Исследование работы станционной рельсовой цепи
Переменного тока 25 Гц при электротяге переменного тока.
Цели работы: исследование работы станционных рельсовых цепей.
Оборудование и раздаточный материал:
1. Макеты рельсовой цепи, в который входят: реле ДСШ-16, фильтр ЗБ-ДСШ, трансформатор ПРТА, преобразователь частоты ПЧ50/25-300, блок конденсаторов 120 мкФ, сопротивления.
2. Принципиальные схемы рельсовой цепи.
Краткие теоретические сведения и режимы работы рельсовых цепей приведены в лабораторной работе №1
В связи с развитием на сети железных дорог электрической тяги переменного тока частотой 50 Гц применение рельсовых цепей промышленной частоты стало невозможным. Поэтому были разработаны и широко внедрены рельсовые цепи с частотой сигнального тока 25 Гц и фазочувствительным реле ДСШ-13. В дальнейшем при автономной и электрической тяге постоянного тока стали применять рельсовые цепи частотой 25 Гц с реле ДСШ-13А (Рис.1.3). Эти рельсовые цепи потребляют малую мощность, имеют более надежную работоспособность при понижении сопротивления балласта, надежную защиту от влияния блуждающих и тяговых токов.
Рис. 1.3
По роду тока, посылаемого передатчиком, рельсовые цепи бывают постоянного и переменного тока. По способу пропуска обратного тягового тока в обход изолирующих стыков различают два вида рельсовых цепей: двухниточные с путевыми дроссель-трансформаторами и однониточные без дроссель-тренсформаторов. По характеру подачи сигнального тока рельсовые цепи существуют с непрерывным питанием и импульсным питанием как постоянного, так и переменного тока, а также кодовые. По способу контроля замыкания изолирующих стыков различают рельсовые цепи с нейтральными, поляризованными, фазочувствительными и частотными приемниками. В данной рельсовой цепи защита от взаимных влияний при коротком замыкании изолирующих стыков обеспечивается чередованием мгновенных значений напряжений в смежных рельсовых цепях
Рельсовые цепи при электротяге переменного тока получают питание током частотой 25Гц. Применяют и другие частоты сигнального тока, отличающиеся от частоты тягового тока. Для пропуска тягового тока на питающем и релейном концах кодовой рельсовой цепи установлены дроссель-трансформаторы ДТ-1-150. Питание в рельсовую цепь подается от статического преобразователя частоты ПЧ типа ПЧ-50/25. На питающем и релейном концах установлены дроссель-трансформаторы ДТ-1-150 и трансформаторы ПРТ-А, согласующие высокое сопротивление аппаратуры с относительно низким входным сопротивлением рельсовой линии. На питающем конце трансформатор используют в качестве питающего (ПТ), а на релейном – в качестве изолирующего (ИТ). Резисторы Rn1, Rn2 обеспечивают необходимую шунтовую чувствительность. Автоматические выключатели АВМ-2, установленные на питающем и релейном концах, предназначены для отключения аппаратуры при повышении тока ассиметрии выше расчетного значения. Рельсовую цепь регулируют изменением напряжения на вторичной обмотке путевого трансформатора от 0,5 до 12 В.. Напряжение на путевой обмотке реле ДСШ-16 должно быть не менее 15 В. Для защиты реле от воздействия тягового тока параллельно путевой обмотке включают защитный блок ЗБ-ДСШ.
В соответствии с правилами проектирования устройств СЦБ в одну развевленную рельсовую цепь не должно входить более трех или двух перекрестных стрелок. Однако есть ряд ограничений по количеству стрелок в рельсовой цепи. Так стрелки. Примыкающие к приемоотправочным железнодорожным путям, относящиеся к стрелочной улице и ведущие в улавливающий или предохранительный тупик, выделяются в отдельные рельсовые цепи.
Подробная схема рельсовой цепи находится на лабораторном стенде.
Таблица 1
№ п/п | Приборы | Тип прибора |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Блок ПЧ Блок БК Трансформатор ИТ Трансформатор ПТ Трансформатор ДТр Трансформатор ДТп Реле П |
Таблица 2.
№ п/п | Точки измерения | Результат | № п/п | Точки измерения | Результат |
1 – 2 | 13 – 14 | ||||
3 – 4 | 15 – 16 | ||||
7 – 8 | 17 – 18 | ||||
9 – 10 | 19 – 20 | ||||
11 - 12 | 21 - 22 |
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с макетом и аппаратурой рельсовой цепи. Заполнить таблицу 1.
2. Включить питание РЦ тумблером Т1.
3. Провести измерение напряжения в контрольных точках. Данные занести в таблицу 2. Проверить работу схемы в шунтовом режиме, закоротив измерительные гнезда 9-10 или 11-12, имитируя занятие РЦ поездом. Результаты записать в таблицу 2.
Содержание отчета
1. Дайте классификацию и характеристику рельсовым цепям.
2. Вычертите схему макета исследуемой рельсовой цепи.
3. Приведите таблицу измеренных напряжений в контрольных точках.
4. Выводы.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение рельсовых цепей?
2. Назовите режимы работы рельсовых цепей. Укажите неблагоприятные режимы работы РЦ.
3. Объяснить назначение аппаратуры релейного и питающего концов.
4. Указать на схеме цепи прохождения сигнального тока (при свободной рельсовой цепи и шунтировании рельсовой цепи).
5. Какие функции выполняет защитный блок ЗБ-ДСШ?
6. Как производится защита РЦ от взаимного влияния при электрическом замыкании изолирующего стыка?
7. Как получить частоту 25 Гц?
Литература.
1. Аркатов В.С., Аркатов Ю.В., Казеев С.В. и др. Рельсовые цепи магистральных железных дорог. Справочник, 3-е изд.
2. Рогачева И.Л., Варламова А.А., Леонтьев А.В. Станционные системы автоматики: учебник для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта; под ред. И.Л. Рогачевой. М. ГОУ «УМЦ ЖТД», 2007.
3. Сороко В.И., Милюков В.А., Розенберг Е.Н. Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Справочник в 4-х кн.
М НПФ «Планета», 2000.
Дополнительная литература
4. Швалов Д.В. Приборы автоматики и рельсовые цепи. М. ГОУ «УМЦ ЖТД», 2008.
5. Кондратьева Л.А. Рельсовые цепи в устройствах СЦБ. Учебное иллюстрированное пособие (альбом). М. ГОУ «УМЦ ЖТД», 2005.
Лабораторная работа № 3