Применение геоинформационных технологий для оценки состояния и транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог
И городских улиц
Эффективное управление состоянием автомобильных дорог и городских улиц, выбор мероприятий по улучшению их транспортно-эксплуатационных качеств невозможны без наличия надежных и объективных данных о местности, по которой проложена дорога, ее геометрических параметрах, типах и состоянии дорожных покрытий, состоянии мостов и путепроводов, водопропускных труб, наличие препятствий на дороге, а также характеристик режима движения транспортного потока и его составе.
Рис. 13.9. Функциональные инструменты геоинформационной системы:
САПР АД - система информационного проектирования автомобильных дорог;
ГИС - геоинформационная система
В современных условиях для решения указанных задач и создания автоматизированного банка данных о автомобильных дорогах и улицах все шире применяются геоинформационные технологии и интеллектуальные электронные системы, основанные на широком использовании спутниковой навигации.
Геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, предназначенная для сбора, хранения, обработки, отображения и распространения данных, а также для получения на их основе новой информации и знаний о пространственно-координированных объектах и явлениях (рис. 13.9).
Главным достоинством ГИС является наиболее «естественное» для человека представление как собственно пространственной информации, так и любой другой информации, имеющей отношение к объектам, расположенным «в пространстве». Представление этой информации может осуществляться следующими способами: числовое значение с датчика, таблица из базы данных (как локальной, так и удаленной) о характеристиках объекта, его фотография, реальное видеоизображение.
Особенностью ГИС является то, что вся информация в ГИС представляется в виде электронных карт, позволяя специалисту извлекать новые данные и знания.
Основное отличие электронных карт в ГИС от бумажных карт заключается в том, что в ГИС карта не является обычным статическим изображением (картинкой), а представляет собой объект, из которого можно получить большой объем дополнительной информации.
К функциям ГИС относятся накопление, обработка, анализ данных и принятие решения (рис. 13.10).
С точки зрения обычного пользователя ГИС - это программа для персонального компьютера, позволяющая с помощью интерфейса просматривать электронные карты и анализировать пространственные данные, лежащие в их основе.
Объекты, входящие в ГИС, имеют помимо геодезических данных технологические характеристики, представляемые в виде разнообразных баз данных, и расчеты с помощью включенных в информационную систему программ для ЭВМ.
Геоинформационная система, как и другие информационные технологии, эффективна в процедурах, где лучшая информированность помогает принять лучшее решение.
Однако ГИС является не инструментом для выдачи решений, а средством, позволяющим повысить эффективность процедуры принятия решений и обеспечивающим проектировщика функциями анализа пространственных данных, представления результатов анализа.
Требуемая для принятия решений информация представляется в картографической форме с дополнительными текстовыми пояснениями, графиками и диаграммами.
Наличие доступной для восприятия и обобщения информации позволяет проектировщику сосредоточить свои усилия на поиске решения, не тратя значительного времени на сбор и осмысливание доступных разнородных данных. Можно рассмотреть несколько вариантов решения и выбрать наиболее эффективное.
Геоинформационные системы, решающие разнообразные задачи, классифицируются по ряду признаков: по пространственному охвату (глобальные, региональные); по уровню управления в Российской Федерации (федеральные, региональные, муниципальные и корпоративные); по области деятельности.
Наиболее близкой к сфере транспорта является классификация по области деятельности, в которой применяется ГИС: землепользование, градостроительство, архитектура, инженерно-геодезические изыскания, безопасность дорожного движения (управление инженерным обустройством автомобильных дорог и городских улиц), навигация (навигация на местности и выбор маршрутов движения), управление ремонтом и содержанием автомобильных дорог и городских улиц.
За последние годы кафедра проектирования дорог МАДИ (ГТУ) накопила производственный опыт промышленной разработки и эксплуатации геоинформационных проектов следующих уровней управления в Российской Федерации:
• федеральная ГИС (паспортизация и инвентаризация автомобильных дорог);
• региональные ГИС (инвентаризация автомобильных дорог);
Рис. 13.10. Функции геоинформационной системы
• муниципальные ГИС (паспортизация и инвентаризация городских улиц);
• корпоративные ГИС (здания и помещения).
В основе ГИС лежит концепция послойной организации пространственных данных, когда однотипные данные на земной поверхности группируются в слои (рис. 13.11). Совокупность всех слоев в ГИС образуют карту.
Для примера можно создать пять основных слоев:
слой автомобилей. Каждый автомобиль должен представляться в виде точки и дополнительно описываться параметрами цвета и марки;
слой автомобильных дорог и улиц. В зависимости от решаемых задач автомобильные дороги могут быть представлены в виде осевых линий или в виде многоугольников, точно описывающих проезжую часть. В некоторых случаях имеет смысл иметь два слоя отдельно для осевых линий и для проезжей части;
слой деревьев. Деревья можно представить в ГИС в виде точечных объектов, для каждого из которых заданы тип дерева, высота, диаметр;
слой зданий. Здания представляются в виде многоугольников, описывающих контур здания на уровне земли. Для зданий в описании следует указать тип здания (жилое, промышленное, коммерческое), адрес, высоту, число этажей и др.;
слой рек. Реки на карте могут быть представлены в виде линий.
Рис. 13.11. Пример представления слоев электронной карты геоинформационной системы
Деление данных на слои позволяет отображать в ГИС только те данные, которые необходимы для решения поставленных задач.
Процесс создания карт в ГИС начинается с создания базы данных. В качестве источника получения исходных данных можно пользоваться оцифровкой бумажных карт.
На основе таких баз данных можно создавать карты любой территории, любого масштаба, с необходимой детализацией, с отображением требуемыми символами.
В любое время база данных может пополняться новыми данными (например, из других баз данных), а имеющиеся в ней данные, можно корректировать по мере необходимости.
В крупных организациях созданная топографическая база данных может использоваться в качестве основы другими отделами и подразделениями, при этом возможно быстрое копирование данных и их пересылка по сетям.
При оценке дорог в дорожном хозяйстве используется ГИС IndorGIS/Road, разработанная в ООО «ИндорСофт» (г. Томск), представляющая собой крупный программный комплекс, предназначенный для системной автоматизации инженерной деятельности в дорожной отрасли.
Наиболее важными функциями информационной системы IndorGIS/Road являются следующие:
• ведение паспортов, сведений по диагностике, мониторингу, оценке уровня содержания автомобильных дорог;
• оперативное получение информации о автомобильных дорогах и дорожных объектах в любой части охватываемой территории;
• отслеживание дефектов, регламентных и ремонтных работ с указанием сроков, результатов контрольных измерений и испытаний, графическое отображение автомобильной дороги в виде чертежа в произвольном масштабе в произвольной ориентации или на плане местности;
• отслеживание остаточной стоимости основных фондов, инвентаризация автомобильных дорог и городских улиц;
• оценка качества содержания автомобильных дорог и городских улиц;
• формирование статистического материала по дефектам с целью выявления слабых мест;
• формирование статистического материала по дорожно-транспортным происшествиям;
• ведение архива документов по автомобильной дороге и ее объектам. Под документами понимаются текстовые, графические файлы, чертежи, отсканированные материалы, видеоряды и любые другие данные;
• ведение информации и документов по правам собственности на землю, информации по полосам отчуждения.
Рис. 13.12. Практические результаты применения
геоинформационной системы
Для сбора информации о местности и объектах на ней применяют лазерное сканирование, которое позволяет зафиксировать все объекты, находящиеся на местности в автоматическом режиме.
Важным элементом развития ГИС является их интеграция с любыми электронными инструментами массового сбора данных об автомобильной дороге и дорожной инфраструктуре, часто называемыми «интеллектуальные информационные системы».
Эффективность использования ГИС повышается за счет проведения полевых работ с помощью автоматизированных ходовых дорожно-исследовательских лабораторий, оснащенных измерительной аппаратурой и геодезическими приемниками спутниковой системы навигации GPS.
Сочетание спутниковой системы навигации, современной радиосвязи и электронной картографии позволяет в реальном времени определять местоположение объектов с высокой точностью, вычислять скорости движения транспортных средств, продольное и центробежное ускорения, расстояния, геометрические параметры автомобильной дороги (рис. 13.12).
Широкое практическое применение ГИС позволяет выбирать наиболее эффективные и экономичные мероприятия, направленные на повышение транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и городских улиц.
Контрольные вопросы
1. Какое влияние оказывает уровень удобства движения на вид возможных дорожно-транспортных происшествий?
2. Какая взаимосвязь существует между уровнями удобства и средствами регулирования движения?
3. В чем заключается выборочное улучшение условий движения?
4. В чем заключается поэтапное улучшение условий движения?
5. Какие исследования проводят при оценке охраны окружающей среды и природных ресурсов?
6. Как оценивается уровень транспортного шума и уровень загазованности воздуха отработавшими газами двигателей транспортных средств?
7. Что представляет собой геоинформационная система?
8. Какие геоинформационные системы существуют?
9. Что понимается под слоями электронной карты геоинформационной системы?
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКА