Предмет и метод регулирования международного транспортного права.
Предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса[1].
Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта. В разное время некоторые авторы публикаций предлагали признать самостоятельными отраслями права все транспортное право или его отдельные части. Так, например, в отношении воздушных перевозок был сделан вывод о необходимости признать воздушное право уже на современном уровне его развития самостоятельной отраслью права [2]. Представители морского транспорта в более категоричной форме утверждали, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании[3] .
Таким образом, по предмету и методу правового регулирования международное транспортное право относится к комплексным отраслям, т.е. является правовым комплексом вторичного порядка.
Методы транспортного права
- императивный – в праве преобладают организационно-волевые методы, нормы имеют обязательный характер и могут быть отменены или изменены соглашением сторон;это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами транспортного права (например – установление транспортным законодательством различного рода ограничений, запретов со стороны государства
- диспозитивный – на первом месте – само соглашение сторон, их волеизъявление - они могут изменить действие диспозитивных норм. Нормы права только восполняют соглашения сторон;особ регулирования отношений между участниками правоотношения, являющимися равноправными сторонами. Включает дозволение, предоставление определенных прав, предоставление возможности выбора своего поведения.
В Гражданском праве преобладает диспозитивный характер правовых норм. В транспортном праве – больше императивных норм.
Для транспортного права – сочетание императивных и диспозитивных методов.
Нормы транспортного права относятся к разным отраслям права (гражданского, уголовного, земельного, трудового). Транспортное право включает разные по своему характеру нормы.
4. Международное транспортное право, как наука и учебная дисциплина.
Характеризуя международное право, следует проводить различие между наукой и учебной дисциплиной. Наука и учебный курс международного права имеют много как общего, так и особенного. Безусловно, международное право как учебная дисциплина базируется на науке, имеет с ней одно название, но это разные системные категории; каждая из них имеет свою назначение и свою структуру. Их общее и особенное проявляются в следующем:
- учебная дисциплина базируется на данных науки. Содержание учебного курса во многом зависит от достижений науки, от полноты исследования международно-правовых актов, норм и отношений. Научные исследования могут быть не систематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность каких-либо правовых явлений. А учебный курс должен быть полным, логически цельным, «беспробельным».
- содержание и результаты научных исследований содержатся в докладах, статьях, диссертациях, монографиях, а содержание учебной дисциплины раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях.
- не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В учебном курсе должны содержаться только базовые, наиболее значимые для студентов положения.
- различны цели науки и учебной дисциплины. Цель науки — систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. А учебная дисциплина призвана довести до студентов при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации.
- учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований обусловлено существующими международно-правовыми позициями субъектов международного права, международно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от опыта, пристрастий, научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, от авторов учебников, от личных качеств преподавателей и т.д.
В последние годы издано много учебной литературы по международному праву. Она различна по объему, содержанию, научному уровню. В целом такое разнообразие положительно. Студенты и преподаватели могут выбирать учебник, который они считают более подходящим для них, пользоваться разными изданиями, сравнивая структуру, содержание, подходы разных авторов к одним и тем же вопросам и качество изложения материала. А сравнение всегда будит мысль, способствует развитию творчества, самостоятельности мышления.
http://studopedia.ru/4_52495_mezhdunarodnoe-pravo-kak-nauka-i-uchebnaya-distsiplina.html