Организация службы в вокзалах и на станциях
В вокзалах и других станционных зданиях выделяются служебные помещения для ОКПП погранвойск, таможенных органов и других организаций, осуществляющих контроль за передвижением через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, товаров и иного имущества.
Для целей таможенного оформления и контроля в железнодорожных вокзалах выделяются и оборудуются залы таможенного оформления и пограничного контроля с техно-логическими линиями паспортно-таможенного и других видов пограничного оформления следующих через границу лиц по прибытию и убытию, помещения для личного досмотра лиц, следующих через границу.
Физические лица, следующие из-за границы до пограничной станции или выезжающие за границу на такой станции, проходят пограничный контроль и таможенное оформление ручной клади и багажа только в вышеуказанных залах, а остальные — непосредственно в поездах.
Снятие ручной клади и багажа пассажиров, следующих в прямом беспересадочном пассажирском сообщении через границу, для проведения тщательного таможенного оформления и контроля в залах, (в том числе и с применением специальной досмотровой техники) производится по решению должностного лица таможенного органа.
Проведение контрольно-досмотровых мероприятий и таможенного оформления непосредственно в поездах, является одним из самых напряженных направлений работы. Время нахождения в поезде наряда ограничено расписанием.
Служба (работа) пограничных, и таможенных смен согласовывается и строится с учетом графика движения пассажирских и грузовых поездов через государственную границу.
В зависимости от складывающейся оперативной обстановки на таможенной границе и в регионе деятельности таможенного органа подразделения таможни осуществляют служебную деятельность в форме повседневной службы или специальной операции.
Повседневная служба — это согласованные по месту, цели, времени непрерывные действия оперативных подразделений, подразделений правоохранительного блока в сочетании. с режимными мероприятиями, проводимыми таможенными органами по единому замыслу и плану в определенном районе в целях пресечения контрабандной деятельности, нарушений таможенных правил, обеспечения безопасности работы таможенных органов, должностных лиц таможенных органов и членов их семей в целях успешного выполнения возложенных на эти органы задач.
Повседневная служба (работа) является основной формой служебной деятельности и может осуществляться в нормальном и усиленном режиме.
Специальная операция может проводиться во взаимодействии с соединениями, частями и подразделениями пограничных войск, Федеральной пограничной службы РФ, территориаль-ными органами МВД РФ, ФСБ РФ, Налоговой полиции РФ.
Кратко рассмотрим общий порядок таможенного оформления пассажирских и грузовых (товарных) поездов, следующих через государственную границу.
При планировании и организации службы расчет сил и средств производится с учетом стабильной обстановки, заложенного в расписании движения пассажирских и графике движения грузовых поездов в течение смены (12 часов; 24 часа).
Таможенное оформление и таможенный контроль товарных поездов
Товарные поезда и перевозимые на них грузы, так же как и другие товары и транспортные средства, вывозимые за пределы страны и ввозимые на ее территорию из других государств, подлежат таможенному контролю. При этом локомотивы и подвижной состав оформляются в таможенном отношении как транспортные средства только на пограничных железнодорожных станциях, а перевозимые товары могут оформляться как во внутренних таможнях, так и на границе.
Таможенное оформление грузовых поездов (вагонов, контейнеров) осуществляется на контрольных постах (КП), перегонах между контрольным постом и пограничной железнодорожной станцией и на пограничной железнодорожной станции.
На контрольных постах ведется оформление поездных бригад, проводится визуальный осмотр, в нужных случаях — досмотр провозимых грузов. При необходимости организуется их сопровождение.
Проведение досмотровых мероприятий осуществляется в парках отправления и на контрольных, постах (во внутренних таможнях — на специально отведенных путях товарных железнодорожных станций}, проверка железнодорожных документов — в технических конторах товарных погранстанций.
Таможенное оформление поездов при импортных и экспортных операциях имеет свои особенности.
Таможенное оформление поездов и ввозимых товаров
Товары, ввозимые в страну, из таможни, расположенной в пункте пропуска на границе (таможня отправления), направляются по документу контроля доставки (ДКД) в таможню, в зоне деятельности которой расположен получатель (таможня назначения), под ответственность перевозчика, для окончательного таможенного оформления во всех случаях, когда выдача товаров получателю не производится непосредственно на границе.
Товары перевозятся между таможнями под таможенным обеспечением (пломбы, печати, окантовка) в упаковке, транспортных средствах — вагонах, контейнерах, изготовленных и оборудованных таким образом, чтобы предметы не могли извлекаться из опечатанного грузового помещения, транспортного средства или контейнера или помещаться туда без оставления видимых следов вскрытия, а также повреждения таможенного обеспечения.
По окончании формирования состава с импортными товарами для отправки в глубь таможенной территории состав подлежит предъявлению к техническому коммерческому осмотру.
Вывоз товаров допускается при условии соблюдения установленного порядка и производства таможенного оформления в соответствии с заявленным таможенным режимом.
На выходную погранстанцию прибывают товары как уже оформленные на вывоз внутренними таможнями, так и не оформленные. Последние подлежат декларированию в пограничной таможне прежде, чем будет разрешен их вывоз за границу.
Таможенное оформление завершается после проверки всех сведений и документов, представленных для контроля, и, в случае необходимости, проведения досмотра заявленных товаров.
По требованию таможни железная дорога обязана предъявить к досмотру товары и транспортные средства и обеспечить выполнение необходимых технологических операций (расцепка вагонов, снятие и вскрытие контейнеров, разгрузка товаров и т.п.).
При досмотре рефрижераторных секций, а также других вагонов, где предусмотрены помещения для проводников, стрелков военизированной охраны и других лиц, сопровождающих грузы, досмотровая группа производит досмотр непосредственно таких помещений и рабочих мест с целью выявления запрещенных к ввозу/вывозу товаров; товаров, на ввоз/вывоз которых имеются количественные ограничения; недекларированных товаров; незаконного провоза рублевой и валютной наличности проводниками. В процессе досмотра проверяется также наличие документов о праве ношения оружия и его соответствия указанному в разрешении.
Проведение досмотровых мероприятий осуществляется, как правило, в парках прибытия и досмотровых парках.
Во время проведения досмотра связь досмотровых групп со старшими смены осуществляется по радио с докладами о всех перемещениях групп и о ходе досмотра.
Досмотр должен производиться не менее чем двумя инспекторами на один вагон с соблюдением положений инструкции по технике безопасности, технологических норм работы станции.
При ввозе на таможенную территорию РФ и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живых животных, скоропортящихся товаров, радиоактивных материалов, товаров для целей массовой информации, товаров, направляемых в адрес высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и других подобных товаров их таможенное оформление производится в упрощенном виде и приоритетном порядке.
30. Особенности и места осуществления контрольно-досмотровых мероприятий поездов.