Определение фактической категории существующей автомобильной дороги
При оценке состояния и назначении работ по ремонту или реконструкции эксплуатируемых дорог во многих случаях возникает необходимость установления фактической категории дороги, требуемой категории по интенсивности движения на момент обследования и расчетной категории, назначаемой при проектировании реконструкции.
Фактическая категория существующей дороги на момент обследования и оценки состояния определяется путем сопоставления основных геометрических параметров с нормативными.
К указанным параметрам относится ширина проезжей части (ширина основной укрепленной поверхности), продольные уклоны и радиусы кривых в плане.
В зависимости от рельефа местности эти параметры рассматриваются как главные или дополнительные критерии при определении категории дороги. Рельеф местности устанавливают по проектной документации на дорогу.
На одной дороге могут быть выделены участки разных категорий, отличающиеся по основным параметрам, протяженностью не менее 3 км на перегонах и 1 км на подходах к городам. При меньшей протяженности таких участков их категория принимается такой же, как на основном протяжении дороги.
Главным геометрическим параметром для установления фактической категории дороги во всех случаях является фактическая ширина проезжей части.
На дорогах или участках дорог значительной протяженности, где при строительстве, реконструкции или ремонте устроены краевые укрепительные полосы, имеющие
однотипное покрытие с проезжей частью, таким параметром служит ширина основной укрепленной поверхности, включающая в себя ширину проезжей части и краевых укрепительных полос.
К дорогам категории I-а относятся дороги, имеющие несколько раздельных проезжих частей (каждая по две и более полосы движения), с разделительными полосами, в том числе с разметкой или разделительными барьерами безопасности между ними, и пересечения в разных уровнях с другими автомобильными или железными дорогами.
К дорогам категории I-б относятся дороги, имеющие две раздельные проезжие части (каждая по две и более полосы движения), с разделительной полосой, в том числе разметкой или разделительным барьером безопасности между ними.
Фактические категории других дорог по ширине проезжей части или по ширине основной укрепленной поверхности принимаются в зависимости от их фактических размеров (табл. 10.1).
При определении фактической категории дороги не учитывают участки с дополнительной полосой проезжей части на затяжных подъемах,
Таблица 10.1
Фактическая ширина проезжей части, м | Фактическая ширина основной укрепленной поверхности, м | Фактическая категория дороги |
До 4,8 | До 5,6 | V |
5,8...6,8 | 7...8 | IV |
6,9...7,4 | 8,1...9 | III |
Более 7,4 | Более 9 | II |
Таблица 10.2
Максимальный продольный уклон, ‰ | Минимальный радиус кривых в плане, м | Фактическая категория дороги |
1-а | ||
1-б, II | ||
III | ||
IV | ||
V |
на пересечениях и примыканиях, в местах автобусных остановок и площадок отдыха, обустроенных переходно-скоростными полосами.
В пересеченной местности фактическая категория существующей дороги определяется по двум главным параметрам: ширине проезжей части и продольному уклону:
Максимальный продольный уклон, ‰........................................40 50 60 70 90
Фактическая категория дороги…………………………………I-а I-б, II III IV V
В горной местности фактическая категория дороги определяется по соответствию нормативным требованиям ширины проезжей части, продольных уклонов и радиусов кривых в плане (табл. 10.2).
При определении фактической категории дороги в пересеченной и горной местности допускается не учитывать наличие отдельных участков с продольными уклонами больше или с радиусами кривых в плане меньше нормативных для категории дороги, установленной по ширине проезжей части.
Общая протяженность указанных участков не должна превышать 10 % всей протяженности дороги.
При большей протяженности таких участков с продольными уклонами больше или радиусами кривых в плане меньше нормативных для категории дороги, установленной по ширине проезжей части, последняя понижается на одну категорию.
Число полос движения по официальным данным дорожных организаций устанавливается по паспорту дороги при сборе исходной информации.
Число полос движения по фактической разметке проезжей части устанавливается при визуальном обследовании покрытия проезжей части.
Число полос движения по фактической ширине проезжей части устанавливается расчетным способом путем деления измеряемой ширины проезжей части на 3,75 м для дорог I - II категорий, на 3,5 м - для дорог III категории и на 3 м - для дорог IV - V категорий.
Число полос движения принимается равным округленному до целого числа результата деления.
Определение параметров геометрических элементов дороги, измерение и оценка продольной ровности и сцепных свойств дорожного покрытия производится способами и методами, приведенными в гл. 4 и 7.
Требуемая категория дороги на момент обследования определяется на основании данных о фактической годовой среднесуточной интенсивности движения, полученной в год обследования. Допускается с целью определения требуемой категории дороги использование данных об интенсивности движения за предыдущий год.
Путем сопоставления фактической категории дороги с требуемой принимается решение о необходимости реконструкции дороги с переводом ее в более высокую категорию.
Рекомендуемая при реконструкции категория дороги определяется проектными организациями на основании данных о перспективной интенсивности движения, полученных путем прогноза и технико-экономических расчетов.