Автомобильных дорог и состав исходной информации
Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений производится систематически через установленные промежутки времени на протяжении всего срока службы дорог и дорожных сооружений в соответствии с ОДН 218.0.006 - 2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения», утвержденном Минтрансом России 03.10.2002.
Оценку качества и состояния автомобильных дорог производят:
при сдаче дороги в эксплуатацию после строительства с целью определения начального фактического транспортно-эксплуатационного состояния и сопоставления с нормативными требованиями;
периодически в процессе эксплуатации для контроля за динамикой изменения состояния дороги, прогнозирования этого изменения и планирования работ по ремонту и содержанию;
при разработке плана мероприятий или проекта реконструкции, капитального ремонта или ремонта для определения ожидаемого транспортно-эксплуатационного состояния, сопоставления его с нормативными требованиями и оценки эффективности намеченных работ;
после выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту на участках выполнения этих работ с целью определения фактического изменения транспортно-эксплуатационного состояния дорог.
По результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации выявляют участки дорог, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденной распоряжением Росавтодора от 03.01.2002 № ИС-5-р, определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции дорог с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
Полученная на основе диагностики и оценки состояния дорог информация служит для формирования и систематического обновления автоматизированного банка дорожных данных (АБДД) «Дорога» как на федеральном, так и на территориальном уровнях.
Работы по диагностике и оценке состояния дорог должны выполняться специализированными организациями, оснащенными соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием.
По объему выполнения работ диагностику и оценку состояния дорог подразделяют на первичную и повторную.
При первичной диагностике, как правило, измеряют и оценивают весь комплекс установленных параметров и характеристик состояния дороги, а также транспортного потока, а при повторной диагностике - только переменные, к которым относятся прочность дорожной одежды, продольная и поперечная ровность (глубина колеи), шероховатость и сцепные качества дорожного покрытия, характеристики транспортного потока и т.п.
Кроме того, при повторной диагностике измеряют и оценивают те постоянные параметры и характеристики, которые претерпели изменения в процессе ремонта или реконструкции.
В необходимых случаях могут быть измерены и оценены отдельные группы или сочетания постоянных и переменных параметров и характеристик дорог.
Для оценки состояния дорог и дорожных сооружений необходим сбор и анализ значительного объема основной исходной информации по следующим показателям, параметрам и характеристикам:
• общие данные о дороге:
номер и титул дороги, район ее расположения; категория дороги, протяженность; дорожно-климатическая зона; орган управления и обслуживающая организация; оценка уровня содержания дороги за последние 12 месяцев;
• геометрические параметры и характеристики:
ширина проезжей части основной укрепленной поверхности дороги и укрепительных полос;
ширина обочин, в том числе укрепленных; тип и состояние укрепления обочин;
продольные уклоны;
поперечные уклоны проезжей части и обочин;
радиусы кривых в плане и уклон виража;
высота насыпи, глубина выемки и уклоны их откосов; состояние земляного полотна;
расстояние видимости поверхности дороги в плане и профиле.
• характеристики дорожной одежды и покрытия:
конструкция дорожной одежды и тип покрытия;
прочность и состояние дорожной одежды и покрытия (наличие, вид, расположение и характеристика дефектов);
продольная ровность покрытия;
поперечная ровность покрытия (колейность);
шероховатость и коэффициент сцепления колеса с покрытием;
• искусственные сооружения:
местоположение, тип, протяженность и габариты мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей;
грузоподъемность мостов, путепроводов и эстакад;
наличие и высота бордюров;
тип и состояние мостового полотна;
наличие, размеры и состояние водопропускных труб;
• обустройство и оборудование дорог:
километровые знаки и сигнальные столбики;
дорожные знаки, их дислокация, состояние и соответствие нормам и правилам размещения;
разметка дороги, ее состояние и соответствие нормам и правилам нанесения;
ограждения, их конструкция, место расположения, протяженность, состояние, соответствие нормам и правилам установки;
освещение;
примыкания, пересечения с автомобильными и железными дорогами, их тип, местоположение, соответствие нормам проектирования;
автобусные остановки и павильоны, площадки отдыха, площадки для остановки и стоянки автомобилей, их основные параметры и их соответствие нормативным требованиям;
дополнительные полосы проезжей части и переходно-скоростные полосы, их основные параметры;
• характеристики движения по дороге:
интенсивность движения на характерных перегонах и динамика ее изменения за последние 3-5 лет;
состав транспортного потока и динамика его изменения с выделением доли легковых автомобилей, грузовых автомобилей разной грузоподъемности, автобусов, других транспортных средств;
показатели скоростного движения на характерных участках ограничения скоростей;
данные о дорожно-транспортных происшествиях за последние 3-5 лет с привязкой к километражу и выделением числа дорожно-транспортных происшествий из-за неудовлетворительных дорожных условий.
Кроме основной исходной информации для разных управленческих задач и формирования АБДД «Дорога» в процессе диагностики может собираться дополнительная информация, в частности:
• общая информация:
балансовая стоимость и износ дороги и дорожных сооружений;
местоположение, сроки, объемы и виды ремонта дороги за время эксплуатации;
ширина полосы отвода и площадь занимаемых земель;
система водоотвода и ее состояние;
коммуникации в полосе отвода;
вызывная и технологическая связь;
другая информация;
• защитные сооружения:
снегозащитные, ветрозащитные, шумозащитные и декоративные лесонасаждения и лесополосы;
снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, отвалов, оползней и др.;
• объекты обслуживания движения и дорожной службы:
автозаправочные станции, станции технического обслуживания, мотели, кемпинги, гостиницы, пункты питания, пункты медицинской помощи, пункты ДПС, автовокзалы, съезды и въезды к этим объектам;
здания и сооружения дорожной службы, базы противогололедных материалов, пескобазы, места дислокации дорожных машин и др.;
• населенные пункты и характеристика прилегающих территорий:
жилая застройка;
населенные пункты, через которые проходит дорога с разделением их по числу жителей более 50 тыс. или менее 50 тыс. жителей;
особые правила дорожного движения в населенных пунктах;
населенные пункты (с числом жителей более 50 тыс.), находящиеся в стороне от дороги (до 20 км) с указанием расстояния до них от дороги;
школы, детские лагеря отдыха и т.д.;
фермы, скотные дворы;
выходы диких животных на проезжую часть;
падение камней;
боковой ветер;
низколетящие самолеты;
• пересечения и примыкания:
пересечение в одном уровне крестообразное;
пересечение в одном уровне кольцевого типа;
примыкание в одном уровне Т-образного типа;
пересечение или примыкание с регулируемым движением или нерегулируемым движением;
категория пересекаемой дороги;
равнозначность дорог;
ширина проезжей части пересекаемой дороги и тип дорожного покрытия;
угол пересечения;
радиусы закругления на примыкании;
наличие и тип направляющих островков;
пересечение с трамвайной линией;
пересечение с велосипедной дорожкой;
перекрестки в городах и населенных пунктах;
направление (населенный пункт, поле, лес и т.д.) и расстояние до объекта;
съезды и выезды к автозаправочным станциям, станциям технического обслуживания, пунктам питания, площадкам отдыха, гостиницам и т.д.;
число путей на железнодорожном переезде;
дорога, параллельная железной дороге, и расстояние между ними (до 150 м);
шлагбаумы для железнодорожного переезда;
• ширина проезжей части:
ширина основных полос движения;
ширина дополнительной полосы на подъем;
уширение на кривой малого радиуса;
ширина переходно-скоростной полосы (полоса разгона и торможения) в зоне примыканий и пересечений, в зоне автобусных остановок и т. д. с указанием расположения слева и местоположения начала и конца полос;
• дорожные сооружения и элементы обустройства, влияющие на безопасность дорожного движения:
подземные и надземные пешеходные переходы;
тип освещения с указанием начала и окончания местоположения;
расположение опор путепроводов на проезжей части;
подпорные стенки путепроводов или тоннелей, расположенные на обочине;
препятствия для движения с указанием местоположения;
светофорное регулирование с указанием расположения светофоров;
• местоположение:
телефона;
светофора;
источника питьевой воды и мойки транспортных средств вне площадок отдыха;
таможни (контрольного пункта);
пункта весового контроля;
поста ДПС;
разрывов с указанием направления разворота транспортных средств.