Общая характеристика субъектов МТП: государства, международные организации, физические и юридические лица.
В рамках международного экономического сотрудничества, в том числе в области транспортной деятельности, государства заключают двусторонние и многосторонние соглашения. Примером может служить Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в области транспортной политики от 09.10.1997, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о воздушном сообщении от 18.12.2000 и др. Только в сфере воздушных сообщений Российской Федерацией заключено свыше 50 двусторонних межгосударственных соглашений.
Участники договорных отношений устанавливают определенные правила поведения. Следовательно, они достаточно точно ориентированы в вопросах своего возможного и должного поведения. Закрепленные правила поведения являются незыблемыми. Поэтому участники не могут произвольно изменять права и обязанности, сформулированные в императивных нормах договора, корректировать их объем и содержание.
Отношения участников транспортных договоров базируются на принципах суверенитета, равенства, соблюдения паритетных начал. Так, если рассматривать транспортный аспект использования территорий государств, то он достаточно четко сформулирован в Чикагской конвенции, где закреплено принципиальное положение о том, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией. Поэтому договаривающиеся государства соглашаются с тем, что регулярные международные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства.
Межправительственные организации, имеющие отношение к международной транспортной деятельности, обладают определенными международными правами и обязанностями в рамках целей и задач, которые закреплены в их учредительных документах. Объем их правосубъектности существенно уступает объему правосубъектности государств и носит функциональный характер.
Межправительственные транспортные организации обладают специальной компетенцией, касающейся транспортной сферы отношений государств – членов организаций. Деятельность этих организаций весьма разнообразна и включает в том числе регулирование как международных публичных, так и международных частноправовых отношений. Что касается проблем международного публичного характера, то к ним относится, например, закрепление принципов международного использования территории, воздушного и морского пространства для перевозок, подготовка программ но развитию международных транспортных артерий, разработка стандартов обеспечения безопасности их эксплуатации и осуществления перевозок и т.п.
Относительно правовой природы актов, принимаемых межправительственными организациями, в том числе транспортными, в свое время высказывались мнения о том, что они носят рекомендательный характер и, следовательно, не являются источниками международного права. Если они содержат только рекомендации, то приведенная оценка будет верной. Но в остальных случаях такая категоричность весьма сомнительна.
Нельзя отрицать правомерности мнения, согласно которому заключаемые межправительственными организациями соглашения как с государствами, так и между собой, несмотря на свою вторичность, относятся к источникам международного права, ибо в них выражена в одних случаях суверенная воля государств, согласованная с волей международной организации, а в других – согласована воля двух или нескольких международных организаций.
Межправительственные транспортные организации представлены главным образом организациями по видам транспорта. Например, на воздушном транспорте действует ИКАО, на морском – ИМ КО, на железнодорожном – Центральное бюро международных железнодорожных сообщений и др.
Поскольку межправительственные транспортные организации играют важную роль в осуществлении международных перевозок, они вместе с неправительственными транспортными организациями рассмотрены в отдельном параграфе 4.4 данного учебника.
Юридические лица, как и физические, не являются субъектами международных публичных отношений. Юридические лица как субъекты международных транспортных частноправовых отношений действуют в качестве перевозчиков и грузовладельцев (грузоотправителей, грузополучателей). Вместе с тем достаточно сложный международный транспортный процесс не сводится непосредственно к перевозкам, а включает также обслуживание их операции, в том числе доставку грузов со складов отправителей до грузовых терминалов, погрузку на другие виды магистрального транспорта при перевозках в смешанном сообщении, выгрузку в пунктах назначения, временное хранение и др.
Поэтому в международном транспортном процессе, помимо перевозчиков и грузовладельцев (грузоотправителей, грузополучателей), участвуют и другие хозяйствующие субъекты. Среди них можно назвать операторов грузовых терминалов, операторов перевозок в смешанном сообщении, транспортных экспедиторов и т.п. Все они являются участниками международных транспортных частноправовых отношений и могут быть как российскими, так и иностранными юридическими лицами.
Оценивая правовое положение каждого из них в конкретном государстве при осуществлении международной перевозки, следует определить, является ли юридическое лицо "своим", т.е. принадлежащим данному государству, или иностранным. На иностранное юридическое лицо распространяется действие двух правовых систем: правовой системы государства, считающегося для него "своим", и системы права государства, на территории которого юридическое лицо действует.
Понятие МТП и его система.
Нормы международного транспортного права соответствующим образом организованы. Их система складывается объективно и базируется на особенностях общественных отношений, составляющих предмет международного транспортного права. В целом совокупность указанных правовых норм составляет Общую и Особенную части международного транспортного права.
Общая часть международного транспортного права – это структурный элемент, содержащий систему норм, имеющих значение для всех или значительной части норм международного транспортного права. К ним относятся те, которые определяют предмет международного транспортного права, характер регулирования присущих ему правоотношений, основания их возникновения, субъектный состав международного транспортного права, его объекты. Это также нормы, закрепляющие основные принципы и функции международного транспортного права.
Нормы Общей части служат устранению разного подхода к регулированию близких по своей правовой природе общественных отношений, складывающихся на международном рынке транспортных услуг. Это в первую очередь общественные отношения договорного характера, возникающие при организации и осуществлении международных перевозок различными видами транспорта.
Система норм Общей части международного транспортного права является, по сути, объединяющим фактором для остальных норм, составляющих Особенную часть данной комплексной отрасли права. Важная роль Общей части заключается также в том, что содержащиеся в ее нормах общие положения представляют собой своеобразный юридико-технический аппарат для использования других норм, применения их на практике.
Все остальные нормы составляют Особенную часть. Они не имеют столь общего спектра воздействия, как правовые нормы Общей части. Нормы Особенной части регулируют вопросы частного характера, главным образом перевозки различными видами транспорта.
Наряду с выделением в рамках международного транспортного права Общей и Особенной частей его систему представляют также подотрасли, институты и подинституты. В юридической литературе подотрасль права трактуется как целостное образование норм, регулирующих специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли. Именно такой подход, учитывающий характер регулируемых системой норм отношений и методов регулирования, позволяет выделить следующие подотрасли международного транспортного права:
– межгосударственная деятельность но выработке и соблюдению принципов и правил использования территорий, водной и воздушной среды для осуществления международных перевозок. Нормы данной подотрасли права регулируют вопросы использования территорий государств, их воздушного пространства, внутренних вод и портов, территориальных морей, а также открытого моря, международных проливов, каналов морских коридоров для архипелажных проходов и воздушного пространства над ними для перевозок пассажиров, багажа и грузов. В ее сферу входит установление транснациональных транспортных артерий, их правового режима и порядка использования. Кроме того, это участие государств в международных транспортных организациях;
– международные транспортные договорные обязательства, регулирующие договорные основы организации и осуществления международных перевозок, а также связанных с ними услуг. Они охватывают договорные условия организации перевозок и доставки с пересечением государственной границы пассажиров, багажа и грузов в пункты назначения. В зависимости от используемых видов транспорта нормы подотрасли отражают особенности условий перевозок, порядок их организации и осуществления автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом.
Кроме договорных обязательств по международным перевозкам, нормы данной подотрасли регулируют также договорные обязательства, связанные с транспортно-экспедиционным обеспечением международных перевозок и страхованием при их осуществлении;
– деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению безопасности международных перевозок, соблюдению правил пересечения границ. Эта подотрасль регулирует вопросы установления и строгого выполнения режима безопасного движения транспорта при осуществлении международных перевозок, порядка и условий перемещения через государственную и таможенную границы перевозимых объектов, реализации установленного налогового бремени, обеспечения оплаты пошлин и сборов.
Если международному транспортному праву как комплексной отрасли права присущи родовые признаки общественных отношений, составляющие его предмет, то отличительные признаки подотраслей заключаются в видовой принадлежности их общественных отношений. Следовательно, каждая из перечисленных подотраслей международного транспортного права имеет свой специфический предмет и связанный с ним метод правового регулирования.
Наряду с подотраслями международного транспортного права существуют его институты. В теории права правовой институт определяется как обособленный комплекс правовых норм, являющихся частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. В нашем случае институт международного транспортного права представляет собой систему правовых норм, регулирующих разновидность предметно связанных международных транспортных отношений в рамках соответствующей подотрасли.
Если рассматривать институты такой подотрасли как международные транспортные договорные обязательства, то это прежде всего институты договорных перевозочных обязательств, ответственности в связи с организацией и осуществлением международных перевозок, претензионно-искового порядка разрешения споров сторонами транспортных договоров и т.д.
Однородность норм института права можно проиллюстрировать на примере такого института, как договорные перевозочные обязательства. Система его норм регулирует отношения по заключению договоров перевозки, их предмет, условия, права и обязанности сторон, отношения, связанные с исполнением договоров и их прекращением.
Другой пример института международного транспортного права, который действует в рамках подотрасли международных транспортных обязательств, – это институт договорных обязательств по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Предмет института договорных обязательств по оказанию транспортно-экспедиционных услуг – это договорные отношения по организации перевозки, определению вида транспорта для ее осуществления, по заключению экспедитором договора перевозки, получению требующихся для экспорта и импорта документов, погрузке и выгрузке груза, сопровождению его в пути следования, уплаты пошлин и сборов и некоторым другим вопросам.
В свою очередь институты международного транспорта права подразделяются на подинституты. В частности, в рамках того же института договорных перевозочных обязательств можно выделить в качестве подинститутов договорные обязательства по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов.
Подинституты содержат системы норм меньших масштабов по сравнению с системами норм институтов, в состав которых они входят.
В целом же международное транспортное право достаточно четко организовано. Системная организация норм этой комплексной отрасли права имеет как теоретическое, так и практическое значение. Во-первых, она облегчает работу правотворческих органов при принятии новых правовых источников и совершенствовании действующих. Она позволяет устранять пробелы в действующей системе международного транспортного права, а также отменять нормы, уже не отвечающие потребностям международной транспортной практики.
Во-вторых, при надлежащей систематизации норм международного транспортного права значительно упрощается поиск и применение соответствующих норм к конкретным случаям. Таким образом, можно прийти к выводу, что международное транспортное право как комплексная отрасль имеет свою достаточно четкую организацию. Его правовые нормы представляют собой структурированную систему, которая существует и развивается по своим внутренним законам. Эта система включает подотрасли, институты и подинституты.