Виды обследований автомобильных дорог

Обследования автомобильных дорог состоят из комплекса работ, разнообразных по сложности и методике выполнения.

Поэтому перед началом работ необходимо четкое определение цели обследований, установление состава и объема работ и планирование сроков их выполнения.

В зависимости от целей могут быть следующие виды обследований:

• оперативные, (например, на месте дорожно-транспортного происшествия);

• текущие, выполняемые с целью оценки объема работ по содержанию дороги;

• контрольные, выполняемые работниками ГИБДД МВД России и службы организации дорожного движения с целью предварительной оценки дорожных условий;

• сезонные, выполняемые в разные периоды года с целью общей оценки состояния дороги;

• частичные, выполняемые службой организации дорожного движения на отдельных элементах дороги;

• комплексные, выполняемые специальной лабораторией или изыскательской группой с целью разработки проекта реконструкции, капитального ремонта дороги или пополнения банка данных об автомобильной дороге.

Проведение всех перечисленных видов обследований дороги должно быть соответствующим образом спланировано. Комплексные обследования автомобильных дорог, служащие также для накопления банка данных о состоянии всех элементов автомобильной дороги, целесообразно проводить не реже 1 раза в 5 лет.

Частичные обследования должны проводиться ежегодно с учетом результатов комплексных обследований, при которых могут быть выявлены опасные участки дороги.

При любом виде обследований различают подготовительный, полевой и камеральный периоды проведения работ.

Подготовительный период является наиболее ответственным, так как в этот период планируют виды работ по обследованию и уточнению сроков их выполнения. От тщательности проведения работ в подготовительный период зависит успех всего обследования.

В подготовительный период выполняют следующие работы:

• уточнение программы обследований, объема и сроков проведения работ;

• составление календарного графика проведения обследования;

• комплектование состава экспедиций; подготовка оборудования, проверка его состояния и тарировки;

• подготовка необходимых форм, журналов для полевых работ, сбор и обработка с соответствующим графическим оформлением метеорологических, проектных, картографических и паспортных данных по обследуемой дороге;

• сбор и анализ данных о дорожно-транспортных происшествиях по материалам ГИБДД МВД России и службы организации дорожного движения;

• сбор, изучение и анализ данных об интенсивности движения и составе транспортного потока на дороге.

В зависимости от целей и вида обследований состав работ в подготовительный период может изменяться.

В полевой период непосредственно на обследуемой дороге выполняют следующие работы:

• изучение фактических режимов движения на дороге - измерение скорости движения на наиболее опасных участках или вдоль всей дороги, измерение фактической интенсивности движения и состава транспортного потока;

• определение размеров геометрических элементов дороги и в первую очередь расстояния видимости;

• выявление участков дороги, не отвечающих требованиям безопасности дорожного движения, и участков возможных заторов;

• обследование транспортно-эксплуатационных качеств дорожного покрытия, оценка ровности и сцепных качеств дорожного покрытия на всем протяжении маршрута или наиболее характерных участках;

• оценка прочности дорожной одежды, состояния водоотвода и водопропускных сооружений, обследование земляного полотна;

• оценка уровня транспортного шума и загазованности.

Полевые работы выполняют в два этапа: вначале во время рекогносцировочного проезда по дороге намечают места, требующие детальных обследований, затем проводят детальные обследования и инструментальные измерения.

В период камеральной обработки полевых материалов обобщают и анализируют результаты инструментальных измерений и визуальных наблюдений совместно с собранными в подготовительный период материалами.

Заполняют итоговые ведомости, составляют графики, выполняют полный анализ полученных в процессе обследований результатов и разрабатывают рекомендации по улучшению дороги и повышению безопасности дорожного движения.

Работы по обследованию дороги заканчивают оформлением научно-технического отчета, включающего в себя выводы и рекомендации, линейные графики ровности, скользкости, прочности дорожной одежды, коэффициентов аварийности, безопасности и степени загрузки дороги движением.

Наши рекомендации