Особенности горной местности
Горная местность оказывает большое влияние как на ведение боевых действий всеми родами войск, так и на ведение разведки.
Она характеризуется резкой пересеченностью рельефа, наличием труднопроходимых естественных препятствий и изолированных друг от друга направлений, ограниченным количеством дорог и населенных пунктов, крайним разнообразием климата и растительности, возможностью образования камнепадов, снежных лавин, обвалов и бурных, внезапно возникающих паводков, а также преобладанием каменистых грунтов.
От расположения системы хребтов, их отрогов, долин и ущелий зависит проходимость гор. Наиболее проходимой является горная местность с параллельно расположенными хребтами, расчлененными продольными долинами.
Среднюю проходимость имеет горная местность, представляющая собой основной хребет с отходящими от него в стороны второстепенными отрогами. Эти отроги разделены поперечными долинами, которые, врезаясь своими верховьями в гребень главного хребта, образуют седловины. Самые низкие седловины представляют собой наиболее удобные места для перевалов.
Менее проходима горная местность с хребтами, отходящими радиально во все стороны от центрального высокогорного и труднопроходимого массива. Такую местность приходится преодолевать на большой высоте, обычно без дорог, по крутым обнаженным или покрытым снегом и льдом склонам.
Горы подразделяются на низкие, средней высоты и высокие.
Низкие горы имеют высоту до 800-1000 м. Они наиболее проходимы. Такие горы имеют мягкие формы рельефа - округленные вершины и пологие скаты. К низким горам относятся горы Среднего Урала, северные хребты Предкавказья, горы Кольского полуострова и др.
Рис. 1. Общий вид гор средней высоты
Средние горы имеют высоту 1000-2000 м (рис. 1). Они также отличаются пологими и округленными формами рельефа, покрыты кустарником и лесом. Перевалы через хребты расположены на высоте 700 м и выше. К таким горам можно отнести горы Крыма, Карпаты, Сихоте-Алиня и др.
Высокие горы - это резко и глубоко расчлененные возвышенности высотой от 2000 м и более (рис. 2). Они характеризуются наличием вечных снегов и ледников на вершинах и гребнях хребтов. Перевалы этих гор расположены на высоте от 1000 до 3000 м и более. К таким горам относятся горы Большого Кавказского хребта, Памира, Тянь-Шаня и др.
Однако проходимость гор определяется не только их высотой, но прежде всего крутизной их скатов, наличием обрывов, пропастей, расщелин, каменистых и скалистых участков, осыпей, обвалов, снежных полей и ледников, а также наличием и состоянием дорожной сети.
Поэтому любой командир, организующий разведку в горах, должен учитывать эти особенности рельефа и соответственно определять необходимые силы и средства разведки.
Рис. 2. Общий вид высоких гор
Климат горных районов. Климат горных районов крайне разнообразен и неустойчив. Он характеризуется значительными колебаниями температуры в зависимости от высоты местности и времени суток, а также резкими и частыми изменениями погоды.
В горах в течение одних суток на одной и той же высоте происходят резкие изменения температуры. Особенно резкое похолодание наступает после захода солнца и при облачности. На высоте более 2000 м днем бывает жарко, а ночью замерзает стоячая вода. Резкое понижение температуры в горах вызывает бури, достигающие иногда большой и даже ураганной силы (скорость ветра 10-12 м/сек). Характерны для горной местности также снежные бури и метели. Сильные ветры в горах затрудняют передвижение разведчиков, в зимних же условиях они усиливают холод, что вынуждает принимать меры против обмораживания личного состава.
В ясную погоду резкий солнечный свет часто вызывает ожоги лица, а при наличии снега в горах может вызвать временное ослепление.
Дожди в горах выпадают часто в виде ливней. Вследствие резкой пересеченности рельефа местности воды стремительно стекают со склонов гор в долины, ущелья, чем вызываются значительные разрушения и создаются препятствия для действий войск. В период дождей балки заполняются труднопроходимыми потоками, а тропы, травянистые склоны и скалы становятся скользкими, поэтому необходимо принимать меры для обеспечения безопасности при спуске разведчиков по склонам гор и скал. Промокшая одежда стесняет движения разведчиков, способствует простуде, а при нулевой температуре и обмораживанию.
Туманы в горах, особенно в зимнее время года, - обычное явление. Вершины гор и их склоны часто закрываются таким густым туманом, что исключается всякое наблюдение и ориентирование по местным предметам. Дольше всего туманы держатся в ущельях и котловинах.
В горной местности на больших высотах (от 2000 м и более) организм человека испытывает некоторый недостаток кислорода, а это усиливает сердечную деятельность к вызывает головокружение. При значительном утомлении личный состав, особенно мало натренированный, заболевает горной болезнью (появляются головная боль, тошнота, шум в ушах, физическая слабость). Вот почему в состав разведывательных подразделении отбираются наиболее физически крепкие воины, которые заблаговременно тренируются для действий в горных условиях.
Кроме того, при организации и ведении разведки в горах надо учитывать, что из-за недостатка кислорода и уменьшения атмосферного давления для приготовления горячей пищи требуется больше времени и топлива, а для механического транспорта - больше горючего, чем в обычных условиях.
Каждый офицер, и особенно офицер-разведчик, должен знать признаки изменения погоды в горах и своевременно принимать необходимые меры по обеспечению боевых действий и защите подразделении. Так, например, мерцание звезд к утру, поднимающийся туман, алая утренняя заря, похолодание в утренние часы, затуманенное солнце - это все вестники ухудшения погоды.
Признаками же улучшения погоды в горах являются: алая вечерняя заря, в долинах - похолодание в вечерние часы, вечерний туман и холодные ночи, ясное небо, утренняя роса, дымка, покрывающая вершины гор.
Признаком приближения грозы является появление массы кучевых облаков за 2-3 часа до ее начала.
Естественные опасности в горах. В горах, особенно в высокогорных районах, могут внезапно возникать естественные препятствия, связанные с камнепадами, обвалами, снежными лавинами. Эти явления опасны, поэтому разведчикам, действующим, в горах, следует знать причины возникновения этих препятствий, признаки их появления и уметь своевременно принимать меры предосторожности.
Камнепады, лавины, обвалы и т. п. опасны для тех, кто не знает, когда и откуда они могут появиться и как их миновать.
Камнепады. Под влиянием различных факторов происходит постепенное разрушение горных пород, что делает их неустойчивыми и непрочными. Камнепады образуются чаще всего в результате таяния снегов, сильных ливней, сильных морозов, смены жары и холода, под влиянием ветра. При своем движении камни попадают на неустойчивые породы, вызывая, каменистые обвалы. Если разведчикам придется попасть в места возможных камнепадов, следует принять все меры безопасности, а если есть возможность, то лучше обойти их, так как малейшая неосторожность может повлечь за собой несчастные случаи или даже сорвать выполнение разведчиками поставленной задачи.
Снежные лавины - это массы снега, сползающие со склона горы с большой скоростью и обладающие иногда большой разрушительной силой. Они бывают в любое время года, но чаще всего зимой. Лавиноопасными являются склоны крутизной свыше 20°, а если склоны голые, без деревьев и кустарников, - то и более пологие.
Горные дороги. В горных районах количество дорог крайне ограничено. Имеющиеся дороги, как правило, узки, извилисты, с крутыми подъемами и спусками. Проходимость их резко изменяется в зависимости от метеорологических условий. При движении по горным дорогам личный состав разведывательных подразделений сильно утомляется, материальная часть машин и боевой техники изнашивается быстрее, чем при движении по дорогам в обычных условиях, скорость движения снижается. Лучшие участки дорог в горной местности проходят по долинам и хребтам с каменистым грунтом. Отдельные участки дорог, например естественные и искусственные карнизы и балконы, представляют собой узкие места и могут быть легко разрушены.
Состояние горных дорог (троп) зависит от времени года, погоды, а также от ухода за ними. Одна и та же горная дорога в одно время года будет доступной для автомобильного транспорта, в другое же время вследствие распутицы, снежных заносов или гололедицы может стать труднопроходимой даже для человека и вьючного животного. Что касается вьючных дорог, то они обычно имеют крутые спуски и подъемы, крутые повороты и часто проходят над обрывами. Движение по таким дорогам допускается только по одному человеку; оно требует больших усилий и затраты времени.
Кроме того, в горах часто можно встретить горные тропы, протоптанные и используемые местными жителями; по проходимости они обычно не отличаются от вьючной дороги, но не заходят глубоко в горы и проходят в обжитых районах.
Движение вне дорог в горной местности сильно затрудняет действия разведчиков, быстро утомляет их и снижает темп ведения разведки. Вот почему следует еще раз подчеркнуть необходимость суровой закалки, физической подготовки и выносливости, а также умения разведчиков преодолевать различные горные препятствия.
Горные реки. Реки и потоки в горных районах в значительной степени влияют на действия разведывательных подразделений.
Ширина, глубина и скорость течения горных рек непостоянны и изменяются в зависимости от количества осадков и времени года. Берега горных рек чаще всего круты, скалисты и обрывисты; ближе к долинам берега более пологи. Дно горных рек в большинстве случаев каменистое; при выходе реки из гор в долину дно становится менее каменистым, иногда в таких местах можно встретить илистое дно.
В реках с каменистым дном вода всегда бывает прозрачна и дно хорошо просматривается. В местах же с илистым дном вода бывает настолько мутна, что совершенно невозможно разглядеть место, где удобно преодолеть реку.
Большинство горных рек разделяется на несколько рукавов. Один из них является главным и характеризуется полноводностью, остальные же в зависимости от времени года могут быть и безводными, но их всегда легко определить, так как дно их русел усеяно камнями или покрыто
илом. В период дождей или весеннего разлива эти рукава наполняются водой. Поэтому разведчики, действуя в таких местах, должны помнить, что, переправившись через основное русло, они иногда должны будут искать места переправ через другие русла.
Горные реки характеризуются также и тем, что зимой и в жаркое время они становятся мелководными или совсем пересыхают, а при таянии снегов и при выпадании обильных осадков даже мелководные реки превращаются в полноводные и бурные и преодолеть их вброд часто бывает очень трудно. Летом и осенью подъем воды в горных реках зависит от количества осадков. В зависимости от обилия осадков уровень воды в течение короткого времени может подняться на 1-3 м. В период подъема уровня воды переправа через горную реку требует особой осторожности, так как скорость течения горных рек достигает 4-6 м/сек. Сила течения бывает настолько велика, что водный поток способен катить по дну реки большие валуны и массу мелких камней. Течение горной реки сопровождается сильным шумом, который слышен иногда на 2- 3 км, у самой же реки шум бывает настолько силен, что в непосредственной близости иногда нельзя услышать голос человека и даже ружейные выстрелы.
Броды горных рек очень изменчивы, особенно во время обильных осадков, так как бурные потоки воды непрерывно перемещают камни на дне, поэтому там, где сегодня можно было переправиться вброд, завтра может образоваться большая глубина, которая исключит всякую переправу вброд. Зимой горные реки из-за их быстрого течения почти не замерзают, но обычно мелеют и не являются серьезным препятствием.
Влияние горной местности
на поражающее действие ядерного оружия и защиту от него
Организуя разведку в горах, следует учитывать, что поражающее действие ядерного оружия и защита от него имеют некоторые особенности по сравнению с действием ядерного оружия на равнинной местности. Эти особенности оказывают влияние как на организацию, так и на ведение разведки.
Резкая пересеченность горной местности уменьшает воздействие светового излучения, проникающей радиации и радиус поражения ударной волной при ядерном взрыве.
В то же время эффективность действия ядерного взрыва, особенно и узких долинах, проходах и теснинах, а также на крутых скатах гор, может повышаться вследствие многократного отражения ударной волны, что приводит к значительному местному увеличению поражаемости. Поэтому командир разведывательного подразделения должен особое внимание уделять организации защиты от ядерного оружия и других средств массового поражения при действиях разведчиков вдоль дорог, в долинах, ущельях, теснинах и на перевалах. В горной местности ядерный взрыв может вызвать обвалы, осыпи, камнепады, снежные лавины, что увеличит степень разрушения и значительно затруднит действия разведывательных подразделений при решении поставленных перед ними задач.
Радиоактивное заражение местности в горах неравномерно. Воздушные течения в горной местности обычно идут вдоль длинных долин, оврагов и ущелий, поэтому и радиоактивное заражение здесь будет плотнее, нежели на возвышенных участках.
В густом лиственном лесу в горах уменьшается поражающее действие ударной волны, кроме того, лес предохраняет и от поражения световым излучением. Вследствие оседания радиоактивных веществ на кронах деревьев степень радиоактивного заражения местности в лесных массивах гор уменьшается. В то же время при наличии в лесу сухого подстила, валежника, сухих пней световое излучение может вызвать многочисленные пожары. Обычно очаги пожаров возникают на опушках леса, вырубках и полянах.
Разведчики должны помнить, что в горах естественными укрытиями от действия ядерного взрыва могут быть глубокие выемки, узкие и глубокие овраги, а также простейшие искусственные укрытия, которые снижают потери в личном составе, вооружении и технике.
Неумение принимать меры защиты от ядерного оружия и использовать местность с этой целью усугубляет и без того большие трудности, с которыми встречаются разведчики в горах, и может привести к невыполнению поставленной задачи.
Передвижение в горах
Ограниченнее количество дорог в горах создает большие трудности для передвижения войск. Движение же вне дорог и троп через высоты, ущелья, перевалы затруднительно даже для небольших разведывательных подразделений.
Разведчикам может потребоваться немало времени, чтобы преодолеть небольшое расстояние, так как движение в основном состоят из восхождений и спусков, а это требует больших физических усилий. Это обстоятельство следует учитывать при определении времени на выполнение задач разведывательными подразделениями.
Передвижение в горных районах осложняется трудностью ориентировки вследствие отсутствия характерных ориентиров, однородности местных предметов, ограниченного количества дорог и населенных пунктов, возникновения густых туманов. Трудности передвижения увеличиваются также при резких колебаниях температуры воздуха, в дождь, грозу, метель, зимой и т. д.
Разведчики при передвижении в горах должны в совершенстве владеть приемами преодоления скал, обледенелых и заснеженных вершин, уметь преодолевать ущелья, горные реки и т. д., одним словом, иметь навыки хорошего альпиниста.
В горной и горно-лесистой местности разведчики в зависимости от обстановки и стоящих перед ними задач могут совершать передвижение по горным, лесным и грунтовым дорогам и тропам, а также вне их.
Движение в горах по дорогам и тропам наиболее выгодно с точки зрения сокращения времени и сохранения физических сил. Однако разведчики пользуются ими лишь в том случае, когда есть уверенность, что не попадешь в засаду, подготовленную противником. Поэтому горными дорогами и тропами рекомендуется пользоваться только в некоторых случаях: при передвижении в расположении своих войск, при выходе в исходное положение и при передвижении главных сил разведывательного органа (разведывательного отряда).
Для того чтобы правильно определить задачи разведки, надо хорошо знать темшы движения разведывательных подразделений в горной местности. При этом надо учитывать, что темпы движения в горах различны, они зависят от характера местности, крутизны подъемов, состояния погоды, времени года и суток. Опыт Великой Отечественной войны и послевоенных войсковых учений в горах показывает, что средняя скорость движения по грунтовым дорогам при крутизне скатов до 20° колеблется и достигает максимум 2-4 км/час, а при большей крутости - не более 1-1,5 км/час. Что касается движения по горным тропам с крутизной до 30°, то скорость может быть не более 400- 500 м/час, а в зимних условиях еще уменьшится.
При действиях разведчиков в горах на бронетранспортерах, автомобилях скорость движения будет различна:
- на прямых участках при условии хорошей видимости скорость будет не свыше 30-35 км/час;
- на спусках крутизной более 10° - не свыше 15- 20 км/час;
- на подъемах той же крутизны - 7-8 км/час;
- на поворотах - не свыше 5 км/час,
- на скользящих участках - не свыше 10-15 км/час, а при тумане - не свыше 5 км/час.
При движении по горным тропам пешим порядком шаг должен быть равномерным и средней длины; ноги следует ставить на полную ступню. Чем круче дорога (тропа), тем больше нужно помогать себе движением рук, одновременно придерживаясь за прочные выступы камней, ветви кустов, траву и деревья.
Дождь, снег или сильный мороз значительно ухудшают состояние горных троп, и движение по ним разведчиков еще более затрудняется. Поэтому движение в этих условиях должно быть еще более осторожным, дистанции между разведчиками увеличиваются и принимаются меры страховки и самостраховки.
При выборе маршрута движения в горах разведчикам всегда надо исходить из характера действий противника, положения своих войск и выполняемой разведывательной задачи.
Движение по горным дорогам и тропам по сравнению с движением в горах вне дорог меньше утомляет разведчиков и позволяет выполнять разведывательные задачи в более короткие сроки, а это для разведки является очень важным фактором.
Поэтому, если разведывательным подразделениям придется вести разведку, находясь вне соприкосновения с противником, на значительном удалении от него, то до района вероятной встречи с противником двигаться целесообразнее по горным дорогам и тропам, соблюдая бдительность.
Однако если наши войска находятся в соприкосновении с противником, то на участках, прилегающих непосредственно к противнику, движение по горным дорогам и тропам более опасно, нежели движение вне дорог, так как противник будет вести за этими дорогами усиленное наблюдение, организует обстрел их из всех видов оружия,
отдельные участки заминирует, устроит завалы, особенно в лощинах и дефиле, а на вероятных направлениях движения нашей разведки будет устраивать засады. Поэтому в этих условиях разведчикам целесообразнее двигаться не по горным дорогам и тропам, а вне их, т. е. по склонам высот и ущелий, не выпуская из поля зрения объекты разведки.
Любые участки горной местности способствуют устройству засад противником, поэтому разведчики должны быть особо бдительны и осторожны, а движение через ущелья, мосты, перевалы, густые заросли должно совершаться только после того, как они будут тщательно осмотрены.
Во всех случаях при выборе маршрута движения надо исходить из конкретной боевой обстановки. Неумелый выбор маршрута может привести к невыполнению задачи и к потерям.
Вот один из примеров неудачного выбора маршрута. В период боевых действий в Карпатах разведывательная группа в количестве 10 человек получила задачу проникнуть в расположение противника на глубину до 45 км и в районе Н. (место пересечения двух горных дорог), установить скрытное наблюдение за прохождением войск противника по указанным дорогам, а при возможности и захватить пленного. Группа ночью удачно перешла линию фронта и продолжала двигаться к пункту назначения вдоль дороги, не приняв достаточно эффективных мер безопасности. На рассвете примерно в 10 км за линией фронта разведчики попали в засаду, устроенную противником в ущелье около моста. В результате внезапного нападения противника разведчики, потеряв двоих убитыми, вынуждены были отойти назад в горы и только к утру следующего дня, не выполнив поставленной задачи, возвратились в расположение своих войск. Вот к чему привели непродуманный выбор пути движения и плохая организация разведки. Если бы командир группы после пересечения линии фронта не погнался за легким маршрутом, а организовал бы выход к объекту разведки вне дорог и, главное, с соответствующими мерами предосторожности, тогда, по-видимому, разведчики избежали бы засады, устроенной противником, и выполнили бы поставленную им задачу.
При движении по незнакомой горно-лесистой местности полезно наносить знаки на скалах или больших камнях, подламывать ветки, определенным образом укладывать камни или пучки травы и т. д.; при возвращении это поможет выдерживать правильное направление движения.
Передвигаясь в горах с богатым растительным покровом вблизи противника, разведчики должны прислушиваться к малейшему шороху и шуму и уметь отличать естественный шум воды, листьев и т. п. от искусственного, создаваемого противником.
Тропы, проходящие по гребню высот или через вершины, наблюдаемые противником, надо преодолевать по обратным скатам, а сами гребни или вершины - скрытно, переползая и используя мелкие трещины и углубления.
При небольшой крутизне травянистых склонов передвижение следует совершать "в лоб", ставя ноги "елочкой". Если же крутизна подъема свыше 40°, то двигаться надо "лесенкой", попеременно то правым, то левым боком к склону, иди "зигзагом" (рис. 3). При подъеме корпус надо несколько наклонять вперед, а ноги ставить на всю ступню. Если крутизна склонов очень большая, то подъем нужно совершать на четвереньках, держась за траву или выступы устойчивых камней. Для того чтобы ноги не скользили на крутых склонах, обувь рекомендуется перевязывать веревкой или проволокой, если разведчики не обеспечены специальной обувью (рис. 4).
Рис. 3. Подъем в гору при движении "зигзагом"
Рис.4 Обвязывание обуви веревкой или проволокой
Спускаться следует на полусогнутых ногах, опираясь на всю ступню или на каблук. При переползании по склонам, имеющим травяной покров, не следует хвататься за предметы, лежащие непрочно. Спуск надо производить способом переползания, лежа на животе или спиной к скату, ногами вниз (рис. 5).
Если склоны гор покрыты камнями или осыпям, разведчикам надо быть очень осторожными и внимательными, так как оборвавшиеся камни могут нанести травмы тем, кто движется внизу, и, кроме того, шум от падения камней может вызвать настороженность противника. На склонах, покрытых травой (особенно после дождя), и на обледенелых склонах опасность возрастает еще больше. Места в горах, где могут быть обвалы, если есть возможность, лучше обходить.
В тех местах, где разведчику грозит опасность, необходимо применять самостраховку. Надежным средством самостраховки является ледоруб или обыкновенная палка длиной 1-1,5 м. Ледорубом (рис. 6) вырубают ступени на льду, он же служит для страховки и самозадержания при падении на склоне.
Для самостраховки можно использовать и малую саперную лопату. При помощи лопаты можно вырубать ступени на скатах, или ее можно воткнуть в трещину, а торчащую ручку использовать как ступеньку.
Выполняя поставленные задача в горах, разведчики могут встретить на своем пути скальные участки. Передвижение по скалам утомительно, трудно и требует значительной затраты времени. Для преодоления скального участка выбирается наиболее выгодное общее направление движения, а на ближайшем отрезке маршрута намечаются опоры для рук и ног, при этом руки используются для удержания равновесия и в качестве вспомогательных опор. Передвигаться следует равномерно, неторопливо, без рывков, постоянно сохраняя точки опоры. Прежде чем взяться за выступ скалы, надо убедиться в его надежности, и только после этого можно его использовать.
На тех скальных участках, где разведчикам грозит опасность срыва, они должны связаться веревкой не меньше чем по три человека
и страховать друг друга попеременно. При этом первым при подъеме должен идти наиболее опытный и физически сильный, так как он должен выбирать и способ преодоления, и наименее трудные участки пути.
При прохождении особо трудных горных участков разведчики должны освобождаться от излишнего груза. Расстояние между разведчиками, идущими в связке, в среднем будет составлять 3-5 м.
Рис. 5. Спуск способом переползания - спиной к скату
При движении по крутому и даже отвесному и притом скользкому участку ступни ног на место опоры надо ставить горизонтально, наклонно или вертикально, но, как правило, на всю подошву (рис. 7), а усилие при опоре ногой направлять перпендикулярно к плоскости опоры.
Рис. 6. Ледоруб
Рис.7 Положение ступней ног при опоре на скалах
При движении по крутым склонам, а также при подъеме на отвесные скалы и при спуске с них можно использовать обыкновенную, но прочную веревку. Наиболее простым способом подъема при помощи веревки является подъем с переступанием по склону (рис.8). При спуске же веревкой пользуются так: складывают ее вдвое, закрепляют за прочную точку опоры на верху скалы и, взявшись за веревку обеими руками, спускаются по ней. Что касается подъема по отвесной скале, то целесообразно .подниматься по веревочной лестнице (рис. 9) или же на двух веревках со стременами (рис. 10).
Ледовые склоны крутизной 40-50° и выше преодолеваются при помощи кошек и ледоруба, при этом надо уметь пользоваться этими средствами. Кошку нужно ставить на всю ступню (рис. 11) с таким расчетом, чтобы все зубья входили в лед. При преодолении небольших склонов ноги следует ставить под углом - "елочкой" (рис. 12), на склонах средней крутизны удобнее двигаться "зигзагом" (рис. 13), а на крутых склонах лучше всего идти боком, ставя ноги носками вниз (рис. 14).
Рис. 8. Подъем с переступанием по склону
Рис. 9. Подъем по веревочной лестнице
Рис. 10. Подъем на двух веревках со стременами
Рис. 11. Постановка ступни на кошках
При спуске ледоруб используется как дополнительная точка опоры (рис. 15). Во время спуска ледоруб рекомендуется держать всегда наготове; в случае срыва разведчик должен быстро перевернуться на живот, с силой вонзить кирку ледоруба в склон и держать ее в таком положении до полной остановки (рис. 16).
Крутые ледовые склоны можно преодолевать и путем вырубки ледорубом ступеней. Если нет ледоруба, то ступени можно вырубать топором, железной лопатой или другими подручными средствами. Ступени вырубаются впереди идущим разведчиком в шахматном порядке; через некоторое время впереди идущий заменяется другим.
Снежный покров в горной местности значительно затрудняет действия разведчиков. В таких местах, как долины, ущелья и ложбины, толщина снега может достигать нескольких метров, поэтому такие участки местности становятся труднопроходимыми. Кроме того, на крутых склонах могут возникать снежные обвалы и лавины. Зимой в горах занесенные снегом овраги, щели, реки, ямы, трещины иногда образуют снежные "мосты". При движении по таким участкам надо принимать все меры предосторожности; малонадежные "мосты" необходимо переползать, широко разводя руки и ноги для увеличения площади опоры (рис. 17).
В ясную погоду в горах со снежным покровом резкий солнечный свет часто вызывает ожоги и временное ослепление, что сильно мешает разведчикам выполнять поставленные задачи. Поэтому в горах со снежным покровом или с вечными снегами необходимо снабжать разведчиков специальными очками темного цвета, а для защиты кожи лица от ожогов выдавать специальную мазь. Из подручных средств, предохраняющих кожу лица от ожогов или от обмораживания при холодном ветре, можно рекомендовать бумажные маски, сделанные из газеты (лист газеты или другой бумаги с прорезями для глаз).
Движение зимой вне дорог по скатам, покрытым большим слоем снега, затруднено и поэтому требует специальной выучки разведчиков, а также умения использовать лыжи, снегоступы и специальное горное снаряжение.
Рис. 12. Движение по ледовому склону "елочкой"
Рис. 13. Движение по ледовому склону "зигзагом"
Рис. 14. Движение по ледовому склону боком
Рис. 15. Использование ледоруба
Рис. 16. Использование ледоруба как дополнительной точки опоры
при срыве во время спуска
Рис. 17. Преодоление снежного "моста"
В голову и хвост разведывательного подразделения следует назначать особо подготовленных разведчиков, хорошо владеющих техникой движения на лыжах и физически выносливых, так как головной должен выдерживать указанное направление маршрута и предупреждать об опасностях, которые могут встретиться на пути движения, а замыкающий на особо трудных участках должен оказывать помощь другим.
При передвижении по склонам, покрытым глубоким, но рыхлым снегом, или же по склонам, поросшим лесом и кустарником, разведчикам рекомендуется пользоваться снегоступами.
Способы передвижения на лыжах в зависимости от характера горного рельефа различны. Подниматься на лыжах по некрутому склону надо прямо вверх, как показано на рис. 18; подъем на более крутой, но короткий склон следует производить "елочкой" (рис. 19). Подъем на лыжах по очень крутым склонам необходимо производить "лесенкой" (рис. 20). Для того чтобы лыжи не скользили назад на крутых подъемах, их можно обвязывать обычной веревкой.
Спускаться по снежным склонам надо в средней стойке, выставляя одну ногу вперед. Торможение при спуске производится палками между ног или сбоку. Основным способом уменьшения скорости движения при спуске является торможение "плугом" (рис. 21).
Лавиноопасные места зимой разведчики должны проходить быстро и с особой осторожностью.
Рис. 18. Прямой подъем на лыжах
Рис. 19. Подъем "елочкой"
Рис. 20. Подъем "лесенкой"
Рис.21 Торможение "плугом"
Рассмотренная техника передвижения разведчиков в горах относится к действиям на трудных участках, исключающих передвижение на танках (бронетранспортерах).
Однако на таких горных участках, где возможны действия колесных и гусеничных машин, разведчики, как правило, будут действовать на танках, автомобилях (бронетранспортерах).
При этом, например, в главных силах разведывательной группы или разведывательного отряда танки обычно будут двигаться в хвосте, так как их задача ввиду ограниченной маневренности при действии в горах будет заключаться главным образом в поддержании огнем с места впереди действующих автомобилей, бронетранспортеров и мотоциклов.
Успешное ведение разведки в горах на танках, автомобилях и бронетранспортерах возможно в том случае, если они будут тщательно подготовлены, а водительский состав в совершенстве овладеет навыками по преодолению подъемов, спусков и косогоров, ограниченных проходов, противотанковых препятствий и заграждений. Для преодоления труднодоступных горных участков местности экипажи бронетранспортеров и водители автомобилей должны иметь на машинах необходимое имущество: цепи противоскольжения, песок для посыпки отдельных участков пути, тросы для буксировки машин, деревянные или металлические клинья для подкладывания под катки танка (колеса бронетранспортеров) при остановках на крутых подъемах и спусках.
Кроме того, автомобили и бронетранспортеры необходимо укомплектовывать переходными мостиками для преодоления мелких промоин, арыков и каналов.
Дистанция между автомобилями, бронетранспортерами при движении в горах по ровной местности должна быть 25-30 м, а при преодолении перевалов, спусков, подъемов дистанция между машинами увеличивается до 100 м. При преодолении автомобилями, бронетранспортерами наиболее опасных участков личный состав должен спешиваться.
При подготовке машин для действий в разведке в горах необходимо учитывать высоту местности, так как разреженность воздуха в горах оказывает существенное влияние на работу двигателя.
Понижение атмосферного давления с увеличением высоты над уровнем моря, которое особенно резко сказывается на высотах свыше 2000 м, приводит к уменьшению степени наполнения цилиндров, снижает мощность двигателя и повышает расход горючего.