспедиторов, морских и речных портов
Основанием заключения договора перевозки груза железнодорожным транспортом является заявка на перевозку грузов, представляемая грузоотправителем перевозчику в 3-х экземплярах, каждый из которых должен быть подписан грузоотправителем и заверен печатью, применяемой при финансовых операциях. Количество груза указывается в вагонах, в отдельных случаях – в тоннах.
В заявке указываются следующие данные:
· наименование железной дороги, в пределах деятельности которой находятся грузоотправитель и железнодорожная станция
· полное наименование, фактический почтовый адрес и банковские реквизиты грузоотправителя
· порядок подачи вагонов, контейнеров
· номер договора об организации перевозок грузов, если такой договор заключен с железной дорогой
· точное наименование груза, вид груза, масса груза, количество вагонов, контейнеров
· дата регистрации и утверждения заявки, номер заявки
Договор ж/д перевозки является:
· реальным – считается заключенным только с момента, когда груз предъявлен к перевозке
· срочным – срок действия определяется сроком доставки
· возмездным – провозную плату вносит грузоотправитель на станции отправления; если платеж осуществляется не полностью, окончательный расчет осуществляет грузополучатель
В случае несвоевременного внесения соответствующей платы начисляется пеня за каждый день задержки, и, кроме того, отправка или выдача грузов может быть задержана.
Грузополучатель не участвует в заключении договора ж/д перевозки, но имеет право требовать груз в пункте назначения.
Обязанности грузополучателя:
· должен принять груз
· вывести груз со станции назначения
· полностью рассчитаться с железной дорогой
Обязанности грузополучателя не зависят от того, согласен он принять груз или нет. Даже если в адрес получателя пришел не заказанный груз, он должен оплатить все возложенные на него платежи.
Договор перевозки между железной дорогой и отправителем оформляется транспортной железнодорожной накладной (основным документом, используемым при перевозках) и вступает в силу, когда груз принят станцией отправления вместе с накладной. Дату приема груза к перевозке удостоверяют календарным штемпелем станции. Накладная заполняется грузоотправителем на каждую отправку и при выдаче груза вручается получателю.
Виды отправок
Количество груза, предъявленного к перевозке, определяет вид отправки, которая оформляется по одной накладной:
· мелкая – предъявляемая по одной накладной, ограниченная по массе и объему (от 0,02 до 5 тонн и объемом не более 1/3 вместимости вагона) партия груза, для перевозки которой не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера
· малотоннажная – предъявляемая к перевозке по одной накладной партия груза массой от 10 до 20 тонн и объемом не более половины вместимости вагона
Сборные вагоны с мелким и малотоннажными отправками бывают:
ü прямые – если отправки следуют на одну станцию назначения
ü прямые участковые – если они загружены отправками на разные станции одного сортировочного участка (участка обслуживания технической станции)
ü перегрузочные – если отправки следуют в одном направлении на разные станции нескольких сортировочных участков
ü сборно-раздаточные – когда отправки адресованы на разные станции одного участка, ограниченного смежными грузосортировочными станциями
· контейнерная – предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление отдельного контейнера
· повагонная – предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление отдельного вагона
· сборная повагонная – предъявляемый по одной накладной груз разных наименований и позиций номенклатуры, следующий в адрес одного получателя в одном вагоне
· групповая – предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление больше одного вагона, но меньше маршрута
· маршрутная – предъявляемая по одной накладной партия груза, в количестве, соответствующем весовой норме, установленной для маршрутов (неверное название маршрутов – турные поезда или «вертушки»)
Маршруты подразделяются на:
ü кольцевые – когда маршрут следует по кольцу (например, на станции А производится погрузка угля в адрес станции Б; по прибытии маршрута на станцию Б и выгрузки угля, производится погрузка щебня в адрес станции В; по прибытии на станцию В и выгрузки щебня маршрут следует в адрес станции А в порожнем состоянии, после чего цикл повторяется). Только такой маршрут может называться «вертушкой»
ü прямые отправительские – когда маршрут не привязывается к конкретным станциям и конкретной схеме (как кольцевые)
ü прямые, следующее в распыление – когда маршрут следует от одного грузоотправителя к разным грузополучателям, расположенным на одной станции выгрузки, или когда два и более маршрута, объединенные в один, следуют от станции погрузки до ближайшей технической станции, после чего разделяются
Виды сообщений
· внутристанционные перевозки – перевозки грузов с одного подъездного пути на другой подъездной путь с выходом на железнодорожные пути общего пользования в пределах одной станции
· местное сообщение – в пределах одной страны с участием одной железной дороги
· прямое сообщение – в пределах одной страны с участием двух и более железных дорог
· прямое смешанное сообщение – перевозка по одной накладной с участием двух и более видов транспорта (например, железнодорожно-водное)
· прямое международное сообщение – с участием железных дорог двух и более государств
· прямое смешанное международное сообщение – мультимодальные ж/д перевозки
Скорости доставки грузов
Отправки могут доставляться с грузовой скоростью в обычных грузовых поездах и большой скоростью (для отдельных видов грузов) – в ускоренных грузовых поездах, направления курсирования которых устанавливаются УЗ.
Скорость доставки грузоотправитель указывает в накладной, а перевозчик применяет повышающий коэффициент к провозному тарифу.
Грузовая скорость:
· для маршрутных и групповых отправок – не менее 550 км/сут
· для вагонных отправок – не менее 330 км/сут
· для мелких или малотоннажных – не менее 180 км/сут
Большая скорость:
· для скоропортящихся грузов в изотермическом подвижном составе (на отдельных участках) – не менее 660 км/сут
· для скоропортящихся грузов в изотермическом подвижном составе, следующем по железной дороге – не менее 500 км/сут
· для нескоропортящихся грузов – не менее 330 км/сут
· для мелких отправок – не менее 240 км/сут