Определение состояния инженерного обустройства автомобильных дорог
Оценка состояния и местоположения инженерного обустройства дорог производится визуально с использованием предварительно оттарированных датчика пути, устанавливаемого на ходовой лаборатории, дорожного курвиметра, мерной ленты. Может быть также использована видеозапись элементов инженерного оборудования и обустройства, сопряженная с датчиком пройденного пути.
Определение интенсивности движения и состава транспортных потоков
Данные об интенсивности движения и составе транспортных потоков получают из баз данных, сформированных по результатам измерений на автоматизированных учетных пунктах.
При отсутствии автоматизированных учетных пунктов выполняется выборочный визуальный учет дорожного движения с использованием или без использования специальных технических средств.
При отсутствии на автомобильной дороге учетных пунктов их следует располагать на подходах к крупным административным и промышленным центрам, грузо- и пассажирообразующим комплексам, крупным транспортным развязкам.
При выполнении визуального учета дорожного движения сбор информации проводится не реже 4 раз в квартал по 4 ч в сутки: по 1 разу в месяц в рабочие дни и 1 раз в выходной день во второй месяц каждого квартала. В рабочие дни учет движения проводится во вторник, среду или четверг, а в выходные - в субботу или воскресенье.
Итоговые параметры интенсивности движения и состава транспортных потоков по учетным пунктам на каждой автомобильной дороге включаются в отраслевой автоматизированный банк дорожных данных.
Методика оценки транспортно-
Эксплуатационного состояния автомобильных дорог
Общие положения
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги осуществляется по степени соответствия нормативным требованиям основных транспортно-эксплуатационных показателей дороги, принятых за ее потребительские свойства.
К транспортно-эксплуатационным показателям относятся обеспеченная дорогой скорость, непрерывность, удобство и безопасность движения, пропускная способность, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и общей массой, устанавливаемыми для соответствующих категорий дорог.
В качестве интегрального показателя, наиболее полно отражающего все основные транспортно-эксплуатационные показатели, принимается скорость движения, выражаемая через коэффициент обеспеченности расчетной скорости.
Рассматриваемый метод применяется для оценки качества проекта строительства, реконструкции или ремонта дороги, качества дороги в момент сдачи ее в эксплуатацию после строительства, реконструкции или ремонта, а также качества и транспортно-эксплуатационного состояния дороги, находящейся в эксплуатации.
Потребительские свойства дороги или ее транспортно-эксплуатационные показатели обеспечиваются параметрами плана, продольного и поперечного профилей, прочностью дорожной одежды, ровностью и сцепными качествами дорожного покрытия, состоянием искусственных сооружений, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания дорог.
Оценка потребительских свойств дороги выполняется применительно к работе дороги и ее состоянию в расчетный по условиям движения автомобилей осенне-весенний период года с влажной или мокрой поверхностью, когда все достоинства и недостатки дороги проявляются наиболее полно. В сухое теплое время года при благоприятных условиях погоды фактические транспортно-эксплуатационные показатели могут быть выше, чем в осенне-весенний период.
Конечным результатом оценки является обобщенный показатель качества и состояния дороги Пд, включающий в себя комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги КПд, показатель инженерного обустройства Коб и показатель уровня эксплуатационного содержания Кэ:
Пд = КПд Коб Кэ. (10.8)
Показатели Пд, КПд, Коб, Кэ являются критериями оценки качества и состояния дороги. Их нормативные значения для каждой категории дорог принимаются в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
Нормативные значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог КПн должны соответствовать требованиям СНиП 3.06.03 - 85.
В неблагоприятных условиях осенне-весеннего периода допускается снижение требований к показателю транспортно-эксплуатационного состояния дороги КПд, но не более чем на 25 %. Эти значения принимаются за предельно допустимые значения КПп. Фактические значения КПд могут колебаться от 0,15 до 1,25 и более (табл. 10.6).
Нормативным считается такое состояние дороги, при котором ее параметрами и характеристиками обеспечиваются значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния не ниже нормативного (КПд ≥ КПн) в течение всего осенне-весеннего периода.
Допустимым, но требующим улучшения и повышения уровня содержания считается такое состояние дороги, при котором ее параметрами и характеристиками обеспечивается значение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния в осенне-весенний период ниже нормативного, но не ниже предельно допустимого (КПн > КПд > КПп).
Недопустимым, требующим немедленного ремонта или реконструкции, считается такое состояние дороги, при котором значение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дороги в осенне-весенний период оказывается ниже предельно допустимого (КПд < КПп).
Таблица 10.6
Категория дороги | Основная расчетная скорость, км/ч | Нормативные (предельно допустимые) значения комплексного показателя состояния дороги | ||
На основном протяжении | На трудных участках местности | |||
пересеченной | горной | |||
1-а | 1,25 (0,94) | 1 (0,75) | 0,67 (0,5) | |
1-б, II | 1 (0,75) | 0,83 (0,62) | 0,5 (0,38) | |
III | 0,83 (0,62) | 0,67 (0,5) | 0,42 (0,33) | |
IV | 0,67 (0,5) | 0,5 (0,38) | 0,33 (0,25) | |
V | 0,5 (0,38) | 0,33 (0,25) | 0,25 (0,17) |
За нормативное значение показателя инженерного обустройства принимается Коб = 1, при котором обеспечивается наличие и соответствие требованиям стандартов и других нормативных документов основных элементов инженерного обустройства дорог:
дорожных знаков, ограждений, разметки, примыканий, пересечений автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами, автобусных остановок и площадок отдыха, тротуаров и пешеходных дорожек в населенных пунктах, освещения.
Фактические значения величины Коб могут колебаться от 0,9 до 1.
За нормативное значение показателя уровня эксплуатационного содержания принимается Кэ = 1, при котором обеспечивается средний уровень содержания дорог. Фактические значения величины Кэ могут колебаться от 0,9 до 1,1.
Нормативные и предельно допустимые значения обобщенного показателя качества и состояния дороги принимаются равными соответствующим значениям комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дороги, т.е. Пн = КПн, Пп = КПп.
Дорога, находящаяся в эксплуатации, считается полностью соответствующей требованиям к качеству и состоянию при условии Пд ≥ Пн и находящейся в допустимом состоянии при условии Пн > Пд ≥ Пп. При других значениях показателей дорога находится в недопустимом состоянии.
В зависимости от целей и задач оценка состояния дороги может быть выполнена как по обобщенному показателю качества и состояния, так и раздельно по комплексному показателю транспортно-эксплуатационного состояния КПд или показателю инженерного обустройства Коб.
Значения всех показателей могут определяться для участка дороги, для всего протяжения дороги, для дорожной сети, обслуживаемых дорожной организацией, или для дорожной сети региона.
Оценка качества дороги в момент сдачи в эксплуатацию после строительства, реконструкции или ремонта выполняется так же, как и эксплуатируемой дороги по результатам объективной оценки и измерения фактических параметров и характеристик дороги.