Выявление опасных участков на автомобильных дорогах
Данные о дорожно-транспортных происшествиях позволяют получить лишь частичную картину степени опасности движения по дороге и отдельным ее участкам.
Для выявления опасных участков и прогнозирования степени опасности отдельных участков дороги используют методы оценки коэффициентов аварийности и безопасности.
Коэффициентом безопасности Кбез называется отношение максимальной скорости движения, обеспечиваемой тем или иным участком дороги, υ к максимально возможной скорости въезда автомобилей на этот участок υвх:
Кбез = υ/υвх. (9.1)
Участки дорог оценивают по степени опасности для движения, исходя из следующих значений коэффициентов безопасности:
Кбез Менее 0,4 0,4...0,6 0,6...0,8 Более 0,8
Характеристика
участка дороги………………………. Очень Опасный Мало- Практически
опасный опасный неопасный
При обследованиях автомобильных дорог на основе линейного графика изменения скорости движения одиночного легкового автомобиля строят линейный график изменения коэффициента безопасности (рис. 9.1).
На этом графике выделяют участки дороги по степени опасности, особое внимание уделяется участкам со значением коэффициента безопасности менее 0,4. В проектах новых дорог не допускаются участки с коэффициентами безопасности,
Рис. 9.1. Линейный график скорости движения и коэффициента безопасности
не превышающими 0,8. При разработке проектов реконструкции и капитального ремонта автомобильной дороги следует проводить перепроектирование участков с коэффициентами безопасности, не превышающими 0,6.
Степень опасности участка дороги может характеризоваться также итоговым коэффициентом аварийности, представляющим собой произведение частных коэффициентов, учитывающих влияние отдельных элементов плана и профиля дороги:
Кит = К1К2...К17, (9.2)
где К1, К2, ..., К17 - частные коэффициенты, равные отношению числа дорожно-транспортных происшествий на участке при том или ином параметре элемента плана и профиля дороги к числу дорожно-транспортных происшествий на эталонном горизонтальном прямом участке дороги с проезжей частью шириной 7,5 м, шероховатым дорожным покрытием и укрепленными обочинами.
Значения частных коэффициентов аварийности приведены в ВСН 25-86 «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах», утвержденном Минавтодором РСФСР 28.01.1986.
При определении значения коэффициента К5, учитывающего влияние радиуса кривой в плане, вводят поправку на наличие виража. Для этого при оценке степени безопасности дорожного движения исходят из значения эквивалентного радиуса кривой, допускающего движение с той же скоростью, что и на рассматриваемой кривой, но имеющей уклон виража, равный уклону проезжей части на прямых участках:
где φ - коэффициент поперечной силы, при расчетах на устойчивость принимаемый равным коэффициенту поперечного сцепления (примерно 0,6 коэффициента продольного сцепления); i - поперечный уклон, отн. ед.
Индекс «кр» относится к рассматриваемой кривой, а индекс «пр» - к характеристике проезжей части на прилегающем участке.
Для выявления опасных участков строят линейный график итоговых коэффициентов аварийности (рис. 9.2), на котором наносят сжатый план и профиль дороги с выделением всех элементов, от которых зависит безопасность дорожного движения
и для которых имеются частные коэффициенты аварийности (продольные уклоны, вертикальные кривые, кривые в плане, мосты, населенные пункты, пересекающиеся дороги и т.п.).
Рис. 9.2. Линейный график итоговых коэффициентов аварийности
без учета (Kит) и с учетом (К'ит) стоимостных коэффициентов
На линейном графике итоговых коэффициентов аварийности фиксируют по отдельным перегонам среднюю интенсивность движения по данным учета, проводимого дорожными организациями, или установленную при обследованиях дорог.
На этом же графике показывают места дорожно-транспортных происшествий. Анализ линейного графика итоговых коэффициентов аварийности выполняют одновременно с анализом графика распределения дорожно-транспортных происшествий (см. подразд. 9.1).
В проектах новых дорог рекомендуется перепроектирование участков, на которых Kит>15...20.
В проектах реконструкции или капитального ремонта дорог в условиях холмистого рельефа пред усматривается перестройка участков с Kит> 25...50 в зависимости от местных условий.
На существующих дорогах при Kит> 10...20 наносят разметку проезжей части, запрещающую обгон с выездом на полосу встречного движения. При Kит> 20...40 устанавливают знаки запрещения обгона и ограничения скорости.
При незначительном отличии коэффициентов аварийности на смежных участках и ограниченных возможностях быстрого улучшения всей дороги во время обследований необходимо устанавливать очередность улучшения условий дорожного движения или перестройки опасных участков.
Для этого при построении линейных графиков итоговых коэффициентов аварийности должна дополнительно учитываться тяжесть дорожно-транспортных происшествий.
Рекомендуется вводить к частным коэффициентам аварийности коэффициенты тяжести, или стоимостные коэффициенты, учитывающие возможные экономические потери от дорожно-транспортных происшествий.
За единицу дополнительных стоимостных коэффициентов принято среднее значение экономических потерь от одного дорожно-транспортного происшествия при разных дорожных условиях.
Частные коэффициенты тяжести т1,..., т11 имеют следующие значения в зависимости от учитываемых факторов.
Ширина проезжей части, м:
7 – 7,5…………………………………………………………………………..т1 = 1
6……………………………………………………………………………….т2= 1,2
Продольный уклон, ‰
более 30……………………………………………………………….………т3= 1,25
менее 30………………………………………………………………………...т4 = 1
Радиусы кривых в плане, м:
менее 350………………………………………………………………………т5 = 0,9
более 350……………………………………………………………………….т5 = 1
Видимость, м:
менее 250……………………………………………………………………...т6 = 0,7
более 250…………………………………………………………………….…т7 =1
Пересечения:
в одном уровне………………………………………………………………..т8= 0,8
в разных уровнях……………………………………………………………..т9 =0,9
Населенные пункты………………………………………………………………т10 = 1,6
Число полос движения……………………1 2 3 4 и более
т11…………………………………………0,9 1 1,3 1
При выполнении практических расчетов для установления очередности улучшения участков дороги строят линейный график итогового коэффициента тяжести Мт, равного произведению частных коэффициентов:
Поправка к итоговым коэффициентам аварийности вводится при Kит> 15. Для полной оценки степени опасности движения по дороге перемножают итоговый коэффициент аварийности и итоговый коэффициент тяжести:
К'ит = KитМт. (9.5)
Указанные методы позволяют получить осредненную среднегодовую оценку условий движения на дороге, так как значения большинства частных коэффициентов определяются на основании данных об аварийности в среднем за год без учета различия в природно-климатических условиях отдельных районов Российской Федерации, а также сезонных колебаний аварийности, вызванных изменением состояния дорог и метеорологических условий.
Для оценки безопасности дорожного движения следует пользоваться графиками сезонных коэффициентов аварийности (рис. 9.3), учитывающими влияние природно-климатических условий и сезонов года.
Графики строят для характерных периодов года - летнего, осенне-весеннего и зимнего. При этом в значениях частных средних годовых коэффициентов аварийности вводят поправочные сезонные коэффициенты, учитывающие изменение влияния разных элементов дороги по сезонам года.
Рис. 9.3. Графики сезонных коэффициентов аварийности:
При проектировании дорог значения частных коэффициентов аварийности по сезонам года назначаются на основании прогнозирования сезонных изменений условий движения. Для этого расчетные значения параметров дорог в неблагоприятные периоды года, необходимые для определения частных коэффициентов аварийности, могут быть вычислены путем умножения проектных значений на поправочные коэффициенты, учитывающие изменение параметров дорог по сезонам года.
Мероприятия по улучшению транспортно-эксплуатационных качеств дороги и их очередность предлагаются на основании совместного анализа линейных графиков коэффициентов безопасности, коэффициентов аварийности, итогового коэффициента тяжести, а также сезонных графиков коэффициентов аварийности. Все графики включают в отчет, который готовят по результатам обследования автомобильной дороги.