Силы, действующие от колеса автомобиля на дорожное покрытие
При движении автомобиля по дороге в зоне контакта шины колеса с дорожным покрытием возникают динамические вертикальные, продольные и поперечные касательные силы, значение которых зависит от типа автомобиля, шины колеса, нагрузки, природно-климатических условий и т. п.
На стоящее колесо действует только одна сила - вес автомобиля, приходящийся на это колесо. Особенностью автомобильного колеса является его эластичность. Под действием вертикальной силы колесо деформируется (рис. 3.1, а), в месте контакта радиус колеса меньше, чем в других частях колеса, не соприкасающихся с дорожным покрытием.
Рис. 3.1. Схема сил, действующих на дорожное покрытие:
а - стоящее колесо; б - ведущее колесо; в - ведомое колесо; D - размер пятна контакта колеса с дорожным покрытием; Рср, Рmах - соответственно средний и максимальный прогиб дорожного полотна; G - вес автомобиля; R - сила реакции; Gк - вес автомобиля, приходящийся на колесо; Mвр - вращающий момент; Т - сила трения; rк - расстояние от центра колеса до поверхности дорожного покрытия; r - радиус колеса;
а - расстояние от мгновенного центра скоростей О до линии действия силы реакции R; Рк - окружная сила;
υ - скорость движения автомобиля
Площадь следа колеса Fменяется в пределах 250...1000 см2. Для одного и того же автомобиля значение F, м2, зависит от нагрузки на колесо:
F= G/p, (3.1)
где G - вес автомобиля, приходящийся на колесо, Н; р - давление, Па.
Значение рне должно превышать 0,65 МПа на дорогах I - II категорий и 0,55 МПа на дорогах III - V категорий.
Различают площадь отпечатка колеса по контуру в форме эллипса (рис. 3.1, а) и по выступам рисунка протектора. При определении среднего давления в расчет принимают площадь отпечатка по выступам протектора. При расчете дорожной одежды для вычисления русловно принимают площадь отпечатка в виде круга диаметром D, м, равновеликую площади эллипса:
(3.2)
В большинстве автомобилей имеются ведущие и ведомые колеса. К ведущим колесам подается вращающий момент Мвр , Н • м, от двигателя автомобиля:
Мвр = Мдв ик иг η, (3.3)
где Мдв - вращающий момент на коленчатом валу двигателя, Н • м; ик - передаточное число коробки передач; иг - передаточное число главной передачи; η -коэффициент полезного действия главной передачи.
Действие вращающего момента Мвр вызывает появление в зоне контакта окружной силы Рк, направленной в сторону, обратную движению (рис. 3.1, б). Сила Рк вызывает горизонтальную силу реакции Т, представляющую собой силу трения в плоскости контакта колеса с дорожным покрытием, при этом Т = Рк.
При действии вертикальной силы Gк возникает сила реакции R, которая располагается на расстоянии а впереди по ходу движения автомобиля. Значение Gк составляет для грузовых автомобилей - (0,65...0,7) G, для легковых - (0,5...0,55) G, где G - общий вес автомобиля, Н.
На ведомое колесо (рис. 3.1, в) действует сила тяги. Горизонтальная реакция Т = Ркнаправлена в сторону, противоположную движению. Вертикальная сила реакции R так же, как и в случае ведущего колеса, смещена по ходу движения.
Вращающий момент Мврможет быть определен также с учетом окружной силы Рк, Н, и радиуса качения пневматического колеса rк, м:
Мвр = Рк rк, (3.4)
при этом
rк = λ r, (3.5)
где λ - коэффициент уменьшения радиуса колеса в зависимости от жесткости шин, λ = 0,93...0,96; r - радиус недеформированного колеса, м.
В точке О - мгновенном центре скоростей - приложена сила трения (сцепления) колеса с поверхностью дороги.
Можно записать
R = Gк; Мвр = Trк + Ra,
где а - расстояние от мгновенного центра скоростей до точки приложения силы реакции R.
Откуда
Т = Мвр/rк - R (a/rк). (3.6)
Поскольку
Мвр/rк = Рк,
Т = Рк – Gк (а/rк).
Обозначим
а/rк = f; Gк (а/rк) = Gк f = Pf. (3.7)
Тогда
Т = Рк - Рf,
Для ведомого колеса можно записать
Gк = R; Рк = Т; Ra = Ркrк.
Отсюда
Pк = R (a/rк); R = GкPк = Gкf; Pк = Pf,
где Pf- сила сопротивления качению, Н; f - коэффициент сопротивления качению.
Сопротивление качению зависит от скорости движения, эластичности шины и состояния поверхности дорожного покрытия.
Коэффициент сопротивления качению возрастает с увеличением скорости движения, так как кинетическая энергия колеса при наездах на неровности прямо пропорциональна квадрату скорости качения. Практически значение f остается постоянным до скорости движения 50 км/ч для определенного типа дорожного покрытия:
Тип дорожного покрытия | f |
Цементобетонное и асфальтобетонное…………………………………… | 0,01…0,02 |
Щебеночное, обработанное вяжущим…………………………………….. | 0,02…0,025 |
Щебеночное, не обработанное вяжущим………………………………… | 0,03…0,04 |
Ровная сухая грунтовая дорога…………………………………………… | 0,03…0,06 |
При скорости движения более 50 км/ч коэффициент сопротивления качению определяют по формуле
fυ = f [1 + 0,01(υ – 50)], (3.8)
где υ - скорость движения, км/ч; f - коэффициент сопротивления качению при скорости движения до 50 км/ч.
Движение автомобиля возможно при условии Т > Рк. Сила трения достигает наибольшего значения, когда
Тmах = φ Gсц, (3.9)
где Gсц - нагрузка на ведущее колесо (сцепной вес), Н; φ - коэффициент сцепления.
Коэффициент сцепления φ - это отношение максимального значения силы тяги на ободе колеса к сцепному весу автомобиля.
Различают следующие значения коэффициентов сцепления (рис. 3.2): φ - при движении в плоскости качения без скольжения и буксования; φ1 - при движении в плоскости качения при скольжении и буксовании (коэффициент продольного сцепления);
Рис. 3.2. Силы, действующие на дорожное покрытие на криволинейных участках: Рк - окружная сила (сила тяги); Yк - поперечная сила; R - сила реакции; φ - коэффициент сцепления; φ1 - коэффициент продольного сцепления; φ2 - коэффициент поперечного сцепления |
φ2 - при боковом заносе (коэффициент поперечного сцепления).
Между этими коэффициентами сцепления имеются следующие зависимости:
R = G φ; R2 =
где Yк - поперечная сила.
Отсюда
(3.10)
Результаты исследования показывают следующие количественные зависимости между φ, φ1, φ2:
φ1 = (0,7...0,8) φ; φ2 = (0,85...0,90) φ1 или φ2 = (0,6...0,7) φ.
Значение φ зависит от типа и состояния дорожного покрытия, скорости движения и других факторов (табл. 3.1).
При торможении колеса автомобиля часто возникают большие касательные усилия (рис. 3.3).
Сила торможения составляет
Pк.т. = φ Gк.т., (3.11)
где Gк.т - вес автомобиля, приходящийся на тормозящие колеса, Н.
Рис. 3.3. Силы, действующие на дорожное покрытие при торможении: Gк.т - вес автомобиля, приходящийся на тормозящие колеса; Мт - тормозящий момент; Pк.т - сила торможения; υ - скорость движения автомобиля |
Таблица 3.1
Состояние дорожного покрытия | Условия движения | Коэффициент сцепления φ (при скорости движения 60 км/ч) |
Сухое, чистое | Особо благоприятные | 0,7 |
То же | Нормальные | 0,5 |
Влажное, грязное | Неблагоприятные | 0,3 |
Обледенелое | Особо неблагоприятные | 0,1...0,2 |
Боковые касательные силы возникают при движении по криволинейным участкам дорог, при обгонах, боковом заносе, при сильном поперечном ветре, при наличии большого поперечного уклона проезжей части. Действие касательных сил в зоне контакта шины колеса с дорожным покрытием приводит к истиранию и деформации дорожного покрытия и истиранию шины.